Содержание географии как учебного предмета в СКШ 8 вида. Особенности формирования географических представлений и понятий умо детьми.

География - предмет увлекательный, возбуждающий интерес, развивающий мышление, память, речь учеников, углубляющий понимание ими окружающих явлений, общественных событий. При изучении элементарного курса географии в коррекционной школе 8 вида учащиеся приобретают определенную сумму знаний, которые в свою очередь состоят из представлений, понятий и суждений. Как самостоятельный предмет география изучается с V класса. В I-IV классах учащиеся получают некоторые географические знания на предметных уроках и экскурсиях. Программой предусмотрена повторяемость материала в разных формах и объеме. Ряд тем усложняется и расширяется от 5 к 8 классу. В процессе изучения всего курса привлекается краеведческий материал, прививается любовь к природе. Курс элементарной географии в коррекционной школе 8 вида представляет широкие возможности коррекции психики умственно отсталого ученика, его познавательной деятельности, воспитания. Задача учителя - реализовать эти возможности.Основная задача обучения географии умственно отсталых учащихся состоит в том, чтобы проводить систематическую работу над формированием представлений и понятий. Представления – чувственно наглядные образы предметов, явлений окружающего мира, в данный момент не воспринимаемые. Представления, получаемые в курсе географии делятся на 2 типа: 1) общие (относятся у группе сходных предметов и явлений и характеризуется значительной степенью обобщения. Например: холм, река, ураган). 2) единичные (образы конкретных географических объектов и территорий. Они отражают конкретную реку, определённый город или другие географические объекты. Например: город Оренбург, река Урал). Начальный этап процесса усвоения географических знаний - восприятие отдельных природных явлений. Один из важнейших моментов активизации восприятия - использование учителями знаний, полученных детьми ранее. Умственно отсталые учащиеся в процессе практических работ, наблюдений подмечают внешние, незначительные признаки. Цель учителя — научить детей видеть наиболее важные, существенные черты, характеризующие предметные явления. Образованию географических представлений способствует карта. Только на основе карты учащиеся могут воссоздать пространственное расположение объекта как составного элемента географического представления. Географические представления могут быть образованы и на основе устного рассказа и чтения текста книги. Учитель должен научить детей распознавать географические объекты по их существенным признакам. Называя один или несколько существенных признаков предмета, учитель предлагает учащимся узнать сам предмет: большая впадина на поверхности земли, заполненная водой (Озеро). Таким образом, характерные признаки предмета помогли учащимся правильно определить сам предмет. Только систематическая работа по выяснению существенных признаков и свойств приводит к тому, что у детей формируются осознанные представления об отдельных природных объектах. Поэтому важную роль в психической деятельности детей-олигофренов играют зрительные, слуховые, двигательные (моторные), осязательные, обонятельные, вкусовые и другие представления, являющиеся образами предметов. Наличие у детей-олигофренов отчетливых и точных, представлений дает возможность формировать понятия. Коррекционно-воспитательиая работа по формированию и уточ нота, тип и хар-р умств д-ти дет, а значит и степени ее влияния на развитие умств способностей каждого шк-ка зависят от содержания и организации этой деятельности, от требований, кот учитель предъявляет ученикам. Чтобы успешно руководить этим процессом, уч-ль д/ знать важнейшие этапы умственного развития детей и уметь применять их в своей практической д-ти. Овладевая знаниями, учащ применяют их при выполнении различ практических работ, используя выработанные умения и навыки. Психологическую сущность всех умений и навыков составляют приемы умственной деятельности - анализ, синтез, обобщение, сравнение, установление причинно-следственных связей и т. д. Учитывая цели развивающего обучения в коррекционной школе 8 вида, необходимо формировать не только умения и навыки, но и приемы умственной деятельности, выделять эти приемы, объяснять, в каких условиях они применяются, какое имеют значение, из каких действий состоят, упражнять учащихся в их выполнения. В процессе обучения географии учащихся нужно познакомить с основными приемами умственной деятельности. При первоначальном ознакомлении пятиклассников, например, с приемом сравнения учитель объясняет и показывает, как надо сравнивать два географических объекта; сначала выделить признаки, по которым будет проводиться сравнение, затем сопоставить эти признаки и, наконец, сделать выводы об общих признаках. Постепенно работа усложняется: учитель демонстрирует большее число объектов, а учащиеся устанавливают большее число признаков этих объектов по сходству и различию выясняют причины, обусловливающие эти различия. Развитию учащихся во многом способствует формирование у них интереса к географии. Познават интерес к предм проявл в положит отнош к географ знан, к изуч самого предм. Познават интерес активизир проц мышл у учащ, усилив раб памяти. Он стимулируется содержанием обуч, разнообразием методов излож материала уч-лем, новизной учеб матер, демонстрац различ средств нагляд. Если уч-ль постепенно вводит в объясн-е новое, использует занимательный материал, кот вызывает познават интерес, то учащ активно воспринимают объяснение и сознательно его усваивают.

КОЗ-Ы

№1

6кл-начальный курс физической географии

7кл-география России

8кл-география материков и океанов

№2

Основная задача курса географии – дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве России и зарубежных государств, показать особенности взаимодействия человека и природы, развития экономики, познакомить с культурой и бытом народов всех континентов, воспитывать бережное отношение к природе Каждый год обучения имеет свои специфические задачи, связанные с изучением учебного материала.

Цель изучения курса географии– развитие и коррекция познавательной деятельности учащихся со сниженным интеллектом.

Географический материал обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности, развития интеллектуальных и творческих способностей. На уроках географии возможно использование следующих видов коррекционной работы:

Ø анализ, сравнение и классификация объектов и явлений

Ø понимание причинно-следственных зависимостей

Ø развитие абстрактного мышления через работу с символами и условными знаками

Ø расширение лексического запаса речи

Воспитание любви к своей местности, к своей стране, воспитание позитивного отношения к окружающей среде является основополагающим фактором в обучении.

Курс географии имеет межпредметные связи с другими предметами, основывается на преемственности и использовании уже имеющихся знаний и умений.

- сезонные изменения в природе (природоведение)

- история нашего края (история)

- почвы, полезные ископаемые, водные ресурсы (естествознание)

- фольклор (музыка)

- быт, национальные блюда (СБО)

В процессе обучения происходит формирование способности и готовности использовать элементарные знания и умения в повседневной жизни. Изучение учебного материала по годам обучения опирается на принцип от простого к сложному, от известного к неизвестному.

В процессе обучения происходит формирование УУД:

· личностных

· регулятивных

· познавательных

· коммуникативных

В связи с этим выделяются следующие задачи