Итоговое определение
Общество - отдельные люди и объединения людей в состоянии их взаимодействия, действующие ради удовлетворения собственных интересов посредством удовлетворения интересов взаимодействующих с ними людей и объединений. Структурно состоит из людей, представляющих собственные интересы и людей, представляющих интересы объединений, в которые они входят.
Люди, как элементы структуры общества, выполняют функции. Объединения могут быть разовыми, временными и постоянными, формальными и неформальными, с более или менее ясно и однозначно сформулированными интересами, с более или менее полно и однозначно прописанными: структурой, функциями и порядком взаимодействия.
Структура – элементы и коммуникации (связи) между ними.
Порядок взаимодействия –правила использования коммуникаций (связей) между элементами структуры при исполнении элементами своих функций.
Функция – деятельность, приносящая благо, пользу, удовлетворяющая некую потребность или некий интерес кого-либо, помимо исполнителя данной функции.
…………………………..
Потребность – нужда в некоем внешнем, относительно потребителя, ресурсе. Является внутренней причиной деятельности. Осознанная потребность называется мотивом.
Интерескак характеристика субъектов общественных отношений (от лат. interest - имеет значение, важно):
реальная причина социальных действий, …стоящая за …мотивами участвующих в этих действиях индивидов, социальных групп, классов [www.terme.ru// Советский философский словарь. - 1974];
причина действий индивидов, социальных общностей (объединений людей), определяющая их социальное поведение. В отличие от потребности И. направлен не столько на предмет удовлетворения, сколько на те социальные институты, учреждения, нормы взаимоотношений в обществе, от которых зависит распределение предметов, ценностей, благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей [Философский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1989 г.]
Общество в целом, по своей структуре, состоит из большого числа объединений людей с разными и/или сходными интересами и функциями, которые по персональному составу могут пересекаются, по функциям нередко в какой-то мере дублировать друг друга, конкурировать друг с другом. Эти объединения могут входить в большие объединения.
Общество не является адаптивной системой, но по уровню развития компонентов, связей между ними и их функций в большей или меньшей мере приближается к качеству адаптивной системы, хотя за всю свою историю весьма далеко отстоит от этого качественного состояния.
От Платона идет тенденция рассматривать общество как целостный организм.
От Аристотеля – как совокупность относительно самостоятельных индивидов [Энциклопедия Кругосвет]
Функционирование и развитие общества обязательно предполагает сменяемость поколений людей и, следовательно, социальное наследование — члены общества передают от поколения к поколению знания и культуру. Через механизмы образования и социализации [Википедия].
В истории социальной философии могут быть выделены следующие парадигмы интерпретации общества (ознакомительно):
1. Отождествление общества с организмом и попытка объяснить социальную жизнь биологическими закономерностями. В XX веке концепция органицизма утратила популярность;
2. Концепция общества как продукта произвольного соглашения индивидов (см. Общественный договор, Руссо, Жан-Жак);
3. Антропологический принцип рассмотрения общества и человека как части природы (Спиноза, Дидро и др.). Достойным существования признавалось лишь общество, соответствующее подлинной, высокой, неизменной природе человека. В современных условиях наиболее полное обоснование философской антропологии дано Шелером;
4. Теория социального действия, возникшая в 20-е годы XX века (Понимающая социология). Согласно этой теории, в основе социальных отношений лежит установление «смысла» (понимание) намерений и целей действий друг друга. Главное во взаимодействии между людьми — осознание ими общих целей и задач и то, чтобы действие было адекватно понято другими участниками социального отношения;
5. Функционалистский подход (Парсонс, Мертон). Общество рассматривается как система.
6. Холистический подход. Общество рассматривается как целостная циклическая система, закономерно функционирующая на основе как линейного государственного механизма управления с использованием внутренних энергоинформационных ресурсов, так и внешней нелинейной координации определённой структуры (соборного общества) с притоком внешней энергии.
Понятие «общество» предполагает осознание объективных закономерностей коллективной жизни людей. Уже в древности были осознаны все главные проблемы в понимании сущности общества:
1. насколько общество отличается от природы (одни мыслители вообще стирали грань между обществом и природой, другие же абсолютизировали различия между ними);
2. каково соотношение коллективного и индивидуального начал в жизни общества (одни трактовали общество как сумму индивидов, а другие, напротив, рассматривали общество как самодовлеющую целостность);
3. как сочетаются в развитии общества конфликт и солидарность (одни считают двигателем развития общества его внутренние противоречия, другие – стремление к гармонии интересов);
4. как изменяется общество (наблюдается ли совершенствование, прогресс, или общество развивается циклически).