Лекция Методы и средства воспитания

1. Понятие о методах, приемах и средствах воспитания.

2. Методы воспитания и их классификация.

А). Характеристика методов формирования сознания человека.

Б). Характеристика методов формирования поведения.

В). Характеристика методов педагогического стимулирования.

Г). Характеристика методов педагогической коррекции.

Литература:

1. Актуальные проблемы педагогики: Курс лекций /БГПУ им.акад.И. Г.Петровского; Под ред. А.Н. Прядехо, С.Ф. Петрушкина, Н.А. Асташовой. -М.:Изд-во ГПУ, 1998. - 256 с.

2. Бордовская Н.В.,Реан А.А. Педагогика:Учеб.для вузов.:Питер,2000.-304 с.

3. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы: Учеб. пособие пед. спец. вузов. -Ростов н/Д:Март,2002.-320 с.

4. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания: Учеб. пособие для вузов. - М.: Пед. общество России, 2001.-320с.

5. Педагогика: Учеб. для пед. учеб. Заведений /Под ред. П.И. Пидкасистого. -М.: Пед.общество России, 2002.-608 с.

6. Педагогика:Учеб.пособие для пед.вузов/В.А.Сластенин,И.Ф. Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов.-4-е изд.-М.:Школьная Пресса, 2002.-512 с.

7. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для пед. спец. вузов: В 2 кн. Кн. 2: Процесс воспитания.-М.: Владос, 2003.-256с.

8. Психология и педагогика: Учеб. Пособие /Под ред. А.А. Радугина. -2-е изд., испр. и доп. -М: Центр, 2003. -256 с.

9. Реан А.А. Психология и педагогика: Учеб. для вузов /А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. -СПб.: Питер, 2001. -432с.

10. Сластенин В.А. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов по непед. спец. /В.А.Сластенин, В.П.Каширин; Междунар. акад. наук пед. образования. -М.: Академия, 2001. -480с.

11. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. для пед. спец. вузов.-7-е изд.-Мн.: Университетское, 2002. -560 с.

 

Метод воспитания (от греческого «методос» — «путь») — это путь достижения заданной цели воспитания.

Методы воспитания — это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.

Прием воспитания — часть общего метода, отдель­ное действие.

Средства воспитания- это предметы материальной и духовной культуры.Под приемом по­нимается единичное воздействие, под средством — совокуп­ность приемов. Например, труд — средство воспитания, но показ, оценка труда, указание на ошибку в работе — это приемы. Слово — средство воспитания, но реплика, ироническое замечание, сравнение — приемы. В связи с этим иногда метод воспитания определяют как систему приемов и средств, используемых для достижения поставлен­ной цели.

 

Выбор методов воспитания — высокое искусство.

Условия определя­ющие выбор методов воспитания.

1. Цели и задачи воспитания. Цель не только оправдывает методы, но и определяет их. Какова цель, такими должны быть и методы ее достижения.

2. Содержание воспитания- одни и те же задачи могут быть наполнены различным смыслом. Важно правильно увязать методы не с содержанием вообще, а с конкретным смыслом..

3. Возрастные особенности воспитанников. Одни и те же задачи решаются различными методами в зависимости от возраста воспитанников Формировать чувство ответственности нужно и в младшем, и в среднем, и в старшем школьном возрасте, но методы воспитания должны меняться. Те, которые подходят первокласснику, снисходительно воспринимаются в третьем и отвергаются в пятом классе.

4. Уровень сформированности коллектива. Гибкость управления, как нам уже известно, необходимое условие успешного сотрудничества воспитателя с воспитанниками.

5. Индивидуальные и личностные особенности воспитан­ников. Гуманный воспитатель будет стремиться применять такие методы, которые дают возмож­ность каждой личности развить свои способности, сберечь свою индивидуальность, реализовать собственное «Я».

6. Условия воспитания — материальные, психофизиологические, санитарно-гигиени­ческие и отношения, складывающиеся в классе: климат в коллективе, стиль педагогического руководства и др. Абстрактных условий, как известно, не бывает, они всегда конкретны

7.Средства воспитания: наглядные пособия, произведения изобразительного и музыкального искусства, средства массовой информации — необходимое подспорье для эффективного применения методов. К средствам воспитания относятся также различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая), педагогическая техника (речь, мимика, движения и т.д.), средства, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность учителей и учеников

8. Уровень педагогической квалификации. Воспитатель
выбирает только те методы, с которыми он знаком, которыми
владеет. Многие методы сложны, требуют большого напряже­ния сил: незаинтересованные педагоги предпочитают обходиться без них. Следствие — гораздо более низкая эф­фективность воспитания, чем она могла бы быть при исполь­зовании разнообразных и адекватных целям, задачам и условиям методов.

9.Время воспитания. Когда времени мало, а цели большие, применяются «сильнодействующие» методы, в благоприятных условиях используются «щадящие» методы воспитания. Деление методов на сильнодействующие и щадящие условно: первые связаны с наказаниями и принуждениями, вторые — это
увещевания и постепенное приучение. Сильнодействующие методы используются обычно при перевоспитании, когда за возможно более короткое время требуется искоренить нега­тивные стереотипы поведения.

10.Ожидаемые последствия. Выбирая метод , вос­питатель должен быть уверен в успехе. Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет применение метода.

 

Общий принцип выбора методов воспитания — гуманизм отношений педагога к воспитанникам.