Онтология Платона, утверждающая, что в основе бытия лежит идея Блага, характеризуется как...

Контрольная работа по истории философии.

1 вариант.

Часть А. Выберите из предложенных вариантов один верный ответ:

1. Термин «философия» означает:

а) рассуждение;

б) профессиональную деятельность;

в) компетентное мнение;

г) любовь к мудрости.

 

2. Устойчивая система взглядов на мир, убеждений, представлений, верований человека, определяющих выбор определенной жизненной позиции, отношение к миру и другим людям, — это:

а) мировосприятие;

б) миропонимание;

в) мировоззрение;

г) мироощущение.

 

3. Под философией понимают …

а) систему религиозных учений о мире и человеке;

б) совокупность нравственных учений и норм;

в) жизненную мудрость;

г) систему теоретических воззрений на мир и место в нем человека.

 

4. Роль философии в научном познании связана с …

а) уточнением абстрактных понятий;

б) разработкой умозрительных схем;

в) утверждением альтернативного способа мировосприятия;

г) разработкой методологии познания.

 

Онтология Платона, утверждающая, что в основе бытия лежит идея Блага, характеризуется как...

а) дуализм;

б) гуманизм;

в) объективный идеализм;

г) субъективный идеализм.

 

6. Основателем даосизма в Китае был:

а) Мо Цзы;

б) Лао Цзы;

в) Конфуций;

г) Чжуан Цзы .

 

7. Дхарма в древнеиндийской философии — это:

а) понятие долга и предназначения;

б) закон вечного круговорота бытия;

в) абсолютное духовное освобождение;

г) вид религиозно-духовной практики.

 

8. Буддизм ввел в качестве исходного понятия в свою философию:

а) надежду;

б) любовь;

в) желание;

г) страдание.

 

9. Гераклит Эфесский считал, что первоэлементом яв­ляется:

а) вода;

б) огонь;

в) земля;

г) дерево.

 

10. Основателем этики в западноевропейской филосо­фии считается:

а) Фалес;

б) Сократ;

в) Платон;

г) Аристотель.

 

11. В центре внимания основанной Пифагором школы было то, что, по мнению философа, лежит и в основе всего сущего, это:

а) порядок;

б) Бог;

в) разум;

г) число.

 

12. Задача средневековой философии, с точки зрения схоластов, состояла в том, чтобы:

а) исследовать социальную действительность;

б) систематизация и обоснование религиозных догматов логическим способом;

в) исследовать природу;

г) исследовать человека.

 

13. Гуманистическое мировоззрение впервые стало складываться в философии:

а) эпохи Возрождения;

б) экзистенциализма;

в) Просвещения;

г) немецкой классической философии.

 

14. Мартин Лютер выступал против идеи о том, что:

а) человек может напрямую обращаться к богу;

б) церковь — единственный посредник между богом и че­ловеком;

в) священники не могут отпускать мирянам грехи;

г) человек полон чувства вины и греха.

 

15. Понимание Николло Макиавелли соотношения политики и морали зачастую определяется другими как:

а) гуманизм;

б) объективизм;

в) цинизм;

г) анархизм.

 

16. Философы эпохи Просвещения (первым об этом заговорил голландский философ Гроций) разработали и обосновали теорию:

а) абсолютного (божественного) права, при котором реа­лизуется проявление божьего суда;

б) естественного права, когда его сущность отражает об­щечеловеческую природу;

в) государственного права, когда оно создается управ­ляющей верхушкой для решения своих проблем;

г) эгалитарного права, когда признаются права и свободы всех граждан государства.

 

17. По мнению большинства историков философии, Френсис Бэкон являлся родоначальником европейского:

а) идеализма;

б) скептицизма;

в) эмпиризма;

г) прагматизма.

 

18. Основной рабочий метод Ф. Бэкона — это:

а) анализ;

б) синтез;

в) дедукция;

г) индукция.

 

19. Рене Декарт был сторонником такого направления в гносеологии как :

а) рационализм;

б) сенсуализм;

в) реализм;

г) деизм.

 

20.В виде «великого Левиа­фана» (чудовища) рассматривал государство:

а) Жан Жак Руссо;

б) Шарль Монтескье;

в) Томас Гоббс;

г) Джон Локк.

 

21. Впервые в философии политики Джон Локк в своей рабо­те «Два трактата об управлении государством» предлагает идею:

а) демократического централизма;

б) разделения властей

в) просвещенной монархии;

г) общественного договора.

 

22. Для Вольтера равенство людей — это, прежде все­го, равенство:

а) природное;

б) имущественное;

в) политическое;

г) сословное.

 

23. Руссо считал единственно справедливым правите­лем общества и сувереном:

а) просвещенного монарха;

б) избранного президента;

в) объединенный народ;

г) парламент.

 

24. По Канту, предмет и явление в мире, данные в вос­приятии, для познающего субъекта есть:

а) вещь в себе;

б) феномен;

в) ноумен;

г) интеллектуальный синтез.

 

25. Центром мировоззрения Карла Маркса считается:

а) материалистическое понимание истории;

б) категорический императив;

в) безосновная воля;

г) диалектика абсолютного духа.

 

26. Согласно Артуру Шопенгауэру, человеческая история — это:

а) прогрессивное движение к обществу всеобщего благо­денствия;

б) неизбежное приближение Страшного Суда;

в) бессмысленное сплетение событий;

г) непредсказуемая игра случайности, отражающая внут­реннюю закономерность.

 

27. Согласно учению Огюста Конта, представителя философии позитивизма, надеялся заменить все науки об обществе:

а) историей;

б) философией;

в) социологией;

г) религией.

 

28. В философии Фридриха Ницше основным понятием является:

а) безосновная воля;

б) воля к жизни;

в) воля к власти;

г) воля как «жизненный порыв».