Назначение и условия эксплуатации

Электроника и электрооборудование транспортных и

Транспортно-технологических машин и оборудования

Лекция 2

Аккумуляторная батарея

Учебные вопросы:

Назначение и условия эксплуатации.

Требования к стартерным аккумуляторным батареям.

Принцип работы свинцового аккумулятора.

Технические характеристики аккумуляторной батареи.

Назначение и условия эксплуатации

 

Система электроснабжения автомобиля предназначена для питания электри­ческой энергией всех потребителей. Источниками электрической энер­гии на автомобиле являются генератор и аккумуляторная батарея, включенные параллельно друг другу.

При работающем двигателе генератор является основным источни­ком электроэнергии и обеспечивает электроснабжение потребителей и заряд аккумуляторной батареи. При неработающем двигателе функции источника электроэнергии переходят к аккумуляторной батарее, ко­торая также должна обеспечивать надежный пуск двигателя.

Структурная схема системы электроснабжения представлена на рис. 1.

 

Рисунок 1 Структурная схема системы электроснабжения автомобиля

 

Автомобильная аккумуляторная батарея предназначена для электроснабже­ния стартера для питания электрическим током приборов элек­трооборудования при неработающем двигателе, при пуске двигате­ля стартером, а также при работе двигателя на малой частоте враще­ния коленчатого вала.

Работая параллельно с генераторной установкой, батарея устраняет перегрузки генератора и возможные перенапряжения в системе электрообору­дования в случае нарушения регулировки или при выходе из строя регулятора напряжения, сглаживает пульсации напряжения генератора, а также обеспечи­вает питание всех потребителей в случае отказа генератора и возможность дальнейшего движения автомобиля за счет резервной емкости.

Наиболее мощным потребителем энергии аккумуляторной батареи является электростартер. В зависимости от мощности стартера и условий пуска двигате­ля сила тока стартерного режима разряда может достигать нескольких сотен и даже тысяч ампер. Поскольку этот режим является наиболее тяжелым (максимальный ток и мощность), автомобильные аккумуляторные батареи называются стартерными, т.е. их включают в особый класс стартерных батарей.

Батарея на автомобиле входит в состав не только системы электростартерного пуска, но и других систем электрического и электронного оборудования.

После разряда на пуск двигателя и питание других потребителей батарея подзаряжается от генераторной установки. Частое чередование режимов раз­ряда и заряда (циклирование) - одна из характерных особенностей работы ба­тарей на автомобилях.

Обычно аккумуляторные батареи на автомобилях после пуска двигателя рабо­тают в режиме подзаряда и сконструированы таким образом, чтобы развивать достаточную мощность в кратковременном стартерном режиме разряда при низ­ких температурах.

Наибольшее влияние на работу аккумуляторных батарей оказывают место размещения и способ крепления батарей на автомобиле, интенсивность и регу­лярность эксплуатации автомобиля (среднесуточный пробег), температурные условия эксплуатации (климатический район, время года и суток), назначение автомобиля, соответствие характеристик генераторной установки, аккумуля­торной батареи и потребителей электроэнергии.