Второй этап - аналитический

Задача: создать учебную ситуацию через работу с дополнительной (неизвестной) информацией.

Результат: выйти на зону затруднения и найти выход из неё при заполнении таблицы.

На данном этапе дети должны были сделать выводы о видах словосочетаний по главному слову.

Как мы работали.

Во-первых, я попросила детей найти общие признаки или признак у словосочетаний, которые мы записали. Выяснилось, что у них главное слово - существительное, а зависимое - прилагательное. То есть они поняли, что слова в данных словосочетаниях относятся к именным частям речи: имя прилагательное и имя существительное. Т.о. мы вышли на первый вид словосочетания по главному слову: именные словосочетания.

После этого мы вернулись к схеме и дополнили запись пунктом: именные словосочетания.

Затем, чтобы создать ситуацию затруднения, я дала детям группу словосочетаний: тает долго, светит ярко, очень быстро, невероятно ярко, плывут медленно, чрезвычайно медленно. И предложила заполнить ими оставшиеся колонки таблицы и озаглавить эти колонки. Принцип, по которому они действовали, необходимо было объяснить. Работали в парах.

Благодаря этому заданию дети сумели выделить ещё 2 вида словосочетаний по главному слову: глагольные и наречные. После этого ребята сделали вывод, что схему нужно дополнить, и что они узнали что-то новое о словосочетании.

Наконец мы подошли к определению способа действий при определении вида словосочетания по главному слову. Решено было составить алгоритм действий. Вот так он выглядит:

1. Найти главное и зависимые слова в (подчинительном) словосочетании.

2. Определить часть речи главного слова и составить схему словосочетания.

3. Определить вид словосочетания по главному слову.

Третий этап - исполнительный.

Планируемые результаты: дети безошибочно находят словосочетания в предложении, строят их схемы и определяют вид словосочетания по главному слову.

Для закрепления полученного способа действий был подобран текст, перекликающийся с темой фотографий .