emanatio

ЛАТИНСКИЕ И ГРЕЧЕСКИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ТЕРМИНЫ

 

К словарному диктанту на знание понятий греческой философии. Латинские соответствия терминов и комментарии из курса средневековой философии пока оставляйте без внимания. От вас требуется 1) правильное написание термина на греч. языке (ударения, придыхания), 2) перевод и 3) краткий комментарий (что означает, кто ввел, в какой школе использовался).

 

actus - ἐνέργεια (ἐντελέχεια)

 

Схоластическое понятие, являющееся переводом аристотелевского термина «энергия» и означающее действительность, полноту бытия. Словом actus Фома Аквинский также передает смысл «энтелехии» как «осуществления», т.е. 1) перехода от потенции к организованно проявленной энергии, которая сама содержит в себе свою 2) материальную субстанцию, 3) причину самой себя и 4) цель своего движения, или развития. В схоластике применительно к Богу также используется термин actus purus – тождество бытия и действия, действительность без потенциальности и пассивности. Это понятие тождество бытия и действия, действительность без потенциальности и пассивности. Так, Бог есть все, чем он может быть, и ни одна из его возможностей не остается неосуществленной. См. также potentia

 

affectus - πάθος

 

Страдание, страсть, душевное волнение. Термин практической философии (прежде всего, стоической этики); противопоставляется «жизни согласно разуму».

 

amor - ἔρως, ϕιλία

 

Любовь, влечение. Понятие получило философское обоснование у Платона в диалогах «Федр», «Пир»; означает побудительную силу духовного восхождения, экстатическая устремленность к созерцанию Идей и Блага. В христианской философии Августин под влиянием неоплатонизма говорит об Amor Dei как необходимом условии познания душой своего Творца.

 

anamnesis - ἀνάμνησις

 

anima - ψυχή

 

Душа; anima rationalis, разумная душа; anima mundi, Душа мира, Мировая душа; в христианской философии: imago Dei, «образ и подобие Бога»; anima Christiana, «душа христианка» (Тертуллиан).

 

apatheia - ἀπάθεια

 

ataraxia - ἀταρξία

 

 

bonum - ἀγαθόν

 

Благо, summum bonum как высшее благо; платонический термин, Бог в христианской философии.

 

causa - αἰτία

Причина, начало движения; греческий термин введен Аристотелем, переведен на латинский язык Цицероном.

Аристотелевские 4 причины (обозначения, используемые в схоластике):

 

causa materialis – материальная причина

 

causa formalis – формальная причина

 

causa efficiens – действующая причина

 

causa finalis – целевая причина

 

 

deus - ϑεός

 

Бог, божество

 

Eidos, idea - εἶδος, ἰδέα

 

elementum - στοιχεῖον

 

Термин, обозначающий материальные стихии (начиная с досократических философов) – огонь, воду, землю, воздух.

 

emanatio

 

Позднелатинский термин, означающий «излияние», «исхождение». Используется для обозначения способа рождения множества из Единого в неоплатонизме. Реципируется в средневековой мистике.

 

ens (см. также res) - ὄν

 

Сущее, бытие, вещи, см. также essentia. Термин средневековой схоластики.

 

esse - εἶναι

 

Бытие, существование, акт бытия.

 

eudaimonia - εὐδαιμονία

 

finis - τέλος

 

Конец, предел, завершение.

 

forma – μορφή

 

Форма, перевод греческого термина Аристотеля, противоположность материи. Понимается как красота, оформленность вещи.

 

hedone - ἡδονή

 

humanitas – παιδεία, φιλανθροπία

Человечность, гуманность, культура, используется Цицероном. Humanitas выступает у него как аристократическое воспитание гражданина (у греков - παιδεία). В этом смысле Тертуллиан применял термин humanitas к философии Платона (Ad nat. II, 3). Именно эту традицию понимания humanitas положили в основу своего «гуманизма» много столетий спустя мыслители Возрождения. Humanismus становится у них символом свободного от оков всякой схоластики и церковности развития личности на основе всестороннего образования, опирающегося на лучшие образцы античной культуры. В среде поздних стоиков в имперском Риме humanitas приобретает иное значение, близкое к греческому φιλανθροπία (человеколюбие, человечность) и имеет отношение уже не к узкому кругу высокообразованной римской аристократии, но к любому человеку независимо от уровня его образования.

imaginatio - ϕαντασία

 

Воображение, чувственное представление – термин античной, средневековой и новоевропейской теории познания.

 

individuum - ἄτομον

 

Индивид, неделимое, термин, восходящий к Эпикуру и Демокриту. Латинский перевод греческого ἄτομον встречается в книге Лукреция «О природе вещей».

 

intelligibilis – νοητός

 

Умопостигаемый, термин античного платонизма (неоплатонизма), используется Проклом и его комментаторами для обозначения объективной стороны Ума (интеллекта).

 

intellectualis - νοερός

 

Умопостигаемый, термин античного платонизма (неоплатонизма), используется Проклом и его комментаторами для обозначения субъективной стороны Ума (интеллекта).

 

intellectus - νοῦς

Ум, интеллект, обозначение Аристотелевского первоначала, второй ипостаси в неоплатонизме, одной из высших способностей; используется также в учении о душе, начиная с представителей высокой схоластики; intellectus activus, активный интеллект; intellectus passivus, пассивный интеллект.

materia (materies) – ὕλη

Материя, термин, используемый Цицероном для перевода аристотелевского ὕλη (изначально: лес, вещество)

methexis – μέθεξις

mundus - κόσμος

Мир как совершенное и упорядоченное целое, космос, вселенная (греч. τὸ πᾶν), в христианской философии обозначает совокупность творения.

 

natura - φὑσις

Природа, термин античной, средневековой, новоевропейской философии (математического естествознания)

per accidens - συμβεβηκῶς

Существующее акцидентальным, привходящим образом (используется в позднеантичных переводах Аристотеля)

 

persona - πρόσωπον

Лицо, личность. Латинский термин personaчасто встречается в юридической риторике Цицерона и принимает у него под влиянием Панетия технический смысл маски (личины) или театральной роли, позволяющей человеку думать о самом себе. В христианской философии (Августин) persona эквивалентна ипостасям Св. Троицы, применительно к человеку впервые получает персоналистскую трактовку, означая уникальное бытие человеческого индивидуума, «состоящего» из души и тела.

 

praedicamentum - κατηγορία

предикат, попадает в латинский философский язык из юридической сферы, используется для перевода аристотелевского понятия категории.

potentia et possibilitas - δύναμις

возможность, способность, характеристика материи, см. actus

philosophia / amor sapientiae - φιλοσοϕία

философия, любовь к мудрости

principium - ἀρχή

первоначало, первопричина (в логическом/онтологическом и хронологическом смысле), главенствующее, определяющее сущность вещи

providential – πρόνοια

quidditas - τὸ τί ἦν εἶναι

«чтойность», схоластический неологизм, перевод одного из ключевых понятий аристотелевской метафизики (сущность веши).

ratio – λόγος

разум, слово, рациональная способность души

sensus - αἴσθησις

чувство, ощущение

substratum / subjectum/subsistentia - ὑποκείμενον/ὑπόστασις

Субстрат, субъект, субсистенция, означает независимое бытие, подлежащее для определений.

substantia, essentia - οὐσία

Субстанция, сущность

tempus - χρόνος

Время, временный порядок

virtus - ἀρετή

Добродетель, доблесть

voluntas - βούλησις

Воля, воление, волевое движение

res (см. также ens) - ὄν

вещь, сущее