II. Уроки обучающих сочинений.

 

1. Сообщение учителя о характере работы, постановка цели занятий.

2. Работа над темой и основной мыслью сочинения.

3. Составление плана и «рабочих материалов» на основе использования различных источников: жизненных наблюдений учащихся, материалов литературных произведений, картин художников, театральных спектаклей, кинофильмов, радио- и телепередач.

4. Языковая подготовка (работа над семантикой слов, которые предполагается ввести в тексты; коллективные и индивидуальные поиски учащимися образных слов и выражений, а также синтаксических структур, которые наиболее соответствуют определенному содержанию; поиски средств связи между частями текста; предупреждение орфографических и пунктуационных ошибок).

5. Составление черновика.

6. Написание белового варианта сочинения.

Подготовка учащихся к обучающему сочинению также занимает целый урок; работа над беловым вариантом сочинения обычно переносится на второй, сдвоенный урок или осуществляется учащимися дома.

Уроки работы над ошибками

1. Общая оценка учителем качества выполнения учащимися письменных работ (контрольных диктантов, изложений и сочинений).

2. Разбор достоинств и недостатков текстов ученических изложений и сочинений.

3. Анализ общих для класса орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых ошибок.

4. Индивидуализация заданий, даваемых тем учащимся, которыми допущено минимальное количество ошибок в письменных работах, и продолжение коллективной работы над ошибками.

5. Постепенный переход всех учащихся к выполнению индивидуализированных заданий.

6. Индивидуализация заданий, даваемых учащимся на дом.