Проблемы обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации

Модель демократического правового государства, которую планиру­ется воплотить в России и которая базируется на ряде основополагающих идей и принципов, центральное место отводит неотчуждаемым, неотъем­лемым правам человека и другим общечеловеческим ценностям, призна­ваемым мировым сообществом. Провозглашение человека высшей ценно­стью общества и государства, реализация этого принципа в повседневной жизни позволяют определить параметры развития российской государст­венности, приоритетные направления во взаимоотношениях личности и государства, личности и общества.

Успех реформ в стране во многом зависит от готовности и способно­сти государства, его структур, и в первую очередь правоохранительных органов, воспринимать свое назначение как служение каждому человеку, охранять и защищать его права и свободы, обеспечивать безопасность, ибо сильное государство немыслимо без уважения к правам и свободам чело­века. Только демократическое правовое государство способно обеспечить баланс интересов личности и общества, совместить частную инициативу с общественными задачами.

Обеспечение прав человека в России - это не второстепенная побоч­ная задача преобразований, осуществляемых в обществе, а основная их цель, призванная изменить положение человека, создать ему достойные условия жизни, гарантировать свободу, неприкосновенность личной жиз­ни, активное участие в политическом процессе, социальную защищен­ность.

Самое трудное, что предстоит преодолеть, - отказ от приоритета ин­тересов государства по сравнению с интересами отдельной личности, что насаждалось в течение всех лет советской власти. При этом интересы го­сударства, по существу, отождествлялись с интересами общества. Отсюда отказ от индивидуалистических притязаний, проведение политики коллек­тивизма, жертвенности личными потребностями и интересами во имя об­щественного блага. Эти представления легли на благодатную почву рос­сийского менталитета, которому наряду с высокой духовностью присущи начала коллективизма, равенства, солидарности и общенародного счастья.

Новый этап в развитии российской государственности связан с при­знанием общегуманистических ценностей, в том числе идеи уважения прав человека, его правовой защищенности, автономии личности, существова­ния сферы, свободной от вмешательства государства, от произвола долж­ностных лиц. Это диктует необходимость нового подхода к проблемам прав человека и свободы в демократически устроенном обществе [11, с. 249-251].

Права человека - необходимое условие обеспечения его свободы, достоинства, нормальных условий жизнедеятельности - не имеют психо­логической и нравственной опоры в общественном сознании граждан страны. В каждом случае неисполнения права, его нарушения осуществля­ется посягательство и на интересы человека и гражданина, и на интересы общества. В конечном счете безнаказанность такого рода посягательств дает разрушительный эффект, окончательно подрывая веру в устойчивость государственных и правовых начал общества.

Р. Иеринг совершенно справедливо отмечал, что борьба человека за право есть обязанность правомочного по отношению к самому себе: «Со­противление наглому, затрагивающему самое личность беззаконию, т.е. нарушению прав, носящему по своему приему характер его попрания, ха­рактер личного оскорбления, есть обязанность. Это обязанность правомоч­ного по отношению к самому себе, потому что таково повеление нравствен­ного самосохранения; это обязанность по отношению к обществу, потому что таково необходимое условие существования права» [22, с. 77].

Наряду с этим необходимо формирование в обществе правовой куль­туры, то есть знания прав, уважения их, практических навыков использова­ния не в ущерб свободе и интересам других людей и жизненно значимым интересам общества. Наконец, важно умение защищать свои права закон­ными способами и средствами. Безусловно, такая культура создается на протяжении многих поколений и не может возникнуть одномоментно. В связи с этим заслуживает быть выделенной мысль Б.А. Кистяковского: «Своего рода полного развития правовое государство достигает при высо­ком уровне правосознания в народе и при сильно развитом в нем чувстве ответственности. В правовом государстве ответственность за нормальное функционирование государственного порядка и государственных учрежде­ний лежит на самом народе».

Вследствие этого ставка на совершенствование личности и человече­ства в целом важна, но она бессильна изменить ситуацию, если ее не осна­стить четко ориентированными нормами и институтами, которые будут направлять поведение, деятельность людей, и в процессе этой социальной деятельности, воздействуя на сознание, изменять его, гуманизировать, прививать ему общечеловеческие ценности. Главным условием постепен­ного изменения индивидуального и общественного сознания является раз­витие свободы, которая предстает как пространство права и морали. Толь­ко в условиях свободы возможно реальное обеспечение прав человека, су­ществование демократического правового и социального государства как важнейших институтов, обеспечивающих устойчивое развитие, разумный компромисс между разнонаправленными интересами [39, с. 181-183].

Роль различного рода институтов, процедур, сдержек и противовесов в предотвращении общественных потрясений и катастроф, в достижении компромиссов и консенсусов прекрасно показал К. Поппер в своей книге «Открытое общество и его враги»: «Институты неизбежно являются ре­зультатом компромисса между обстоятельствами, интересами и т.п., хотя как личности мы должны сопротивляться такого рода воздействиям». Р. Арон, отмечая, что духовные свободы и демократические процедуры дают защиту против власти и произвола, подчеркивал, что они прежде все­го дают возможность просветить людей, сделать их способными к здраво­мыслию и нравственности: «Политические свободы позволяют сделать людей не конформистами или мятежниками, но критическими и ответст­венными гражданами».

Способность таких институтов, как права человека, право, правовое государство, формировать высокие человеческие качества, здравомыслие, ответственность, солидарность, преодолевать эгоизм и крайние проявле­ния индивидуализма, примирять конфликты и согласовывать интересы трудно переоценить. Эти институты могли сформироваться на основе осознания человечеством зыбкости и неустойчивости своего существова­ния, необходимости создания механизмов обеспечения стабильности об­щества. Сформировавшись и упрочившись, эти институты оказывают об­ратное воздействие на развитие общественного и индивидуального созна­ния, создают уверенность в защищенности личности и общества.

За последние годы в Российской Федерации был принят целый ряд законов, усиливающих гарантии соблюдения прав граждан, были ратифи­цированы основополагающие международные соглашения в области прав человека. Вместе с тем демократические преобразования и экономические реформы не привели к ожидаемым результатам и не способствовали суще­ственному прогрессу в охране и защите прав и свобод российских граж­дан [21, с. 241].


Глава 3 Правовой статус жителей Москвы
3.1 Особенности правового статуса жителей Москвы

Основы правового статуса жителя города Москвы являются одним из важнейших институтов уставного права, что определяется как основополагающим характером составляющих его норм, так и сформулированной ч. 1, ст. 7 Устава города Москвы от 28 июня 1995 г. основной целью осуществления публичной власти в городе - обеспечение прав и свобод человека и гражданина, экономического, социального и культурного развития города Москвы в интересах его населения [7].

В силу верховенства и прямого действия положений Конституции на всей территории Российской Федерации, государственно-правовые институты уставного права города Москвы имеют производный характер от такого рода институтов конституционного права Российской Федерации. Например, институт уставных основ правового статуса жителя города Москвы имеет производный характер от института конституционных основ правового статуса личности в Российской Федерации.

В связи с этим представляется вполне логичным при рассмотрении основ правового статуса жителя города Москвы, отталкиваться от принятых в науке государствоведения общеметодологических подходов к анализу как в целом указанного конституционно-правового статуса, так - образующих его правовых институтов: принципов правового статуса личности; гражданства; основных прав, свобод и обязанностей; гарантий осуществления прав и свобод и их государственной защиты и др.

В Российской Федерации подконституционно - правовым статусом личности принято понимать совокупность закрепляемых в Конституции и законодательстве Российской Федерации прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, а также гарантий их осуществления, определяемых уровнем экономического, социального, политического и правового развития Российского государства.

При этом, конституционное право (свобода) рассматривается как закрепленное в Конституции субъективное право, предоставляющее человеку и гражданину юридическую возможность совершать определенные действия, предусмотренные нормами права, избирать вид и меру поведения, пользоваться благами, а конституционная обязанность - установленная в Конституции мера общественно необходимого поведения лица. В отличие от права, которым лицо пользуется по своему усмотрению, исполнять юридическую обязанность оно должно независимо от своего субъективного отношения, личного желания [35, с. 53].

Предметом правового регулирования конституционного права Российской Федерации являются не все юридические права, свободы и обязанности, а лишь те из них, которые являются основными (конституционными), т.е. закреплены в Конституции.

Предметом уставного права города Москвы согласно требований ст.3 Устава являются права, свободы и обязанности жителей города Москвы (москвичей) - граждан Российской Федерации, имеющих место жительство в городе Москве, независимо от сроков проживания, места рождения и национальности, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно или временно проживающих на территории города, которые в совокупности с жителями образуют население города Москвы”.

Опираясь на определенную в первой главе диссертации систему и иерархию источников уставного права города Москвы, логично предположить, что права, свободы, обязанности, гарантии их реализации указанных лиц закрепляются в Конституции Российской Федерации, федеральных законах, Уставе и других законах города Москвы согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Гарантии прав и свобод жителя города Москвы можно определить как условия и средства, которые обеспечивают их реализацию. Такого рода гарантии принято делить на: социально-экономические, политические, юридические, духовные, организационно-технические гарантии. Указанные гарантии являются составным элементом правового статуса жителя города Москвы и направлены на обеспечение, охрану и защиту прав и свобод лиц, образующих население города.

Таким образом, под уставно - правовым статусом личности следует понимать совокупность закрепляемых в Конституции Российской Федерации, федеральных законах, Уставе и других законах города Москвы прав, свобод и обязанностей жителей города Москвы, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно или временно проживающих на территории города, а также гарантий их осуществления, определяемых как уровнем экономического, социального, политического и правового развития Российского государства, так и эффективностью деятельности органов публичной власти города по выполнению определенной в Уставе основной цели ее осуществления - обеспечения прав и свобод человека и гражданина, экономического, социального и культурного развития города Москвы в интересах населения города Москвы [30, с. 101-103].

Следует отметить, что принципы правового статуса москвича, являются производными от общих принципом правового статуса личности в Российской Федерации и выступают в виде общего правила поведения, являются универсальными, императивными нормами, отражающими начала, основы осуществления прав и свобод, закрепленных в федеральном и региональном законодательстве.

1. Принцип равноправия граждан.

С учетом особой важности данный принцип включен в содержание основ конституционного строя. В ст. 6, п. 2 Конституции закреплено: "Каждый гражданин России обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией". Согласно положений ст. 19 Конституции в Российской Федерации все равны перед законом и судом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности [2].

Исключения из данного принципа предусмотрены в ст. 91, 98, 122 Конституции и касаются особенностей правового статуса главы Российского государства, депутатов, судей и др. Неприкосновенность, особые социальные гарантии их деятельности призваны обеспечивать их независимость, оградить от необоснованных преследований, способствовать беспрепятственной деятельности и самостоятельности в осуществлении конституционных полномочий.

2. Принцип естественности и неотчуждаемости прав и свобод человека.

Данный принцип закреплен в Конституции Российской Федерации (п. 2, ст. 17) и означает, что государство не дарует, не предоставляет людям их основные права и свободы и соответственно не может их отчуждать ни при каких условиях. В этой связи весьма актуальной представляется проблема соотношения права и закона. Ранее в нашем государственно-правовом механизме господствовала другая точка зрения о том, что права человеку не принадлежат от рождения, а предоставляются государством [2].

3. Непосредственное действие основных прав и свобод.

Данный принцип впервые в конституционном строительстве России находит отражение в Конституции. Согласно ст. 18 Основного закона Российского государства "права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием".

Важно отметить, что в ряде случаев общественные отношения, возникающие в процессе реализации указанных положений Конституции, могут регулироваться только конституционными нормами, которые действуют непосредственно и не требуют принятия иных нормативных правовых актов.

Кроме этого, Пленум разъяснил также, что нормативные указы главы Российского государства подлежат применению судами при разрешении конкретных судебных дел, если они не противоречат Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

5. Соответствие норм национального права России о правах и свободах нормам и принципам международно-правовым актам.

В основе этого принципа лежат положения ч. 4, ст. 15 Конституции о том, что "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Международно-правовая защита прав человека осуществляется в соответствии с Уставом ООН от 26 июня 1945 г., Всеобщей Декларацией прав человека от 10 декабря 1948 г., Международным пактом о гражданских и политических правах человека от 19 декабря 1966 г., Международном пактом об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г., Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.. [10].

Споры между государствами - членами Совета Европы, участниками указанной Конвенции разрешает Европейский суд по правам человека. Кроме этого, он рассматривает индивидуальные жалобы по поводу нарушения прав человека и основных свобод, предусмотренных Конвенцией.

6. Общедоступность нормативно-правовых актов, закрепляющих основные права и свободы.

В соответствии с Конституцией "любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения" (п. 3 ст. 15).

Согласно ст.3 и 4 Федерального закона от 14 июня 1994 г. "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" они подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом [5].