emanatio
ЛАТИНСКИЕ И ГРЕЧЕСКИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ТЕРМИНЫ
К словарному диктанту на знание понятий греческой философии. Латинские соответствия терминов и комментарии из курса средневековой философии пока оставляйте без внимания. От вас требуется 1) правильное написание термина на греч. языке (ударения, придыхания), 2) перевод и 3) краткий комментарий (что означает, кто ввел, в какой школе использовался).
actus - ἐνέργεια (ἐντελέχεια)
Схоластическое понятие, являющееся переводом аристотелевского термина «энергия» и означающее действительность, полноту бытия. Словом actus Фома Аквинский также передает смысл «энтелехии» как «осуществления», т.е. 1) перехода от потенции к организованно проявленной энергии, которая сама содержит в себе свою 2) материальную субстанцию, 3) причину самой себя и 4) цель своего движения, или развития. В схоластике применительно к Богу также используется термин actus purus – тождество бытия и действия, действительность без потенциальности и пассивности. Это понятие тождество бытия и действия, действительность без потенциальности и пассивности. Так, Бог есть все, чем он может быть, и ни одна из его возможностей не остается неосуществленной. См. также potentia
affectus - πάθος
Страдание, страсть, душевное волнение. Термин практической философии (прежде всего, стоической этики); противопоставляется «жизни согласно разуму».
amor - ἔρως, ϕιλία
Любовь, влечение. Понятие получило философское обоснование у Платона в диалогах «Федр», «Пир»; означает побудительную силу духовного восхождения, экстатическая устремленность к созерцанию Идей и Блага. В христианской философии Августин под влиянием неоплатонизма говорит об Amor Dei как необходимом условии познания душой своего Творца.
anamnesis - ἀνάμνησις
anima - ψυχή
Душа; anima rationalis, разумная душа; anima mundi, Душа мира, Мировая душа; в христианской философии: imago Dei, «образ и подобие Бога»; anima Christiana, «душа христианка» (Тертуллиан).
apatheia - ἀπάθεια
ataraxia - ἀταρξία
bonum - ἀγαθόν
Благо, summum bonum как высшее благо; платонический термин, Бог в христианской философии.
causa - αἰτία
Причина, начало движения; греческий термин введен Аристотелем, переведен на латинский язык Цицероном.
Аристотелевские 4 причины (обозначения, используемые в схоластике):
causa materialis – материальная причина
causa formalis – формальная причина
causa efficiens – действующая причина
causa finalis – целевая причина
deus - ϑεός
Бог, божество
Eidos, idea - εἶδος, ἰδέα
elementum - στοιχεῖον
Термин, обозначающий материальные стихии (начиная с досократических философов) – огонь, воду, землю, воздух.
emanatio
Позднелатинский термин, означающий «излияние», «исхождение». Используется для обозначения способа рождения множества из Единого в неоплатонизме. Реципируется в средневековой мистике.
ens (см. также res) - ὄν
Сущее, бытие, вещи, см. также essentia. Термин средневековой схоластики.
esse - εἶναι
Бытие, существование, акт бытия.
eudaimonia - εὐδαιμονία
finis - τέλος
Конец, предел, завершение.
forma – μορφή
Форма, перевод греческого термина Аристотеля, противоположность материи. Понимается как красота, оформленность вещи.
hedone - ἡδονή
humanitas – παιδεία, φιλανθροπία
Человечность, гуманность, культура, используется Цицероном. Humanitas выступает у него как аристократическое воспитание гражданина (у греков - παιδεία). В этом смысле Тертуллиан применял термин humanitas к философии Платона (Ad nat. II, 3). Именно эту традицию понимания humanitas положили в основу своего «гуманизма» много столетий спустя мыслители Возрождения. Humanismus становится у них символом свободного от оков всякой схоластики и церковности развития личности на основе всестороннего образования, опирающегося на лучшие образцы античной культуры. В среде поздних стоиков в имперском Риме humanitas приобретает иное значение, близкое к греческому φιλανθροπία (человеколюбие, человечность) и имеет отношение уже не к узкому кругу высокообразованной римской аристократии, но к любому человеку независимо от уровня его образования.
imaginatio - ϕαντασία
Воображение, чувственное представление – термин античной, средневековой и новоевропейской теории познания.
individuum - ἄτομον
Индивид, неделимое, термин, восходящий к Эпикуру и Демокриту. Латинский перевод греческого ἄτομον встречается в книге Лукреция «О природе вещей».
intelligibilis – νοητός
Умопостигаемый, термин античного платонизма (неоплатонизма), используется Проклом и его комментаторами для обозначения объективной стороны Ума (интеллекта).
intellectualis - νοερός
Умопостигаемый, термин античного платонизма (неоплатонизма), используется Проклом и его комментаторами для обозначения субъективной стороны Ума (интеллекта).
intellectus - νοῦς
Ум, интеллект, обозначение Аристотелевского первоначала, второй ипостаси в неоплатонизме, одной из высших способностей; используется также в учении о душе, начиная с представителей высокой схоластики; intellectus activus, активный интеллект; intellectus passivus, пассивный интеллект.
materia (materies) – ὕλη
Материя, термин, используемый Цицероном для перевода аристотелевского ὕλη (изначально: лес, вещество)
methexis – μέθεξις
mundus - κόσμος
Мир как совершенное и упорядоченное целое, космос, вселенная (греч. τὸ πᾶν), в христианской философии обозначает совокупность творения.
natura - φὑσις
Природа, термин античной, средневековой, новоевропейской философии (математического естествознания)
per accidens - συμβεβηκῶς
Существующее акцидентальным, привходящим образом (используется в позднеантичных переводах Аристотеля)
persona - πρόσωπον
Лицо, личность. Латинский термин personaчасто встречается в юридической риторике Цицерона и принимает у него под влиянием Панетия технический смысл маски (личины) или театральной роли, позволяющей человеку думать о самом себе. В христианской философии (Августин) persona эквивалентна ипостасям Св. Троицы, применительно к человеку впервые получает персоналистскую трактовку, означая уникальное бытие человеческого индивидуума, «состоящего» из души и тела.
praedicamentum - κατηγορία
предикат, попадает в латинский философский язык из юридической сферы, используется для перевода аристотелевского понятия категории.
potentia et possibilitas - δύναμις
возможность, способность, характеристика материи, см. actus
philosophia / amor sapientiae - φιλοσοϕία
философия, любовь к мудрости
principium - ἀρχή
первоначало, первопричина (в логическом/онтологическом и хронологическом смысле), главенствующее, определяющее сущность вещи
providential – πρόνοια
quidditas - τὸ τί ἦν εἶναι
«чтойность», схоластический неологизм, перевод одного из ключевых понятий аристотелевской метафизики (сущность веши).
ratio – λόγος
разум, слово, рациональная способность души
sensus - αἴσθησις
чувство, ощущение
substratum / subjectum/subsistentia - ὑποκείμενον/ὑπόστασις
Субстрат, субъект, субсистенция, означает независимое бытие, подлежащее для определений.
substantia, essentia - οὐσία
Субстанция, сущность
tempus - χρόνος
Время, временный порядок
virtus - ἀρετή
Добродетель, доблесть
voluntas - βούλησις
Воля, воление, волевое движение
res (см. также ens) - ὄν
вещь, сущее