Глобальный менеджер в современном бизнесе

Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………..…….3

 

1. Глобальный менеджер в современном бизнесе…………………..….…..4

2. Успех для нового глобального менеджера………………………………7

3. Кризис лидерства и новые ценности глобального менеджмента………8

 

Заключение……………………………………………………………………….12

 

Список используемой литературы………………………………...……………13

 

Введение

 

В последние годы в литературе по менеджменту значительно увеличилось количество статей, касающихся вопросов глобализации. Специалисты отходят от межнац онального восприятия современного бизнеса и расс атривают его преим щественно с глобальной точки зрения. Речь идет о глобализации рынков, фирм, структур и о развитии стратегий глобализации.

На недавнем этапе появились менеджеры, обладающие "межнациональным" складом ума и способные принимать решения на уровне двух стран. Такие менеджеры, как правило, долгое время пребывали в одной из зарубежных стран. В результате они приобрели некоторые полезные навыки по между ародному бизнесу, которые, однако, недостаточны для формирования глобального восприятия.

Более близки к глобальным менеджерам специалисты, мыслящие на многона иональном уровне. Обычно это люди, обладающие богатым опытом в области между ародного сотру ничества нескольких стран. Однако и это еще не обеспечивает глобального мышления.

 

Глобальный менеджер в современном бизнесе

 


Экономическое развитие мирового сообщества в начале XXI века характеризуется процессами глобализации мировых экономических отношений и ростом международных компаний и транснациональных корпораций, их проникновением на рынки большинства стран мира. Успех на зарубежных рынках для многих международных компаний является одной из главных составляющих их работы, так как доля прибыли, получаемой от деятельности за пределами страны происхождения компании, с каждым годом становится все более значительной. Этот успех в большой степени зависит от деятельности и профессиональной подготовленности менеджеров-глобалистов, в руках которых лежит управление всеми производственными и организационными процессами, и, что еще более важно и ответственно, на их плечи возложено управление человеческими ресурсами – главным и наиболее хрупким активом любой компании.

Главные качества глобального менеджера – это умение понимать разные культуры, мыслить широко и успешно работать в многонациональной среде. «Международные компании сталкиваются с клиентами и потребителями, являющимися представителями разных культурнапример, в Латинской Америке бизнес построен на личном доверии – в Мексике и Аргентине нужно хорошо познакомиться с партнером, прежде чем заключить контракт. Во Франции следует напрямую обращаться к гендиректору, а в Германии – досконально соблюдать все правила.

 

Появление термина глобальный менеджер, в широком смысле, означает реорганизацию способа мышления менеджеров и студентов, изучающих менеджмент. Думать глобально означает распространять концепции и модели от двусторонних отношений (мы - им) к одновременному учету многочисленных реалий и отношений, профессионально действовать внутри этой более сложной реальности.

Управляя представительствами в разных странах, глобальный менеджер должен находить, согласовывать и координировать многочисленные варианты делового сотрудничества с учетом политической и экономической ситуации, норм гражданского и трудового права каждой страны.
Чтобы эффективно работать в глобальной среде, менеджеры должны обладать рядом способностей и навыков. Именно они делают менеджера эффективным глобальным управленцем со «всевидящим оком».
Ниже в табл.1 приведены характерные черты, которыми должны обладать менеджеры завтрашнего дня.

 

Таблица 1. Сравнение черт менеджера ХХ и ХХI вв.

Сегодня Завтра
· Знает все · Смотрит с национальной точки зрения · Постоянно учится · Смотрит с глобальной точки зрения
· Предсказывает будущее на основе прошлого · Заботиться о людях · Имеет свою точку зрения · Использует власть · Диктует цели и методы · Сам наверху · Ценит порядок · Владеет одним языком · Вызывает доверие коллег и акционеров · · Предвидит будущее · Заботится о людях как главном активе преуспевающей организации · Прислушивается к точкам зрения других · Использует власть и мнение других · Уточняет процессы · Часть единой команды · Умеет видеть порядок среди хаоса · Знает несколько культур · Вызывает доверие владельцев, потребителей, служащих


Навыки глобального менеджера.
Глобальный менеджер должен иметь:
Ø Способность развивать и использовать глобальные стратегические навыки
Ø Способность управлять изменениями и переменами
Ø Способность управлять культурными различиями
Ø Способность создавать гибкие организационные структуры и в них функционировать
Ø Способность работать в команде
Ø Способность общаться
Ø Способность учиться и передавать знания организации
Ø Толерантность к неопределенности
Ø Максимальная стрессоустойчивость
Ø Новые уровни способностей к творчеству и изобретательству
Ø Способность своевременно распознавать различные производственные и маркетинговые проблемы и приоритеты в разных местах и решать их при помощи новых структур и процессов.
Рассмотрим некоторые из перечисленных навыков.
Новая глобальная экономика потребует от глобальных менеджеров знания международных отношений и иностранных дел, включая глобальные финансовые рынки и поведение обменных курсов валют. К этим расширенным деловым навыкам менеджера необходимо будет подобрать глобальные обязанности, чтобы использовать преимущества международного разделения труда и видеть пути снижения издержек за счет использования глобальных ресурсов. Глобальное мышление, которого требуют новые реалии в области экономики и конкуренции, необходимо на всех уровнях управления в фирме. Менеджеры, видящие все в глобальной перспективе, должны будут найти баланс между способностью реагировать на происходящее внутри страны и использовать это за рубежом. Это как раз и называется «думать глобально, а действовать на месте».
Хотя некоторые эксперты в области маркетинга и утверждают, что в мире наблюдается тенденция к стандартизации, опыт последних лет показывает, что менеджеры должны чувствовать как местные особенности, так и глобальные императивы при принятии стратегических решений. Несколько примеров иллюстрируют необходимость мыслить глобально, но приспосабливаться к местным условиям, чтобы избежать неудач вследствие неоправданной стандартизации.
Ø Рестораны «МакДональдс» продают пиво в Германии и тропические коктейли в Гонконге, в то время как «Данкин Донатс» продает бисквитные пончики в Соединенных штатах, а дрожжевые пончики в Бразилии. Маркетинговые стратегии имели глобальный успех, поскольку учитывали местные предпочтения.
Ø Корнфлэкс компании «Келлогс» в начале ошибочно употреблялись как чипсы, когда впервые появились на рынке Бразилии. При помощи образовательной рекламы фирма добилась, что корнфлэкс был признан в качестве пищи на завтрак.
Эти примеры наводят на мысль, что локальный успех зависит от достижения баланса между капитализацией ресурсов и потребностей внутри национальных границ и способностью представлять себе мир без границ. Один аспект управления этим балансом, вероятно, включает максимально возможное приближение органа, принимающего решения, к потребителю с целью гарантировать удовлетворение местных требований.
Управление изменениями в нестабильных условиях будет всегда внешним вызовом. Постоянный поиск баланса между глобальным и местным давлением в изменяющейся конкурентной среде усилит необходимость в частой реорганизации ресурсов, кадров, технологий, систем маркетинга и распределения. Сокращение жизненных циклов продуктов, вызванные технологическими усовершенствованиями и способами их производства и распределения, эти изменения ускоряет.
В условиях сложности требований глобальной экономики, которые она предъявляет к менеджерам, маловероятно, что найдется универсальная организационная форма, адекватная для всех заданий. Глобальным менеджерам, безусловно, потребуется гораздо больше изобретательности при проектировании организации.
Задача глобальных менеджеров заключается в создании и управлении той организацией, которая поможет повысить им свою эффективность. Это так называемые организации без границ, в которых способность учиться, реагировать и быть эффективными заложена уже в административном наследии фирмы. Персонал в таких фирмах должен демонстрировать способности стратегического мышления и деятельности, при помощи открытого обмена планами, децентрализации стратегических заданий, возможностей развивать навыки, необходимые в высшем звене менеджмента, еще в начале карьеры и систем контроля, оценивающих результаты деятельности по многим параметрам. Менеджеры должны обладать способностью эффективно распределять власть и ответственность, делегировать обязанности и полномочия между штаб-квартирой и полевыми подразделениями, чтобы приблизить принятие решения к клиенту. В свете реформ, происходящих в бизнесе, демографических сдвигов и стремительного развития новых технологий есть один главный вывод, который фактически приобрел статус императива: «В новых условиях специалисты по ведению и управлению бизнесом (менеджеры) должны взять на себя новые обязательства и выступить в новой роли. Причем сделать это нужно без промедления».
Сегодняшние задачи профессионалов в сфере управления отличаются комплексностью и разнообразием. Компании уже не ограничивают свою деятельность национальными рамками. Все больше организаций становятся глобальными, возлагая огромную ответственность на своих менеджеров. Им приходится контролировать людей в разных уголках мира, в которых они сами никогда не были. Этот навык нужно развивать. Создание рациональных методик, исходя из прогнозируемых потребностей в глобальных менеджерах, является одной из важнейших стратегических задач.

Узкие специалисты, способные привести к снижению издержек производства или проталкиванию товаров на рынке, уже не будут пользоваться бесспорным успехом. Руководитель должен обладать более широким взглядом на жизнь, не испытывать многих традиционных страхов и не бояться рискованных нововведений. От него потребуется не столько умение отдавать приказы, сколько способность отказаться от излишнего администрирования, умение вести переговоры и осуществлять управление в ситуациях, которые вышли из-под контроля.