XX век выделил в культуре направление постмодерна. Что такое постмодерн?

 

Культура каждой эпохи имеет свою специфи­ку, представленную в названии-обозначении. На­пример, культура Возрождения, Просвещения. XX век войдет в историю как культура постмодерна.

Термин «постмодерн» употребил одним из пер­вых Р. Панвиц в начале века для обозначения кри­зисных явлений в европейской культуре. В конце 40-х годов А. Тойнби обозначил этим термином культуру Европы после Нового времени. Философ Скрутон полагал, что слово «постмодерн» вошло в употребление в процессе попыток написать ис­торию настоящего.

В 50-е годы в среде интеллектуальной элиты Парижа было модным критиковать буржуа и про­возглашать лозунги «Долой капитализм!» Все на­ходились под влиянием марксизма. Но к 70-м го­дам левые, откровенно прокоммунистические ло­зунги стали меркнуть под напором информацион­но-технической цивилизации. Чтобы «оправдать в собственных и чужих глазах тривиальность их увле­чения прямым догматическим марксизмом в 50-е годы», многие бывшие левые, и среди них Лиотар и Бодрийяр, объявили себя в 70-е годы постмодер­нистами, а «то, что осталось без марксизма, без коммунизма, без Сталина, Мао, Сартра, Альтюссера, — пишет А. Пятигорский, — было названо постмодерном».

Что же такоепостмодерн? Это особый тип мировоззрения, ориентированный на формирова­ние такого жизненного пространства, в котором главными ценностями становятся свобода во всем, спонтанность деятельности человека, игровое начало. Постмодернистское сознание направлено на отрицание всякого рода норм и традиций — этических, эстетических, методологических и т.д. , на отказ от авторитетов любого ранга, начи­ная от государства, великой национальной идеи, этических парадигм и кончая правилами поведе­ния человека в общении с другими.

Европейская гуманитарная культура Нового времени базировалась на таких ключевых поняти­ях-установках, как романтизм/символизм, закры­тая форма, цель, замысел, иерархия, творчество, жанр, глубина, метафизика, истина, определенность и др. Этот, идущий еще из античности интеллектуальный канон, был своего рода набором средств и способов, позволяющих ухватить с помощью раци­ональной мысли некую первоначальную реальность, «заглянуть» мысленно по ту сторону повседневнос­ти и эмпирической банальности, постичь истину. Постмодернизм видит в этой интеллектуальной традиции стремление разума властвовать над все­ми сферами человеческой жизнедеятельности, что проявилось в технократическом господстве челове­ка над природой и социально-политическом господ­стве людей над людьми. Оставить всякие притяза­ния на любое всеведение — философское, религи­озное, научное и т.д. — такова одна из главных установок постмодернизма.

Объявив все открытые научным разумом ис­тины относительно человека, общества, прогресса и т.д. несостоятельными как в интеллектуальном, так и в нравственном отношении, постмодерн под­верг все традиционные теоретико-познавательные, этические, политические и т.д. представления кри­тической деконструкции. В этом смысле постмо­дерн есть прежде всего культурная ориентация на «деконструкцию, децентрацию, устранение, разбрасывание, демистификацию, прерывание, расхождение, рассеивание» (И. Хассан). Такая ори­ентация требует соответствующего набора фунда­ментальных понятий и категорий, с помощью ко­торых постмодернистское мышление может реа­лизовать функцию разрушения традиции. Парафизика/дадаизм, открытая форма, игра, случай, анархия, деконструкция, интертекст, поверхность, ирония, неопределенность и т.д. — вот неполный перечень базовых понятий, лежащих в основе пост­модернистского мышления и действия. Очевидно, что в пространстве такого мышления рациональ­но-логическая ориентация резко уменьшается, но зато возрастает неопределенность в понимании, вседозволенность в интерпретациях, когда могут быть оправданы и «объяснены» любые связи и взаимопревращения. Повышается интерес к ир­рациональному и субъективному. Например, в постмодернистской поэзии, живописи, театре ста­ли предпочитаться и цениться неясные формы, бессвязные намеки, эзотерическая непроницае­мость для восприятия, стихийная страсть и сво­бодная чувственность. Постмодернистские установ­ки проникли и в гносеологию, породив гносеологи­ческий и эпистемологический релятивизм, с точки зрения которого объективное есть иллюзия, исти­на — догма, связное, причинно-следственное опи­сание миропорядка — вымысел и орудие власти, насилие разума над природой и обществом. При­знается возможность бесконечного числа картин мироздания, ни одна из которых не может претен­довать на истинность, ибо не существует способов и методов постижения действительности, которые были бы свободны от воздействия человеческих желаний, потребностей, мотиваций.

Несмотря на свое отрицательное отношение к прошлому и истории, постмодерн испытал влия­ние многих культурных и интеллектуальных тече­ний: от экзистенциализма, герменевтики, психоана­лиза до феминизма. Воспользовались представи­тели постмодерна и игровой теорией культуры;

разработанной Й. Хейзингой и М. Бахтиным. Й. Хей-зинга сформулировал важнейшее для постмодер­на понятие культуры как игры. М. Бахтин ввел в интеллектуальный обиход представление о равно­сильности (амбивалентности) и взаимозаменяемо­сти всех значении и смыслов, фигурирующих внут­ри игрового пространства. Человек в культуре-игре освобождался, таким образом, от необходимости следовать каким бы то ни было постоянным нор­мам и правилам.

Постмодернистский прорыв был подготовлен также исследованиями в области языкознания и философии языка. Уже Ф. Ницше говорил о про­блематичности отношения языка к действительно­сти, а Ф. де Соссюр утверждал, что связь между словом и обозначаемым объектом, знаком и озна­чаемым произвольна. Современный философ по­стмодернист Ж. Деррида считает, что не существу­ет какого-либо однозначного и незыблемого смыс­ла текста. Познавательная деятельность мышле­ния совершается главным образом в слове и с помощью слова. Если же слово случайно по отно­шению к мышлению и объекту мышления, то со­держание знания тем более не связано непосред­ственно с содержанием объективной реальности. Такого роды выводы, сделанные лингвистами и филологами, укрепили позиции постмодерна.

Понятие постмодерн в какой-то мере близ­ко понятию демократия. Демократизация обще­ства есть его постмодернизация: разрушается еди­ный стиль культуры, возникает культурный плю­рализм, стирающий грани между сакральным и профанным, нарастают процессы усреднения лю­ден и возвышения массовой культуры, уменьша­ется возможность появления гениев и героев, воз­вышающихся над толпой. Постмодерн восприни­мает эти результаты демократизации как норму и изобретает интеллектуальные и художественные средства их изображения. Постмодернистские пи­сатели создают художественные произведения, в которых нет ни героев, ни личностей, ни лидеров. Творцы постмодернистского искусства как бы сни­мают кальку с демократических процессов в сво­их произведениях, где все направлено на разру­шение иерархии ценностей, уравнивание «святого и бесовского», забвение имен и дат, смешивание стилей и времен, ироническое восприятие тради­ции, истории, авторитетов.

Демократизация общества, возвысив массовую культуру и сделав ее господствующей, поставила перед искусством задачу удовлетворить потреб­ности массового «потребителя». Постмодернистс­кое искусство отреагировало на этот социальный «запрос» идей «двойного кодирования», т.е. совме­щения в одном произведении двух адресатов: куль­турной элиты и человека «с улицы». Но такого рода попытки закончились неудачно, ибо смысло­вая и тематическая многослойность художествен­ного произведения затруднили процесс его воспри­ятия даже для «высоколобой» элиты.