В чем суть идеологии Просвещения?
Просвещение представляет собой широкое антифеодальное движение периода становления капитализма (XVII - XVIII вв.). Оно охватило практически все европейские страны. Даже абсолютизм, уступая потребностям времени, становился просвещенным. В Австрии, Пруссии, России монархи используют идеи Просвещения для укрепления централизованной системы управления. Разум и Просвещение превратились в основные лозунги эпохи. Однако разработка идеологии Просвещения отвечала в целом интересам иных социальных сил. Новый прогрессивный класс буржуазии через своих идеологов провозгласил культ Разума и Природы. Просветители были убеждены в том, что развитие разума и прежде всего прогресс науки и просвещение народа могут оказать решающее воздействие на все стороны жизни общества и перестроить его на началах всеобщего равенства, соответствующего законам Природы.
Идеология Просвещения наиболее ярко проявила себя в Англии, Германии и особенно — во Франции. В отличие от более консервативных английских просветителей, озабоченных закреплением завоеваний буржуазной революции, французские просветители фактически подготавливали революцию в своей стране, отталкиваясь от английского опыта. Как мощное идейное движение, Просвещение, начавшись в Англии, набирает силу во Франции в 40-е гг. XVIII века. Монтескье, Дидро, Гольбах, Гельвеций, Руссо и другие были выходцами из различных социальных слоев, но их объединили ненависть к пережиткам феодально-абсолютистского строя, требование равенства, оценки человека по его личным заслугам, а не по родовитости и знатности. Просветители считали, что причины общественного неблагополучия коренятся, в первую очередь, в невежестве людей, в заблуждениях рассудка. Поэтому главной своей задачей они считают пропаганду знаний, в том числе научных, направленную на воспитание в народе смелости мысли, независимости суждений. И здесь трудно переоценить роль издания, которому суждено было стать крупнейшим культурным свершением XVIII века. Речь идет о получившей всемирную известность 35 томной «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» (1751 — 1780). Идейным вдохновителем и организатором издания был известный философ Д. Дидро, сумевший привлечь к сотрудничеству многих выдающихся ученых и философов — Вольтера, Монтескье, Руссо, Тюрго, Бюффона, Д'. Аламбера, Гольбаха и других. Никогда еще буржуазная культура не выдвигала столь блестящей плеяды публицистов: ярких, остроумных, изящных и страстных. Способствуя распространению реальных знаний, совершенствованию системы образования, энциклопедисты повернули социальный интерес в сторону естествознания, а последнее сориентировали на обслуживание материальных интересов, подчинили общественной пользе.
Вместе в тем Просветители продолжили теоретические поиски своих предшественников в выработке целостных представлений о мироздании, разработке буржуазного мировоззрения. Далеко не случайны их претензии на создание «истинных систем» (Дешан), соответствующих «истинному духу» законов природы. Зачастую истинные системы излагаются в виде свода готовых к употреблению, разбитых по статьям законов, регулирующих практически все стороны жизни («Кодекс природы» Морелли, «О законодательстве, или Принципы законов» Мабли, «Проект конституции для Корсики» Руссо и др.). Подобная идейная ситуация отражала процесс созревания правового сознания буржуазного общества. А апелляция к естественному, природному была главным элементом в пользу истинности предлагаемой теории.
XVIII век в лице просветителей вносит существенно новые моменты в разработку естественно-правовой теории. Естественное состояние перестает пониматься как «война всех против всех», природа человека — как злобная и агрессивная, а природное равенство — как причина неустойчивости и анархии. У просветителей-коммунистов и эгалитаристов появляются сомнения относительно естественности права собственности. Руссо, например, в отличие от Гоббса считал, что в естественном состоянии человек не был ни добр, ни зол, что это было состояние изолированных индивидов, а к возникновению государства привели собственность и неравенство. С другой стороны, Мабли и Гольбах считали социальные качества человека столь же естественными, как и биологические, и критиковали «право силы». Мабли полагал, что собственность возникает как результат злоупотреблений должностных лиц, и право на нее не является естественным.
Просветители внесли существенный вклад в разработку теорий «общественного договора». Они давали различное толкование причин, побудивших людей к заключению гипотетического общественного договора на заре человеческой истории: прекращение «войны всех против всех», охрана собственности, обуздание страстей и т.д.
Одни считали возникновение государства благом, другие — злом. Но даже самый выдающийся представитель буржуазной «робинзонады» Руссо в конечном счете приходит к выводу, что гражданское общество, возникающее в результате общественного договора, значительно выше первоначального «естественного состояния». Французских просветителей, как и их предшественников в XVII в. , волнует вопрос, как не допустить перерождения государственной власти в деспотическую форму правления. Развивая идеи Локка, Монтескье указывает, что недопустимо соединение в одном лице законодательной, исполнительной и судебной властей. А американский просветитель, интерпретатор идей Локка — Т. Джефферсон утверждал, что правительство становится хорошим не в результате укрепления его власти, а в результате ее правильного перераспределения. Идеалом для него выступает «слабое» государство, решающее лишь главные, а не частные вопросы.
Таким образом, XVIII век в лице просветителей внес ряд существенно новых моментов в разработку идеалов либеральной демократии. Либеральная идея начинает распространяться по странам и континентам, воплощаясь в практику государственного строительства различных народов.
Что касается искусства, то во многом благодаря атеистической пропаганде просветителей оно становится преимущественно светским. Исчезает принципиальная несовместимость культур различных религиозных конфессий, светское зодчество впервые берет верх над культовым, идет «обмирщение» в живописи и скульптуре, где жанровое направление занимает одно из главных мест. Можно сказать, что искусство XVIII в. совершает плавный переход от рационализма к сенсуализму, от возвышенного — к непосредственно данному, человеческому.