В развитии растущего организма.

Двигательная активность – это сумма движений, выполняемая человеком в процессе жизнедеятельности. Она рассматривается как биологическая потребность организма, от степени удовлетворения которой, зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие.

Движения, физические упражнения считаются специфическим средством физического воспитания. Они обеспечат эффективное решение задач физического воспитания, если будут выступать в форме целостного двигательного режима, отвечающего возрастным и индивидуальным особенностям двигательной активности каждого из детей. Рекомендации к двигательному режиму для детей:

– общая продолжительность двигательной активности составляет не менее 50-60 % периода бодрствования ребенка;

– содержанием двигательного режима является двигательная деятельность, разнообразная по составу движений, физических упражнений, видам и формам деятельности. При этом целесообразными движениями должны быть насыщены и игры детей, бытовая и трудовая деятельность;

– определенную часть двигательного режима составляют физические упражнения, специально подобранные для формирования систем и функций организма, коррекционной работы, которые включаются в организованныеи индивидуальные формы работы с детьми;

– периоды двигательной активности чередуются со спокойными "сидячими" видами деятельности;

– каждый ребенок по своему желанию должен иметь возможность двигаться самостоятельно в любое время дня.

Двигательная активность способствует укреплению здоровья, повышению его функциональных возможностей, работоспособности, способствует развитию физических качеств, повышает устойчивость организма к действию неблагоприятных факторов внешней среды.

Основы физической культуры человека закладываются в раннем детстве. Поэтому главная цель управления физической активностью на первом этапе воспитания культуры человека, состоит в формировании и интенсивном развитии всех компонентов физической культуры личности. Уже в дошкольном возрасте необходимо обеспечивать формирование в сознании и психике ребенка комплекса представлений о необходимости занятий физическими упражнениями.

В раннем детстве закладываются сенситивные основы будущих мотиваций физической активности. Задача здесь состоит в том, чтобы дать ребенку почувствовать радость движений. Раннее детство (до двух лет) – начальный период развития двигательной функции человека и закладки основ его здоровья. Быстрое развитие аппарата движений и обеспечивающих их физиологических систем обусловливает жизненную важность организации правильного режима стимуляции физической активности ребенка. В раннем детстве необходимо приучить ребенка к повседневной физической активности, сформировать “комплекс удовольствия и мышечной радости” в его ощущениях как основу будущей потребности в двигательной активности.

Главная задача физической активности детей второго года жизни – помочь ребенку освоить правильную ходьбу, с согласованными движениями рук и ног, укрепитьмышцы ног, спины и живота, так как от их силовой подготовленности во многом будет зависеть формирование правильной осанки. Общее направление организации физической активности ребенка – побуждение его к освоению новых движений.

Дошкольный возраст (3-6 лет) характеризуется значительными изменениями в физическом и двигательном развитии ребенка. В младшем дошкольном возрасте (3-4 года) важно приучить ребенка к ежедневным занятиям физическими упражнениями и подвижными играми как обязательным элементам повседневной жизни. В этот период необходимо создать все условия для освоенияребенком многих видов простейших движений и закаливающих процедур. Главная задача физического воспитания ребенка третьего года жизни – освоение и совершенствование новых видов движений, особенно пальцев рук, закрепление навыков уже освоенных видов движений.

Главная задача физической активности ребенка четвертого года жизни – освоение новых движений, главным образом из арсенала упражнений спортивного характера. Новая черта физической тренировки в этот период – постановка целей в ряде упражнений. Такими целями могут быть: пробежать быстро, попасть мячом в цель, прыгнуть дальше, точно воспроизвести движение, быстро среагировать на команду.

Основная направленность физической подготовки детей пятого года жизни – расширение арсенала освоенных элементарных движений и подготовка к освоению новых сложных в техническом отношении упражнений. Значительное место в этот период занимает развитие тех физических качеств, которые в будущем послужат фундаментом для овладения сложными по координации движениями.

На фоне разностороннего физического совершенствования детей шестого года жизни все большее место занимают специализированные тренировки отдельных физических качеств и способностей, а также овладение более сложными видами движений из арсенала спорта. Главная задача в этот период – подготовка обширной основы для интенсификации процесса физического воспитания в последующие годы.