Особенности формирования картографических представл, понятий, умений у умо учащ. Коррекционные возможности обучения географии учащ СКШ 8в.

Географическая карта - чертеж земной поверхности, построенный на плоскости, дающий уменьшенное, плановое, условное, изображение предметов и явлений с целью точной передачи их размещения. Карта отличается от других наглядных пособий тем, что природные явления и объекты показаны на ней не в своем натуральном виде, а с помощью условных знаков. Шк-е географ карты приспособлены к возрасту и развитию учащихся, что достигается посредством их упрощения и увеличения наглядности. Школьные карты делятся по способу использования (стенные, вкладные, приложенные к учебнику, контурные, рельефные и атласы), по масштабу (крупномасштабные и мелкомасштабные), по содержанию (общегеографические и спец), по нагрузке и оформлению. След различать 4 осн понятия, составляющих «знание карты»: 1) построение карты, 2) ее чтение, 3) поним и 4) представление о пространственном размещении географ предм и явл на поверхности Земли. Знать карту - значит, во-первых, владеть, возможно, лучше картографической грамотой и, во-вторых, пользуясь этой азбукой, уметь читать карту и воспроизводить живую местность при помощи символов на бумаге. Уметь читать карту - это значит уметь уяснять географ действительность по сочетанию условных знаков, т. е. «видеть местность так, как она есть на самом деле». В СКШ 8в раб с картой проводится при изуч всего учеб матер, составляющего курс геогр. При этом используется нес-ко видов географ карт, в том числе контурные, предназначенные для обуч учащ массов шк, и глобусы разной величины. В основном в СКШ 8 в использ карты для нач шк, масштаб кот крупнее, окраска более яркая, на них меньше изображено названий объектов. Для учащихся СКШ характерно элементарное чтение карты, т. е. уяснение свойств объекта по его внешнему виду на географической карте, но умственно отсталые ученики, особенно в 7 и 8 классах, способны при определенных условиях выполнять задания на установление причинно-следственных зависимостей географического характера, делать несложные выводы. Прежде чем перейти к работе с картой, необходимо познакомить учеников с такими понятиями, как рисунок и план изображения окружающей местности. Раб с планом служит введением в изуч географ карты. Вначале уч-ль показывает ученикам рисунок с изображенными на нем объектами, предметами и расположение их на плане. Полезно провести сравнение плана не только с рисунком, но и с аэрофотоснимком. Это поможет ученикам лучше понять, что план - это уменьшенный чертеж места, как если бы мы смотрели на него сверху. Затем уч-ль знакомит учащ с понятием масштаба. Составляя план, учащ овладевают такими необходимыми навыками, как ориентирование, определение масштаба, знаниями условных знаков топографич карты. При переходе от изучения плана местности к карте уч-ль отмечает, что план м/ снимать сравнительно с небольших участков земли (план двора, улицы, города, колхоза), но людям надо знать не только местность, где они живут, но и страны, реки, горы на всей Земле. Все это не может поместиться на плане. Большие пространства Земли изображают на картах и глобусах. Учитель знакомит детей с глобусом - моделью земного шара и картами, которые могут быть разного размера и содержания. Далее учитель раздает детям карты-вкладки в учебник для коррекционной школы 8 вида, которые до этого времени хранились у учителя. Дети сравнивают масштаб стенных и вкладных карт. После первого знакомства с глобусом и картой учащихся знакомят с условными цветами и знаками географической карты. Упражняя детей в чтении карты по условным цветам, следует постоянно использовать на занятиях глобус, который дает возможность перейти к правильному представлению о форме земной поверхности. Сначала разрешается считывать названия с карты, а затем требуется показать объект, не вглядываясь в напечатанные на карте названия. Перед изучением карты необходимо создать у учащихся представление об объектах, обозначенных на ней. Не ограничиваясь демонстрацией карты, учителю надо давать детям яркие, художественные, образные описания типических местностей, дополняя изложение показом ландшафта. Таким образом, при изучении объектов необходимо, чтобы ученики представляли эти объекты в действительности. Для этого учитель, называя и показывая на карте новый для учащихся объект, в следующий момент показывает его на картине, в кадре диафильма, если ученики не смогли непосредственно с ним ознакомиться. Далее в беседе или по ходу своего рассказа учитель вторично возвращается к показу его на карте. Затем ученики находят в настольных картах необходимое название, и учитель вызывает детей к доске, для показа изучаемого объекта на стенной карте и картине, висящей рядом с ней. Только после этого учитель дает указание ученикам найти его местонахождение на контурной карте и отметить это место точкой, черточкой (простым карандашом). Учитель проходит по классу и проверяет, правильно ли ученики нашли необходимый объект. В случае правильного выполнения задания учитель дает указание надписать название или раскрасить объект цветным карандашом. Закрепление знаний об изучаемом объекте проводится с помощью различных упражнений не только с контурной картой, но и по стенной и настольной картам. Т.о., задания и упр с глобусом и картой, способствуя закреплению знаний, выполняют еще и важную коррегирующую роль: развивают критичность и доказательность мышления умственно отсталых школьников. РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ.Умственное разв умо школьника совершается в процессе его умственной, в первую очередь учебной деятельности. Пол по сравнению с восприятием нормальных детей, недостаточная избирательность и дифференцированность восприятия, неумение выделять наиболее главное, существенное, затруднения в установлении пространственных связей между воспринимаемыми объектами на местности. Все это требует обеспечения четкого инструктажа, где учитель конкретно указывает детям, что они должны наблюдать во время экскурсии и на что обратить особое внимание. Такие задания должны быть точными, краткими и понятными. Важно обеспечить необходимое время для внимательного осмотра учениками изучаемого объекта или явления. Уч-ль на экск. должен рассказывать об объектах и явл-ях четко и сжато, а также подводить итоги работы и формулир-ть выводы. Нужно организовать по возможности активное изучение объекта. Для этого организовываются различные практич. раб. Пр.раб, оформление коллекций, зарисовки виденного, изготовл. макетов и моделей широко исп-ся и для закрепл. материала, изучавшегося на экск. Экск, на кот уч-ся выполняют пр.раб и упр более эффективны, чем экск, на кот дети остаются просто пассивными наблюдателями. Выбор метода обучения в преподавании курса живой природы не может быть случайным, должен производиться при соблюдении двух важнейших педагогических требований: соответствовать учебному материалу и возрастной психике детей. В результате изучения естествоведческого курса живой природы учащиеся должны получить общие представления о разнообразии и жизнедеятельности растительных и животных организмов, о человеке как биосоциальном существе, как виде, живом организме, личности, об условиях его существования, о здоровом образе жизни. Учащиеся должны понять практическое значение знаний о человеке для решения бытовых, медицинских и экологических проблем. Роль изучения биологии в школе, прежде всего общеобразовательная – это предмет, изучение которого необходимо каждому человеку для правильного понимания живой природы и собственного организма. Без научных знаний о живой природе немыслима жизнь современного человека, т.к. она всецело связана с растительным и животным миром. Зелёные растения - источник получения органического вещества и энергии на Земле. Животный мир, в свою очередь, служит источником различного вида продовольствия и промышленного сырья. Закономерности живой природы позволяют человеку управлять растениями, животными и микроорганизмами. Биологическое образование должно играть большую роль в санитарном просвещении учащихся, каждому человеку важно знать строение и работу своего организма, иметь основные гигиенические навыки. Растения и животные рассматриваются как целостные организмы, способные изменяться и в изменённых условиях изменять окружающую природу. Под таким же углом зрения изучается человек, с учётом специфической для него роли труда, которые обусловили его эволюцию. Наблюдая за образованием и развитием плодов растений и животных учащиеся усваивают идею движения и развития в природе. Биологическое образование позволяет развивать наблюдательность по заранее намеченному плану во время наблюдений за явлениями окружающей среды.