Анализ безубыточности
В случае, когда результатом выпускной работы становится разработка проекта (бизенс-плана), то особое значение приобретает анализ безубыточности деятельности предприятия. Он заключается в расчёте критического объёма продаж продукции/оказания услуг (точки безубыточности - ТБ), при котором разность между доходами и расходами предприятия равна нулю. Прибыль начинают приносить те единицы продукции/услуги, которые реализуются сверх критического объёма.
При расчёте точки безубыточности используется классификация затрат на переменные и постоянные (условно).
ТБ= ОФИ/ (Ц- ПИ),
где ОФИ – общие фиксированные (постоянные издержки), не зависящие от объёма производства и продаж. Эти издержки в большей степени зависят от размера и мощности предприятия: амортизационные отчисления, заработная плата административно-управленческого персонала, страховые платежи и др.;
Ц – предполагаемая цена продажи единицы продукции;
ПИ – переменные издержки на единицу продукции, т.е. зависящие от объёма продаж (производства): затраты на оборудование и материалы, заработная плата основных рабочих-сдельщиков, торговые издержки.
Используя формулу расчёта точки безубыточности можно просчитать различные ситуации:
- зная объём продаж, цену продукции и переменные издержки, можно рассчитать допустимый размер совокупных фиксированных издержек;
- зная совокупные фиксированные издержки, объём продаж, переменные издержки, можно определить допустимый уровень цены;
- зная совокупные фиксированные издержки, объём продаж, цену продукции, можно определить допустимую величину переменных издержек.
Приведённая выше формула позволяет определить критический объём продаж (точку безубыточности) в натуральных показателях (штуки, метры, килограммы и т.д.). Если же по проекту предприятие планирует производить или реализовывать два и более видов продукции, то в этом случае точка безубыточности должна быть рассчитана в стоимостном выражении, для чего необходимо использовать следующую формулу:
ТБ = ОФИ/ (1-ОПИ/ОР),
где ОПИ – общие переменные издержки, руб.
ОР – планируемый объём реализации продукции соответствующем периоде, руб.
При расчёте точки безубыточности возможно варьировать параметрами для достижения приемлемого запаса финансовой прочности.
Зфин.пр. = ((ОР-ОБ)/ОР)* 100%
Запас финансовой прочности показывает удельный вес продукции, реализация которой приносит предприятию прибыль.
Точка безубыточности может быть определена и графическим методом как точка пересечения двух прямых: объёма реализации продукции и её себестоимости (общих издержек).
Построение таких графиков при разных значениях объёмов реализации продукции (услуг) и издержек производства наглядно отражает смещение точки безубыточности, а также увеличение или уменьшение прибыли. Это даст возможность управленцу принять правильное решение.
Тренд
Тренд (от англ. Trend — тенденция) — долговременная тенденция изменения исследуемого временного ряда. Тренды могут быть описаны различными уравнениями — линейными, логарифмическими, степенными и т. д.
Тренд в экономике — направление преимущественного движения показателей. Обычно рассматривается в рамках технического анализа, где подразумевают направленность движения цен или значений индексов. Выделяют тренды восходящий (бычий), нисходящий (медвежий) и боковой (флэт). На графике часто рисуют линию тренда, которая на восходящем тренде соединяет две или более впадины цены (линия находится под графиком, визуально его поддерживая и поддталкивая вверх), а на нисходящем тренде соединяет два или более пика цены (линия находится над графиком, визуально его ограничивая и придавливая вниз). Трендовые линии являются линиями поддержки (для восходящего тренда) и сопротивления (для нисходящего тренда).
Линии тренда представляют собой геометрическое отображение средних значений анализируемых показателей, полученное с помощью какой-либо математической функции. Выбор функции для построения линии тренда обычно определяется характером изменения данных во времени.
Направление движения показателей (линию тренда) можно построить с помощью Exel.
Список использованной литературы
1. Егоршин А.П. Основы менеджмента: учебник для вузов. Н.Новгород: НИМБ, 2010. 2-е изд., доп. и перераб. 320 с.
2. Попов В.Н., Касьянов В.С., Савченко И.П. Системный анализ в менеджменте: учеб. пособие. М.: КноРус, 2010. 304 с.
3. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 425 с.
4. Экономическая энциклопедия/ под. Ред. Л.И. Абалкина. М.: Экономика, 1999. 1055 с.
5. www.stu.ru
6. www.wikipedia.org