Функциональность стилей

 

Стилистика языка изучает стили, которые принято называть функциональными. Стили осуществляют определенные коммуникатив­ные функции, т.е. можно сказать, что стили формируются в результате функционирования языка в разных условиях.

Функциональный стиль языка — это его разновидность, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни:

• обыденное общение;

• официально-деловые отношения;

• науку;

• словесно-художественное творчество.

В каждой из этих сфер общественной жизни используется своя разновидность литературного языка. Представим в виде табл. сфе­ры общения и обслуживающие их стили литературного языка.


Таблица 2. Сферы общения и обслуживающие их стили литературного языка

 

Сфера общения Функциональный стиль
Общение людей в быту Разговорный (обиходно-бытовой)
Общение граждан с учреждениями и учреждений между собой Официально-деловой
Агитационно-массовая деятельность Публицистический
Научная деятельность Научный
Словесно-художественное творчество Художественный стиль (стиль художественной литературы)

 

Итак, что можно назвать центральным предметом изучения стили­стики. Это — выразительные возможности и средства разных уров­ней языковой системы, их стилистические значения и окраски (кон­нотации), закономерности употребления языка в разных сферах и си­туациях общения и своеобразная организация речи, специфическая для каждой сферы.

4. Направления стилистики

 

Приведенное выше определение стили­стики – наиболее полное и исторически соответствующее действи­тельности, но это – определение общей стилистики. Однако суще­ствует несколько направлений стилистики:

1) «стилистика ресурсов», изучающая стилистические ресурсы языка. Это направление считается традиционным. Предста­вляет собой описательную стилистику, характеризующую стилисти­чески окрашенные средства языка, выразительные возможности и семантико-функциональные оттенки слов, форм, конструкций. Главным объектом изучения этого направления является стилистиче­ская синонимия языка. Это книжные (имеющие оттенок официаль­ности) и разговорные (характеризующиеся оттенком непринужден­ности и даже фамильярности) языковые средства, имеющиеся на различных уровнях языковой системы: фонетическом, лексическом, фразеологическом, словообразовательном, морфологическом, син­таксическом;

2) функциональная стилистика, исследующая зако­номерности функционирования языка в зависимости от коммуника­тивных задач в той или иной сфере общения, но главным образом специфику и речевую системность функциональных стилей и других функционально-стилевых разновидностей: «подстилевых», жанро­вых, ситуативных и т.д.

Предмет изучения – употребление, функционирование языка, но не его структуры: не столько сами по себе языковые средства, сколько принципы их отбора и сочетания, определенные экстралингвистиче­скими (внеязыковыми) факторами, и образующаяся в результате это­го речевая организация (речевая системность);

3)«наука о стилях художественной литературы».В русле этой науки занимаются исследованием взаимодействия лите­ратурного языка и различных стилей художественной литературы в их историческом развитии. Сюда же входит и стилистика индивидуаль­ной речи (стиля) писателя и отдельного художественного произведе­ния, в том числе вопросы интерпретации конкретных текстов. Таким образом, цель исследования — текстологическая, метод — лингви­стический. Некоторые ученые выделяют особо стилистику текста. Но текст, как и типология текстов, является объектом изучения функци­ональной стилистики;

4) практическая стилистика. Эта стилистика должна воспитать у говорящего стилевое чутье, знакомить с нормами того или иного функционального стиля, ведь основной принцип стилистики — целесообразность и уместность использования того или иного языкового средства в зависимости от сферы общения, его целей и задач. Изучение практической стилистики приводит к повышению общей культуры речи. Вопросы, которые разрешаются в практической стилистике, явля­ются основными и для такой науки, как культура речи.