I. Богатые и бедные в классе.

Новая реалия - дети «богатых» в классе. Ставлю «богатые» в ка­вычки, потому что в разных классах это может обозначать весьма раз­личный уровень состоятельности семей. Педагогически проблема не в богатстве, а в отношении подростка к данному семейному факту и прояв­лении этого отклонения в поведении. Можно назвать следующие вари­анты поведения таких подростков:

· демонстрация богатства;

· состоятельность скрывается из каких-либо практических соображений;

· стеснительность - школьник стесняется богатства семьи;

· не значимость факта состоятельности семьи для школьника (этот ва­риант скорее для мальчиков-подростков, успешных в подростковых деятельностях, занятиях);

· демонстрация властных возможностей («за все заплатим, всех купим»).

 

Ключевой для воспитателя вопрос - не является ли «богатство» веду­щим средством самоутверждения подростка в глазах сверстников. Основная идея педагогической работы с этим фактом - «за счет чего ты добиваешься признания? Если за счет собственных способностей, характера - браво! Если за счет не своей личности, а внешности, сложившихся обстоятельств, то где же твое Я?» На старших подростках при доверии к педагогу такая позиция действует. Еще одна идея - оценка подростка в учении и во внеучебной дея­тельности подчеркнуто за усилия, за вклад, за бескорыстие. Третья идея -соединение «богатых» на общих позитивных интересах. Если интерес оказы­вается сильным и общим - тема богатства в отношениях отступает быстро на второй план. Возможный подтекст всего пласта этой работы (может бы это даже должно звучать и прямым текстом): материальное благополучие, воз­можности - это хорошо, но есть вещи более серьезные и важные. Работает на регулировку отношений «бедных» - «богатых» и коллективный уровень: ес­ли класс, отношение в классе, совместные дела - ценность для ребят; если классная атмосфера пронизана деятельной заботой и взаимным вниманием.

Еще один, остерегающий момент в этой теме. У ребят из состоя­тельных семей порою немалые карманные деньги. При соответствующей акцентуации или ситуациях эти деньги помогают встать на путь алкоголя и наркотиков. Это важно учитывать педагогу.

 

2. Начало профориентационной работы.Да, восьмой класс, правиль­ное время для начала систематической профориентации. Можно, пожалуй, на­звать три первоначальные задачи педагогической работы с профессиями: от­крытие мира профессий, открытие идеи о необходимости соответствия своих качеств профессии, подталкивание к пробам в околопрофессиональной дея­тельности (работа с младшими школьниками для будущего педагога, организа­ция дела для предпринимателя, работа в архиве для историка и т.п.). Наиболее адекватные формы такой работы для восьмого класса не столько беседы и лек­ции, сколько деловые и ролевые игры, упражнения. Назовем примеры.

«Сортировка».

Составляется список профессий (не менее 20 и очень разных). Предлагается по микрогруппам просортировать профессии, разделить по типам. Результаты обсуждаются совместно.

Также через работу микрогрупп и последующим совместным об­суждением можно разбираться с требованием к профессиям или с необ­ходимыми природными биологическими предпосылками к профессио­нальной деятельности.

Возможные темы ролевых дискуссий, разыгрываний: «В семье об­суждается выбор профессии сыном, дочерью»; «Выбор профессии обсу­ждается в компании друзей». Еще варианты - общая или групповая дис­куссии: «Кто в нашем классе (группе) наиболее подходит к такой-то про­фессии», «Какая профессия наиболее подходит Пете (Маше)».

«Доказательство».

Межгрупповая дискуссия, где одна из групп доказывает, что такая-топрофессия замечательная, а вторая группа доказывает противополож­ную точку зрения.

«Неделя (может быть каникулы) проб».

Каждый из ребят, используя советы друзей и учителей, выбирает про­фессию для пробы и в течение небольшого времени пробует эту профессио­нальную или околопрофсссиональную деятельность. При этом ведутся записи: что делал, что получилось, что не получилось. После проб проводится дискус­сия, обсуждения в классе или с воспитателем о результатах опробования.

___________________