Место персонала в системе TQM
Лекция 4. Персонал организации в системе менеджмента качества
Опираясь на общие подходы к сущности и направленности TQM, раскрытые в предыдущих лекциях, определим роль и место персонала в системе менеджмента качества, адекватной TQM. Необходимо уточнить само понятие «система качества».
Система качества (система менеджмента качества) — совокупность организационной структуры, распределения полномочий и ответственности, методов, процедур и ресурсов, необходимых для установления, поддержания и совершенствования качества продукции. Более широко система качества определяется как совокупность взаимосвязанных объектов (управляемой подсистемы качества), субъектов (управляющей подсистемы качества — подсистемы управления качеством) и входящих в них элементов, взаимодействие которых обеспечивает создание продукции (услуг) определенного уровня качества и использование ее по назначению. Система качества охватывает все стадии и уровни формирования качества и обеспечивает реализацию определенной политики организации в области качества, которая официально определяет основные цели и задачи организации в этой сфере. В рамках системы качества в организации формируется внутрифирменная иерархия качества, отражающая связь качества с общей эффективностью деятельности организации и являющаяся основанием пирамиды качества.
Эффективная, хорошо структурированная система качества позволяет opганизации оптимизировать качество не только с точки зрения уменьшения различных рисков, снижения издержек и роста прибыли, но и реализации более глобальных целей.
Проанализируем предложенные Э. Демингом для менеджеров 14 принципов совершенствования качества.
1. Соблюдайте постоянство целей.
2. Примите новую философию: откажитесь от низкого качества во всем.
3. Откажитесь от повсеместного контроля.
4. Откажитесь от партнерства, основанного только на цене продукции; установите долгосрочные партнерские отношения; уменьшите количество поставщиков.
5. Постоянно совершенствуйте систему производства и обслуживания.
6. Практикуйте в организации наставничество и обучение.
7. Внедрите современные методы руководства: функции управления должны смещаться от контроля количественных показателей к качественным.
8. Устраните страх: способствуйте тому, чтобы сотрудники высказывались открыто.
9. Устраните барьеры между подразделениями и сотрудниками организации.
10. Откажитесь от лозунгов, транспарантов и наставлений для рабочих.
11. Откажитесь от количественных оценок работы.
12. Поддерживайте чувство профессиональной гордости в сотрудниках.
13. Внедрите в организации систему образования и самосовершенствования сотрудников.
14. Добейтесь приверженности руководства организации идее качества.
Как видим, ряд принципов, безусловно, распространяется на сферу управления персоналом. Это не только очевидные — 6,8,9,10,12,13 из перечисленных выше основополагающих положений, но и, исходя из современных подходов к управлению персоналом, — 1,3,5,7,11,14.
Э. Деминг основное внимание сосредоточил на улучшении качества применительно к процессам и системам. Дж. Джуран, выделивший необходимость для каждого менеджера индивидуальной деятельности, приводящей к повышению качества, является сторонником подхода, предусматривающего вовлеченность персонала в процедуры, обеспечивающие высокое качество. Этот подход содержит 10 составляющих повышения качества.
1. Формирование осознания потребности в качественной работе и создание возможностей для улучшения качества.
2. Установление целей для постоянного совершенствования деятельности.
3. Создание организации, способной эффективно работать над достижением целей, сформировав команды и выбрав координаторов.
4. Предоставление возможности обучения всем сотрудникам организации.
5. Выполнение проектов для решения проблем.
6. Информирование сотрудников организации о достигнутых успехах.
7. Выражение признания сотрудникам, внесшим наибольший вклад в улучшение качества.
8. Информирование о результатах.
9. Регистрация достижений.
10. Внедрение и закрепление достижений, которых удалось добиться за год, в системы и процессы, постоянно функционирующие в организации.
Программа совершенствования качества, предложенная Ф. Кросби, состоит из следующих 14 компонентов.
1. Четкое определение приверженности руководства организации идее качества.
2. Использование командной работы для улучшения качества, для привлечения и информирования о качестве всех членов организации.
3. Оценка качества и определение текущих и потенциальных проблем с качеством.
4. Определение стоимости качества.
5. Определение стоимости некачественной работы и доведение этой информации до подчиненных.
6. Корректировка действий.
7. Создание специального комитета по работе с программой «нулевого брака».
8. Обучение специалистов, которые будут внедрять программу «нулевого брака».
9. Проведение «Дня нулевого брака» для объяснения программы и отношения организации к проблеме качества.
10. Мотивация персонала к установлению целей, подразумевающих улучшение качества.
11. Стимулирование подчиненных к сообщению о проблемах, не позволяющих им работать без брака.
12. Общественное признание тех, кто достигает поставленных целей и отлично выполняет работу.
13. Организация Советов качества, состоящих из профессионалов и руководителей коллективов, которые будут регулярно общаться друг с другом.
14. Неоднократное повторение пунктов 1—13, т.к. процесс совершенствования качества бесконечен.
Общие черты этих трех подходов, многие принципы которых (в первую очередь, 14 принципов Э. Деминга) легли в основу современной концепции управления качеством TQM, касаются вопросов персонала и должны решаться в рамках менеджмента персонала. Однако в период формирования этих всемирно известных подходов управление персоналом не выделялось как самостоятельное отдельное функциональное направление общего менеджмента. Лишь начиная с 1980-х гг. в деятельности организаций стали выделять отдельные функциональные направления менеджмента, расширился перечень объектов менеджмента, в структуре общего менеджмента появились самостоятельные дисциплины, в т.ч. управление персоналом.
Внимание классиков теории и практики управления качеством к персоналу не случайно. Персонал в системе качества, особенно соответствующей TQM, естественно, «присутствует» и в управляющей подсистеме качества в лице работников соответствующих структур или руководителей, а также всех работников (исходя из принципов вовлечения сотрудников) и в управляемой подсистеме, как ее важнейший элемент, наиболее «активно» обеспечивающий создание продукции (услуги) определенного качества. Учитывая такое «обоюдное» место персонала в системе качества, можно определить и его роль в функционировании данной системы, которое строится на ряде основополагающих положений, вытекающих из принципов TQM. Роль персонала мы раскрываем через выполняемые им функции.
Основными «ролевыми», значимыми характеристиками, свойствами персонала при реализации в организации концепции TQM ее основных принципов, являются:
• способность к непрерывному совершенствованию, развитию своей рабочей силы, в т.ч. на основе саморазвития, самосовершенствования, самообразования;
• высокая восприимчивость к факторам внешнего (в т.ч. управленческого) воздействия;
• готовность и способность адаптации инициативных действий со стороны руководства;
• способность к самоконтролю, самооценке;
• инициативность в совершенствовании своих трудовых процессов и методов их выполнения, направленных на повышение качества выполняемых работ;
• готовность и способность принятия на себя ответственности в рамках своей компетенции;
• наличие навыков, умений управления своей деятельностью и управления качеством;
• наличие внутренней мотивации обеспечения высокого качества выполняемых работ и постоянного его повышения;
• умение работать в группе;
• приверженность сотрудничеству по схеме «поставщик – потребитель»;
• готовность оказывать помощь сотрудникам, осуществляющим нововведения, ориентированные на качество.
и работников, в той или иной мере должны быть включены (отражены) моменты, предопределяющие участие в:
• реализации политики организации в области качества;
• самооценке (проведении аудитов) системы качества, оценивании ее результативности и эффективности;
• функционировании (разработке) и совершенствовании системы качества;
• разработке и реализации планов качества;
• вовлечении в процесс постоянного улучшения качества;
• выявлении причин несоответствий, разработке и реализации корректирующих (предупреждающих) действий;
• обучении и повышении квалификации в области качества.
TQM, выдвигая определенные требования к персоналу, предполагает определенную регламентацию его деятельности, т.е. обоснование и документальное закрепление функций, обязанностей, прав и ответственности в области качества подразделений и должностных лиц предприятия.
Рис. 3.1 - Регламентирование деятельности персонала в области качества
Положения о подразделениях и должностные инструкции должны способствовать всестороннему ознакомлению персонала (как рядовых работников, так и руководителей) с их новыми задачами, функциями, рабочими заданиями, на них должны опираться планы обучения и повышения квалификации персонала в области качества. При подборе, в процессе обучения и по итогам обучения персонала должна оцениваться степень соответствия работника тем требованиям, которые определены рассматриваемыми документами. Поэтому в должностных инструкциях должны содержаться конкретные критерии оценки работника при выполнении тех или иных функций, заданий.