В чем состоит своеобразие немецкого Просвещения?
Эпоха Просвещения в Германии — важнейший этап в развитии мировой культуры вообще и в развитии немецкой культуры в частности. Эстетика немецкого Просвещения — начальный этап в развитии немецкой классической эстетики, которая представляет собой исключительно сложное и противоречивое явление. Ее развитие начинается с середины XVIII века и заканчивается вместе с разложением немецкой классической философии. Бросается в глаза резкое противоречие между политической и экономической отсталостью Германии и высоким полетом мысли, которая развивалась в этих жалких условиях.
В немецкой эстетике выступают материалисты (Георг Бюхнер, Фейербах), идеалисты (Фихте, Гегель), рационалисты. (Баумгартен, Мендельсон), иррационалисты (Шопенгауэр), консерваторы (поздний Шеллинг). Такой причудливой картины не наблюдается ни во Франции, ни в Англии того времени. Что поразительно, немецкие теоретики, как правило, пытаются осмыслить проблемы не только в свете важнейших общественных проблем Германии, но и с точки зрения проблем мировой истории.
Социальное движение крестьян, ремесленников и городской бедноты во второй половине XVIII века приняло широкий размах, оно прежде всего послужило мощным толчком для развития прогрессивной общественной мысли в Германии.
Влияние Французской революции является мощным фактором развития общественной мысли Германии. Не случайно вся немецкая литература, философия и эстетика того времени являются в какой-то степени теоретическим рефлексом этой революции.
Поскольку в Германии проблема демократических преобразовании не была решена ни во второй половине XVII века, ни в начале XVIII века, то немцы не утратили интереса к идеологии Просвещения (как это произошло в Англии и Франции после революций). Немецкие писатели и философы могли опираться на теоретический опыт других народов, что составляло большое преимущество немцев. Наконец, к началу деятельности крупнейших немецких мыслителей накопился большой фактический материал в различных областях конкретного знания, что они тоже использовали.
Важнейшую роль в развитии немецкой эстетики сыграли: И. Винкельман, Г. Лессинг, Ф. Шиллер и И. Гете.
Иоганн Иоахим Винкельман (1717-1768) — выдающийся немецкий ученый, историк и теоретик искусства. Его первые теоретические работы заключали в себе идею обращения к греческому искусству как вершине свободной художественной мысли. Винкельман был человек, глубоко преданный демократическому идеалу. Этот идеал лежит в основе его знаменитой «Истории искусства древности» (1764).
В духе английских и французских просветителей, которых он хорошо знал, Винкельман рассматривал историю искусства в тесной связи с естественной средой и общественно-политическими условиями. Вместе с тем эта история представляет в его глазах связный органический процесс роста и увядания художественной культуры. Подъем искусства тесно связан с развитием народной свободы, его упадок — плод разложения общества, потери свободы, установления рабских порядков.
Классическое искусство греческой античности Винкельман ставил на недосягаемую вершину истории развития. Единственным правилом для художника является подражание произведениям античности.
Дело жизни Винкельмана, нашедшее себе главное выражение в его «Истории», было началом новой эпохи в развитии эстетической мысли, и без него нельзя себе представить дальнейших достижений Лессинга, Гердера, Гете и всей немецкой классической эстетики.
Готгольд Эфраим Лессинг (1729 - 1781) — великий немецкий мыслитель, публицист и критик. Лессинг приобрел литературное имя своими выступлениями против немецких подражателей французской эстетической моде, находившей себе покровителей среди многочисленных мелких государей Германии XVIII века. По своему общему направлению он — просветитель. Но от французских просветителей Лессинг отличался подчеркиванием национальной самобытности и большим историческим чутьем. Так, например, Лессинг защищал Шекспира от вольтеровской критики. Как в публицистических произведениях, так и в своем собственном творчестве он отвергал каноны французской классической трагедии в пользу реализма и демократического содержания.
Лессинг хотел создать свой немецкий национальный театр (в противовес «вненациональному театру классицизма»), но его попытки не увенчались успехом: он должен был признать, что «мы, немцы, еще не нация» («Гамбургская драматургия»).
В своем главном труде «Лаокоон» Лессинг приходит к выводу, что цель искусства — нравственное и идейное воспитание человека. Основным законом искусства является «истина и выражение». «Истина — потребность человеческого духа». Искусство действует на разум читателя, зрителя через его воображение. Идеи в искусстве облекаются в образы. Требования к произведениям искусства: ясность, простота, лаконичность. Лессинг установил типологические различия и границы видов искусства. Предпочтение Лессингом художественной литературы, особенно поэзии, изобразительным видам искусства отражало его просветительскую направленность, рационалистический характер его эстетики и в то же время соответствовало реальному соотношению видов искусства в конце XVIII века.
Фридрих Шиллер (1759-1805) — немецкий драматург, сыграл громадную роль в развитии немецкой эстетической мысли.
Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832) — известен не только как гениальный поэт и критик, но и как великий мыслитель, ученый, художник и государственный деятель.
В эстетическом восприятии Гете подчеркивает первостепенное значение непосредственного естественного чувства. Это выражается в мысли о тождестве искусства и творений природы.
Интерпретация античности у Гете дается в духе Винкельмана: в ней он усматривает «благородную простоту и тихое величие». Шиллер тоже обращался к идеалам античности.
Политической платформой деятельности Гете и Шиллера в период их дружеского сотрудничества является идеал установления компромисса между бюргерством и феодальными элементами страны. Революционная борьба со старым миром отклоняется. Установление нового строя отодвигается в неопределенное будущее, вплоть до той поры, пока все люди через эстетическое воспитание станут достойными свободы. Это воспитание должно осуществиться путем гармонического развития личности, прообраз которого Гете и Шиллер видели в Древней Греции.