Творчество – это способность человека, приобретённая в труде, созидать из определённого материала новую действительность.
Рыленков:
Чтоб в глаза тебе время смотрело,
стань под солнцем открытым лицом.
За какое б ни взялся ты дело
не поденщиком будь, а творцом.
Творческое мышление в научном познании – это всегда искание и открытие нового, поиски ранее не изведанных подходов и решений, активное достижение истины.
Вопрос о сущности творчества является одним из центральных в философии. Он ставился и решался по-разному в разные исторические эпохи. По И. Канту творческая деятельность есть единство сознательной и бессознательной деятельностей. Ф. Шеллинг полагал, что творчество является высшей формой человеческой деятельности. В философии А. Бергсона –центром своего учения считал интуицию.
Действительно, важную роль в процессе научного познания играет интуиция (от лат. intueri – пристально смотреть). Интуиция – это внезапное озарение, мысленное проникновение в сущность вещей, постижение истины без всяких предварительных логических рассуждений.
Многие мыслители в истории философии и естествознания полагали, что интуиция – божественное озарение, но практика убеждает, что интуиция возникает у исследователя после долгих его раздумий и большой предварительной работы мозга.
Рене Декарт, считал, что дедуктивная форма доказательства (от общего к частному) основывается на аксиомах, которые постигаются интуитивно, без всякого доказательства. Бенедикт Спиноза (1632 – 1677 гг.), нидерландский философ-материалист, считал интуицию «третьим родом» познания (первое – чувственное, второе – рациональное), наиболее достоверным и важным.
Преувеличение роли интуиции в познании приводит к иррационализму. Иррациональный означает непостигаемый разумом, мышлением, невыразимый в логических понятиях. Термин иррациональный употребляется для характеристики философских направлений, отрицающих роль разума в познании .
Иррационализм считает действительность хаотичной, лишённой закономерности, подчиняющейся игре случая, слепой воле.
Таким образом,познание – это процесс приобретения знания. Процесс познания носит диалектический характер. Процесс познания пониматся в широком и узком смысле слова. В широком смысле познание – это приобщение к существующим знаниям, в узком смысле познание представляет собой процесс производства нового знания. Основу и цель познания составляет практика. Главная задача процесса производства нового знания – получить истинные знания. Истина – это соответствие знаний действительности. Выделяют абсолютную и относительную истины.
Вопросы для закрепления материала:
1. Что собой представляет процесс познания?
2. Как решается проблема познания в истории философии?
3. Какие знания относятся к эмпирическим?
4. Дайте характеристику теоретическим знаниям.
5. Какова роль творчества в научном познании?
6. Что является критерием истины?
7. Является ли практика абсолютным критерием?
8. Дайте понятие веры.
9. Какое значение играет вера в познании?
Литература: