В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, сформулированы важнейшие задачи воспитания: формирование у школьников
- гражданской ответственности и правового самосознания,
- духовности и культуры,
- инициативности,
- самостоятельности,
- толерантности,
- способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Воспитание – предмет междисциплинарного исследования. Понятие воспитания рассматривается многими науками (философия, социология, педагогика, психология и др.). Так, социология рассматривает структуру и содержание деятельности различных социальных групп и институтов, которые выполняют воспитательные функции. В социологии – воспитание – процесс передачи социального опыта. Педагогика рассматривает цели и задачи воспитания, его средства и методы, способы их реализации на практике, а также содержание воспитания. В педагогике под воспитанием понимается процесс целенаправленного непосредственного воздействия.
Психология воспитания изучает закономерности процесса усвоения нравственных норм и принципов, формирования мировоззрения, убеждений, привычек и т.п. в условиях учебной и воспитательной деятельности образовательного учреждения.
Психология рассматривает воспитание как целенаправленное формирование отношений к системе наивысших ценностей, к самому себе, другим людям.