XX век выделил в культуре направление постмодерна. Что такое постмодерн?
Культура каждой эпохи имеет свою специфику, представленную в названии-обозначении. Например, культура Возрождения, Просвещения. XX век войдет в историю как культура постмодерна.
Термин «постмодерн» употребил одним из первых Р. Панвиц в начале века для обозначения кризисных явлений в европейской культуре. В конце 40-х годов А. Тойнби обозначил этим термином культуру Европы после Нового времени. Философ Скрутон полагал, что слово «постмодерн» вошло в употребление в процессе попыток написать историю настоящего.
В 50-е годы в среде интеллектуальной элиты Парижа было модным критиковать буржуа и провозглашать лозунги «Долой капитализм!» Все находились под влиянием марксизма. Но к 70-м годам левые, откровенно прокоммунистические лозунги стали меркнуть под напором информационно-технической цивилизации. Чтобы «оправдать в собственных и чужих глазах тривиальность их увлечения прямым догматическим марксизмом в 50-е годы», многие бывшие левые, и среди них Лиотар и Бодрийяр, объявили себя в 70-е годы постмодернистами, а «то, что осталось без марксизма, без коммунизма, без Сталина, Мао, Сартра, Альтюссера, — пишет А. Пятигорский, — было названо постмодерном».
Что же такоепостмодерн? Это особый тип мировоззрения, ориентированный на формирование такого жизненного пространства, в котором главными ценностями становятся свобода во всем, спонтанность деятельности человека, игровое начало. Постмодернистское сознание направлено на отрицание всякого рода норм и традиций — этических, эстетических, методологических и т.д. , на отказ от авторитетов любого ранга, начиная от государства, великой национальной идеи, этических парадигм и кончая правилами поведения человека в общении с другими.
Европейская гуманитарная культура Нового времени базировалась на таких ключевых понятиях-установках, как романтизм/символизм, закрытая форма, цель, замысел, иерархия, творчество, жанр, глубина, метафизика, истина, определенность и др. Этот, идущий еще из античности интеллектуальный канон, был своего рода набором средств и способов, позволяющих ухватить с помощью рациональной мысли некую первоначальную реальность, «заглянуть» мысленно по ту сторону повседневности и эмпирической банальности, постичь истину. Постмодернизм видит в этой интеллектуальной традиции стремление разума властвовать над всеми сферами человеческой жизнедеятельности, что проявилось в технократическом господстве человека над природой и социально-политическом господстве людей над людьми. Оставить всякие притязания на любое всеведение — философское, религиозное, научное и т.д. — такова одна из главных установок постмодернизма.
Объявив все открытые научным разумом истины относительно человека, общества, прогресса и т.д. несостоятельными как в интеллектуальном, так и в нравственном отношении, постмодерн подверг все традиционные теоретико-познавательные, этические, политические и т.д. представления критической деконструкции. В этом смысле постмодерн есть прежде всего культурная ориентация на «деконструкцию, децентрацию, устранение, разбрасывание, демистификацию, прерывание, расхождение, рассеивание» (И. Хассан). Такая ориентация требует соответствующего набора фундаментальных понятий и категорий, с помощью которых постмодернистское мышление может реализовать функцию разрушения традиции. Парафизика/дадаизм, открытая форма, игра, случай, анархия, деконструкция, интертекст, поверхность, ирония, неопределенность и т.д. — вот неполный перечень базовых понятий, лежащих в основе постмодернистского мышления и действия. Очевидно, что в пространстве такого мышления рационально-логическая ориентация резко уменьшается, но зато возрастает неопределенность в понимании, вседозволенность в интерпретациях, когда могут быть оправданы и «объяснены» любые связи и взаимопревращения. Повышается интерес к иррациональному и субъективному. Например, в постмодернистской поэзии, живописи, театре стали предпочитаться и цениться неясные формы, бессвязные намеки, эзотерическая непроницаемость для восприятия, стихийная страсть и свободная чувственность. Постмодернистские установки проникли и в гносеологию, породив гносеологический и эпистемологический релятивизм, с точки зрения которого объективное есть иллюзия, истина — догма, связное, причинно-следственное описание миропорядка — вымысел и орудие власти, насилие разума над природой и обществом. Признается возможность бесконечного числа картин мироздания, ни одна из которых не может претендовать на истинность, ибо не существует способов и методов постижения действительности, которые были бы свободны от воздействия человеческих желаний, потребностей, мотиваций.
Несмотря на свое отрицательное отношение к прошлому и истории, постмодерн испытал влияние многих культурных и интеллектуальных течений: от экзистенциализма, герменевтики, психоанализа до феминизма. Воспользовались представители постмодерна и игровой теорией культуры;
разработанной Й. Хейзингой и М. Бахтиным. Й. Хей-зинга сформулировал важнейшее для постмодерна понятие культуры как игры. М. Бахтин ввел в интеллектуальный обиход представление о равносильности (амбивалентности) и взаимозаменяемости всех значении и смыслов, фигурирующих внутри игрового пространства. Человек в культуре-игре освобождался, таким образом, от необходимости следовать каким бы то ни было постоянным нормам и правилам.
Постмодернистский прорыв был подготовлен также исследованиями в области языкознания и философии языка. Уже Ф. Ницше говорил о проблематичности отношения языка к действительности, а Ф. де Соссюр утверждал, что связь между словом и обозначаемым объектом, знаком и означаемым произвольна. Современный философ постмодернист Ж. Деррида считает, что не существует какого-либо однозначного и незыблемого смысла текста. Познавательная деятельность мышления совершается главным образом в слове и с помощью слова. Если же слово случайно по отношению к мышлению и объекту мышления, то содержание знания тем более не связано непосредственно с содержанием объективной реальности. Такого роды выводы, сделанные лингвистами и филологами, укрепили позиции постмодерна.
Понятие постмодерн в какой-то мере близко понятию демократия. Демократизация общества есть его постмодернизация: разрушается единый стиль культуры, возникает культурный плюрализм, стирающий грани между сакральным и профанным, нарастают процессы усреднения люден и возвышения массовой культуры, уменьшается возможность появления гениев и героев, возвышающихся над толпой. Постмодерн воспринимает эти результаты демократизации как норму и изобретает интеллектуальные и художественные средства их изображения. Постмодернистские писатели создают художественные произведения, в которых нет ни героев, ни личностей, ни лидеров. Творцы постмодернистского искусства как бы снимают кальку с демократических процессов в своих произведениях, где все направлено на разрушение иерархии ценностей, уравнивание «святого и бесовского», забвение имен и дат, смешивание стилей и времен, ироническое восприятие традиции, истории, авторитетов.
Демократизация общества, возвысив массовую культуру и сделав ее господствующей, поставила перед искусством задачу удовлетворить потребности массового «потребителя». Постмодернистское искусство отреагировало на этот социальный «запрос» идей «двойного кодирования», т.е. совмещения в одном произведении двух адресатов: культурной элиты и человека «с улицы». Но такого рода попытки закончились неудачно, ибо смысловая и тематическая многослойность художественного произведения затруднили процесс его восприятия даже для «высоколобой» элиты.