Чем характеризуется «серебряный век» русской культуры?
«Серебряным веком» — в сравнении с «золотым», пушкинским, — принято называть в истории русской культуры конец XIX — начало XX столетия. До сих пор нет единого мнения о его хронологических рамках. Тем не менее его началом правомерно считают знаменитую речь Ф. Достоевского на открытии памятника Пушкину в Москве (1880), а концом — программную речь А. Блока «О назначении поэта» (1921), тоже посвященную «сыну гармонии». Две активно действующие тенденции, связанные с именем Пушкина и Достоевского, заявляют о себе как в культуре «серебряного века», так и всего нынешнего — гармоническая и трагедийная.
Россия переживала тогда невероятно интенсивный интеллектуальный подъем, в первую очередь — философии и поэзии, воистину, по мнению Н. Бердяева, «русский культурный ренессанс». Ему принадлежит и другое определение этого периода — «серебряный век». Он — не столько хронологический период и тем более не сумма философских, литературно-эстетических, искусствоведческих и общественно-политических течений, школ или направлений, сколько образ мышления художника, его миропонимание.
Неповторимость «серебряного века» видится прежде всего в «пограничности» сложившейся в России ситуации с мощнейшим конфликтом эпох, который одним представлялся закатом европейской цивилизации, кризисом христианского сознания, другим — выходом в обновленную жизнь и искусство, возможностью достичь заветных творческих высот. «Мы — дети страшных лет России — забыть не в силах ничего», — скажет о себе и своих современниках А. Блок.
Сорокалетний «век» — явление на редкость сложное, противоречивое, неоднозначное и кризисное во многих сферах бытия. Но «кризис» в данном случае — не «упадок», «провал» или «тупик» в обыденном смысле слова, а свидетельство интенсивных поисков новых путей, могучий ускоритель общественной жизни, генератор духовных сил, сделавших возможным взлет труднопереоценимого значения. Быть может, в этом — самый весомый вклад России в мировую культуру.
Духовная жизнь России этого периода отличалась небывалой насыщенностью, продолжением прекрасных художественных традиций, стремлением обновить поэтический язык, желанием воскресить к новой жизни чуть ли не все образы и формы, выработанные человеческой культурой, и вместе с тем множеством экспериментов, где делалась принципиальная установка на «новизну» (потому и появятся понятия «модерн», «модернизм»).
Размежевание творческих сил способствовало расколу художественного мира на два полярных сознания, определившихся альтернативным восприятием эпохи «канунов и надежд». В самом общем плане их можно рассматривать как приверженность к духовному наследию прошлого или его отрицание. Экстенсивный в своих глобальных исканиях, «серебряный век» был интенсивным в творческом содержании. Художникам во всех сферах искусства было тесно в рамках установившихся классических правил. Активный поиск новых форм содействовал появлению символизма, акмеизма, футуризмав литературе, кубизмаи абстракционизмав живописи, символизма в музыке и т.д. Наряду с реализмомгосподствующим мировосприятием и стилем в искусстве рубежа веков стал символизм — новая форма романтизма.
С особой силой в творчестве, как и в сложной социальной жизни, заявило о себе чувство личности в человеке, его достоинстве и ценности. Оно проявлялось в самых противоречивых и многообразных отношениях — к истории, религии, революции и ее различным силам, к природе, в разных соотношениях сознательного и бессознательного в структуре самой личности, в важнейших аспектах — личность и свобода, личность и народ, личность и культура, социальная детерминированность трагедии интеллигенции, разрушение личности интеллигента, его одиночество и раздвоение и т.д.
В культурном процессе давал себя знать новый уровень исторического синтеза, глобализация истории. Сама личность художника и его героя, в том числе литературного, становилась более динамичной, ощутившей свою вовлеченность в круговорот исторической жизни. Такое понимание на рубеже веков и было многообразно унаследовано всем столетием. Не случайно проблема свободы, в том числе и свободы творчества, закономерно выдвинулась в центр общественных и литературно-критических дискуссий. Ленинское понимание свободы творчества как осознанное подчинение писателя целям большевиков было энергично оспорено философом Н. Бердяевым и поэтом В. Брюсовым.
«Серебряный век» справедливо называют временем «великого синтеза», когда искусство мыслилось единым целым, с усилением тенденции к взаимопроникновению различных видов художественной деятельности. Возникают самые разнообразные художественные соединения с их расширением и обогащением диапазона средств — углублением выразительных возможностей каждого вида искусства под воздействием другого. Сочетание разных художественных языков позволяло воспринять образное содержаниесинтетического произведения с разных сторон и под разным углом зрения. Идеалом времени становится художник универсального типа, а идеалом слияния искусств — театр. Именно в театре, сфере, соединяющей многие виды творчества, можно достичь, по мысли различных деятелей культуры, давно желаемого единства, синтеза искусства. Театрализация пронизывает все творчество художников новейшего времени. Игра, фантастика — черты, столь характерные для искусства рубежа веков, подводят к театру, где эти качества необходимы и узаконены. Более того, в представлении творческого человека той эпохи театральностью охвачено не только искусство, но и сама жизнь — вечная игра, непрестанный спектакль, где каждый играет свою роль. Жизнь, искусство и театр смыкаются, таким образом, в представлении о мире как о вечной игре...
Важным элементом народного театра М. Бахтин считал маску, в которой «очень ярко раскрывается самая сущность гротеска». С позиций театральности маска — условный персонаж, в котором за подачей одних черт может скрываться иной смысл, способный войти в разные противоречия с внешней формой. Увлечение театральной арлекинадой — типичное явление в музыке, литературе, театре, живописи. Образы — маски, куклы, марионетки — сквозные в творчестве И. Стравинского и «мир искусников». А. Блок широко применял их в своей лирике и драме «Балаганчик» — это разрушение театрального мира с его иллюзией, условностью и фальшью. Блоковская коллизия «театра» и «лирики» — в одном ряду с той же темой театральной серии К. Сомова и «Петрушкой» И. Стравинского.
Неоднозначная картина художественного сознания «серебряного века» воплощала в себе разнонаправленные творческие интересы в сфере всей русской культуры. Искусство стремилось к отражению поставленных жизнью многообразных проблем, среди которых остро ставилась проблема назначения искусства в жизни общества и общественная миссия художника. В его творчестве отчетливо проявлялись две тенденции: первая связана с возросшим вниманием к прошлым эпохам искусства, вторая — стремление к обновлению, что четко зафиксировано в термине «модерн». Обе тенденции могли постоянно и динамично взаимодействовать.
Преобразование реализма, вызванное к жизни общеисторическими причинами и внутренними потребностями развивающегося творческого метода, происходят на рубеже веков. Начало его обновлению положили крупнейшие мастера старшего поколения, соединявшие век нынешний с веком минувшим — поздний Л. Толстой и А. Чехов. Оформилась новая реалистическая проза И. Бунина, Л. Андреева, А. Куприна, Б. Зайцева, И. Шмелева, М. Горького, обнаруживая разнообразие подходов к проблеме личности.
Соперниками реализма предстают модернистские течения — символизм, акмеизм и футуризм. Расхождения, выплеснувшиеся в бурных дискуссиях, касались коренных вопросов искусства, эстетики, философии, отношения к художественному наследию и др. Однако наряду с отталкиваниями были и значительные притяжения. Противясь герметизму в литературной среде, А. Блок осудил «стремление быть принципиально враждебным какому-либо направлению». Искусство переломного времени особенно богато переходными, промежуточными состояниями художественной мысли. На стыке реалистического и модернистского течений возникают феномены двойственной эстетической природы: наследие Л. Андреева, А. Ремизова и др. Развитие художественного процесса отличается пестрой сменой, изменчивой множественностью явлений и одновременно сложной целостностью.
Ментальность «серебряного века» — культ творчества как единственной возможности прорыва к новым трансцендентным реальностям, преодоление извечной российской «двоичности» — святого и звериного, Христа и Антихриста. Творчество художественной интеллигенции становится интегральным способом осмысления времени и «Я» в нем через настойчивые мотивы свободной воли, поиски Бога, смерти...
Термин Н. Бердяева «русский культурный ренессанс» предстает важнейшим элементом для социокультурной эпохи «серебряного века». Он не случайно стал наиболее плодотворным этапом для русской философии и культурологии. Вслед за беспрецедентным разнообразием дарований на художественной ниве — И. Бунин, А. Куприн, А. Блок, Н. Гумилев, А. Белый, Вяч. Иванов, В. Хлебников, С. Есенин и многие другие — представлена блистательная галерея идей и судеб в лице Н. Бердяева, С. Булгакова, П. Флоренского, С. Франка, Г. Федотова, Н. Лосского, А. Лосева и многих других. Показательно, что добро и зло мира становятся в русской ренессансной философии теми абсолюта ми-родниками, которые питают такие непреходящие понятия, как «русский ум», «русский характер», ставшие главными психоаналитическими категориями.
Особое место в философии и культуре «серебряного века» заняла тема русской интеллигенции, тот трагический исторический тупик, в котором она оказалась (сб. «Вехи», «Из глубины»).
Художественный уровень, открытия и находки в русской философской мысли, литературе и искусстве «серебряного века» в своей величествен ной мощи дали творческий импульс в развитии отечественной и мировой культуры. Они обогатились не только уроками словесного мастерства, но и новыми темами, идеями в области формы, стиля, жанра, концепции личности и т.д. Философско-религиозный ренессанс дал целое направление культуре, философии, этике России и Запада, пред восхищая экзистенциализм, философию истории, новейшее богословие. Не случайно академик Д. Лихачев заметил однажды со сложным чувством: «Мы подарили Западу начало нашего века... »