I. Богатые и бедные в классе.
Новая реалия - дети «богатых» в классе. Ставлю «богатые» в кавычки, потому что в разных классах это может обозначать весьма различный уровень состоятельности семей. Педагогически проблема не в богатстве, а в отношении подростка к данному семейному факту и проявлении этого отклонения в поведении. Можно назвать следующие варианты поведения таких подростков:
· демонстрация богатства;
· состоятельность скрывается из каких-либо практических соображений;
· стеснительность - школьник стесняется богатства семьи;
· не значимость факта состоятельности семьи для школьника (этот вариант скорее для мальчиков-подростков, успешных в подростковых деятельностях, занятиях);
· демонстрация властных возможностей («за все заплатим, всех купим»).
Ключевой для воспитателя вопрос - не является ли «богатство» ведущим средством самоутверждения подростка в глазах сверстников. Основная идея педагогической работы с этим фактом - «за счет чего ты добиваешься признания? Если за счет собственных способностей, характера - браво! Если за счет не своей личности, а внешности, сложившихся обстоятельств, то где же твое Я?» На старших подростках при доверии к педагогу такая позиция действует. Еще одна идея - оценка подростка в учении и во внеучебной деятельности подчеркнуто за усилия, за вклад, за бескорыстие. Третья идея -соединение «богатых» на общих позитивных интересах. Если интерес оказывается сильным и общим - тема богатства в отношениях отступает быстро на второй план. Возможный подтекст всего пласта этой работы (может бы это даже должно звучать и прямым текстом): материальное благополучие, возможности - это хорошо, но есть вещи более серьезные и важные. Работает на регулировку отношений «бедных» - «богатых» и коллективный уровень: если класс, отношение в классе, совместные дела - ценность для ребят; если классная атмосфера пронизана деятельной заботой и взаимным вниманием.
Еще один, остерегающий момент в этой теме. У ребят из состоятельных семей порою немалые карманные деньги. При соответствующей акцентуации или ситуациях эти деньги помогают встать на путь алкоголя и наркотиков. Это важно учитывать педагогу.
2. Начало профориентационной работы.Да, восьмой класс, правильное время для начала систематической профориентации. Можно, пожалуй, назвать три первоначальные задачи педагогической работы с профессиями: открытие мира профессий, открытие идеи о необходимости соответствия своих качеств профессии, подталкивание к пробам в околопрофессиональной деятельности (работа с младшими школьниками для будущего педагога, организация дела для предпринимателя, работа в архиве для историка и т.п.). Наиболее адекватные формы такой работы для восьмого класса не столько беседы и лекции, сколько деловые и ролевые игры, упражнения. Назовем примеры.
«Сортировка».
Составляется список профессий (не менее 20 и очень разных). Предлагается по микрогруппам просортировать профессии, разделить по типам. Результаты обсуждаются совместно.
Также через работу микрогрупп и последующим совместным обсуждением можно разбираться с требованием к профессиям или с необходимыми природными биологическими предпосылками к профессиональной деятельности.
Возможные темы ролевых дискуссий, разыгрываний: «В семье обсуждается выбор профессии сыном, дочерью»; «Выбор профессии обсуждается в компании друзей». Еще варианты - общая или групповая дискуссии: «Кто в нашем классе (группе) наиболее подходит к такой-то профессии», «Какая профессия наиболее подходит Пете (Маше)».
«Доказательство».
Межгрупповая дискуссия, где одна из групп доказывает, что такая-топрофессия замечательная, а вторая группа доказывает противоположную точку зрения.
«Неделя (может быть каникулы) проб».
Каждый из ребят, используя советы друзей и учителей, выбирает профессию для пробы и в течение небольшого времени пробует эту профессиональную или околопрофсссиональную деятельность. При этом ведутся записи: что делал, что получилось, что не получилось. После проб проводится дискуссия, обсуждения в классе или с воспитателем о результатах опробования.
___________________