Второй этап - аналитический
Задача: создать учебную ситуацию через работу с дополнительной (неизвестной) информацией.
Результат: выйти на зону затруднения и найти выход из неё при заполнении таблицы.
На данном этапе дети должны были сделать выводы о видах словосочетаний по главному слову.
Как мы работали.
Во-первых, я попросила детей найти общие признаки или признак у словосочетаний, которые мы записали. Выяснилось, что у них главное слово - существительное, а зависимое - прилагательное. То есть они поняли, что слова в данных словосочетаниях относятся к именным частям речи: имя прилагательное и имя существительное. Т.о. мы вышли на первый вид словосочетания по главному слову: именные словосочетания.
После этого мы вернулись к схеме и дополнили запись пунктом: именные словосочетания.
Затем, чтобы создать ситуацию затруднения, я дала детям группу словосочетаний: тает долго, светит ярко, очень быстро, невероятно ярко, плывут медленно, чрезвычайно медленно. И предложила заполнить ими оставшиеся колонки таблицы и озаглавить эти колонки. Принцип, по которому они действовали, необходимо было объяснить. Работали в парах.
Благодаря этому заданию дети сумели выделить ещё 2 вида словосочетаний по главному слову: глагольные и наречные. После этого ребята сделали вывод, что схему нужно дополнить, и что они узнали что-то новое о словосочетании.
Наконец мы подошли к определению способа действий при определении вида словосочетания по главному слову. Решено было составить алгоритм действий. Вот так он выглядит:
1. Найти главное и зависимые слова в (подчинительном) словосочетании.
2. Определить часть речи главного слова и составить схему словосочетания.
3. Определить вид словосочетания по главному слову.
Третий этап - исполнительный.
Планируемые результаты: дети безошибочно находят словосочетания в предложении, строят их схемы и определяют вид словосочетания по главному слову.
Для закрепления полученного способа действий был подобран текст, перекликающийся с темой фотографий .