Функциональность стилей
Стилистика языка изучает стили, которые принято называть функциональными. Стили осуществляют определенные коммуникативные функции, т.е. можно сказать, что стили формируются в результате функционирования языка в разных условиях.
Функциональный стиль языка — это его разновидность, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни:
• обыденное общение;
• официально-деловые отношения;
• науку;
• словесно-художественное творчество.
В каждой из этих сфер общественной жизни используется своя разновидность литературного языка. Представим в виде табл. сферы общения и обслуживающие их стили литературного языка.
Таблица 2. Сферы общения и обслуживающие их стили литературного языка
Сфера общения | Функциональный стиль |
Общение людей в быту | Разговорный (обиходно-бытовой) |
Общение граждан с учреждениями и учреждений между собой | Официально-деловой |
Агитационно-массовая деятельность | Публицистический |
Научная деятельность | Научный |
Словесно-художественное творчество | Художественный стиль (стиль художественной литературы) |
Итак, что можно назвать центральным предметом изучения стилистики. Это — выразительные возможности и средства разных уровней языковой системы, их стилистические значения и окраски (коннотации), закономерности употребления языка в разных сферах и ситуациях общения и своеобразная организация речи, специфическая для каждой сферы.
4. Направления стилистики
Приведенное выше определение стилистики – наиболее полное и исторически соответствующее действительности, но это – определение общей стилистики. Однако существует несколько направлений стилистики:
1) «стилистика ресурсов», изучающая стилистические ресурсы языка. Это направление считается традиционным. Представляет собой описательную стилистику, характеризующую стилистически окрашенные средства языка, выразительные возможности и семантико-функциональные оттенки слов, форм, конструкций. Главным объектом изучения этого направления является стилистическая синонимия языка. Это книжные (имеющие оттенок официальности) и разговорные (характеризующиеся оттенком непринужденности и даже фамильярности) языковые средства, имеющиеся на различных уровнях языковой системы: фонетическом, лексическом, фразеологическом, словообразовательном, морфологическом, синтаксическом;
2) функциональная стилистика, исследующая закономерности функционирования языка в зависимости от коммуникативных задач в той или иной сфере общения, но главным образом специфику и речевую системность функциональных стилей и других функционально-стилевых разновидностей: «подстилевых», жанровых, ситуативных и т.д.
Предмет изучения – употребление, функционирование языка, но не его структуры: не столько сами по себе языковые средства, сколько принципы их отбора и сочетания, определенные экстралингвистическими (внеязыковыми) факторами, и образующаяся в результате этого речевая организация (речевая системность);
3)«наука о стилях художественной литературы».В русле этой науки занимаются исследованием взаимодействия литературного языка и различных стилей художественной литературы в их историческом развитии. Сюда же входит и стилистика индивидуальной речи (стиля) писателя и отдельного художественного произведения, в том числе вопросы интерпретации конкретных текстов. Таким образом, цель исследования — текстологическая, метод — лингвистический. Некоторые ученые выделяют особо стилистику текста. Но текст, как и типология текстов, является объектом изучения функциональной стилистики;
4) практическая стилистика. Эта стилистика должна воспитать у говорящего стилевое чутье, знакомить с нормами того или иного функционального стиля, ведь основной принцип стилистики — целесообразность и уместность использования того или иного языкового средства в зависимости от сферы общения, его целей и задач. Изучение практической стилистики приводит к повышению общей культуры речи. Вопросы, которые разрешаются в практической стилистике, являются основными и для такой науки, как культура речи.