Какими различиями характеризуется Возрождение в романских странах и на севере Европы?

 

Самобытный характер Северного Возрождения проявился, в первую очередь, в культуре Нидерландов и Германии. Главными центрами этой куль­туры были Антверпен, Нюрнберг, Аугсбург, Гал­ле, Амстердам. В формировании немецкого Воз­рождения немалую роль сыграл экономический фактор: развитие горного дела, книгопечатания, текстильной промышленности. Все более глубокое проникновение в хозяйство товарно-денежных от­ношений, включенность в общеевропейские рыноч­ные процессы касались больших масс людей и меняли их сознание.

Для формирования возрожденческого мировос­приятия в романских странах, на юге Европы, ко­лоссальное значение имело влияние античного на­следия. Оно задавало идеалы и образцы светлого, жизнеутверждающего характера. Влияние антич­ной культуры для Северного Возрождения незна­чительно, оно воспринималось опосредованно. По­этому у большинства его представителей легче об­наружить следы не до конца изжитой готики, чем найти античные мотивы. Судьбы лидеров Северно­го Возрождения крепко связаны с движением Ре­формации и Крестьянской войной. Век Северного

Возрождения был недолог, но его влияние на евро­пейскую культуру ощущается и сегодня.

В раздробленной на сотни крохотных феодаль­ных государств Германии было объединяющее на­чало: ненависть к католической церкви, обложив­шей страну поборами и обременительными регламентациями духовной жизни. Поэтому одно из глав­ных направлений борьбы за «царство Божие на земле» — борьба с папством за реформирование церкви. Юг Европы будет задет процессами Ре­формации в значительно меньшей степени.

Подлинным началом Северного Возрождения можно считать перевод Мартином Лютером Биб­лии на немецкий язык. Эта работа продолжалась двадцать лет, но отдельные фрагменты стали из­вестны раньше. Лютеровская Библия делает эпо­ху, во-первых, в немецком языке: она становится основой единого немецкого языка; во-вторых, она создает прецедент перевода Библии на современ­ный литературный язык, и вскоре последуют ее переводы на английский, французский и др.

Идеи лютерантства объединяют наиболее про­грессивные круги Германии: в него оказываются вовлечены и такие мыслители-гуманисты, как Филипп Меланхтон, художники Дюрер и Хольбейн, священник и вождь народного движения Томас Мюнцер.

Возрожденческая литература в Германии опи­ралась на творчество мейстерзингеров. Наиболее совершенные образцы поэзии того времени пред­ставил продолжатель этих народных традиций Ханс Сакс. Выдающимся прозаиком Северного Возрож­дения сталЭразм Роттердамский.Его лучшая кни­га «Похвала глупости» увидела свет в 1509 г

Среди видов художественной деятельности лидировала — как и в итальянском Возрождении — живопись. Первым в ряду великих мастеров этого периода должен быть назван Хиеронимус Босх (ок. 1450-60 — 1516 гг.) Его творчество под­водит итог достижениям средневековой живописи и служит прологом Возрождения. В картинах Бос­ха, написанных большей частью на религиозные сюжеты, поражает объединение мрачных средне­вековых фантазий и символов с элементами фоль­клора и точными реалистичными деталями. И даже самые страшные аллегории выписаны с таким удивительно народным колоритом, что производят жизнеутверждающее впечатление. Никто из пос­ледующих мастеров живописи во всем мире не будет писать столь фантастические, граничащие с безумием образы, но влияние Х. Босха XX век ощутит в творчестве сюрреалистов.

Крупнейшим мастером Северного Возрожде­ния в изобразительном искусстве былАльбрехт Дюрер (1471-1528). Он оставил колоссальное на­следие: картины, графические работы, статьи, пе­реписку.

На творчество Дюрера оказали влияние ита­льянские мастера: он любил бывать в Италии, осо­бенно в Венеции. Однако специфика видения мира Альбрехта Дюрера состоит в поисках возможнос­ти наиболее объективно отразить мир, ему был чужд итальянский идеализирующий реализм, он стремился добиться от живописи и рисунка пол­ной достоверности. Этим пафосом проникнуты его автопортреты, особенно карандашные в письмах к брату, сюда же можно отнести и портрет мате­ри перед смертью

Глубины графики Дюрера можно попытаться понять через расшифровку средневековых симво­лов, которые у него действительно встречаются. Но искать разгадки этих завораживающих изоб­ражений нужно в эпохе Реформации. Может быть, листы его гравюр ярче всего отразили стойкость духа людей этого времени, их готовность отверг­нуть любые искусы, их горестные размышления о конечном результате борьбы. Именно об этом ду­маешь, глядя на его «Всадников Апокалипсиса», «Меланхолию».

Есть в творчестве Дюрера и лирическое нача­ло. Сюда можно отнести и нежнейшую по колори­ту картину «Праздник розовых венков», цикл гра­вюр «Жизнь Марии», вдохновивший в XIX веке Рильке на цикл стихов. В XX веке композитор Хиндемит создал на эти стихи цикл романсов.

Вершиной творчества Альбрехта Дюрера яви­лось грандиозное изображение четырех апостолов, подлинный гимн человеку, одно из самых ярких выражений возрожденческого гуманизма.

Неотъемлемо от этой эпохи и творчествоЛукаса Кранаха Старшего (1472-1553). Его мадонны и другие библейские героини — явные горожанки и современницы художника. Одной из его лучших работ является новаторски написанное «Распятие» (1508). Резко асимметричная композиция, необыч­ные ракурсы традиционных фигур, насыщенность колорита производят впечатление смятенности, предчувствия общественных потрясений.

Матис Нитхард, известный также под именем Грюневальд (1470-75 — 1528), поражает богат­ством и яркостью религиозных фантазий, экстатичностью, изобретательной композицией. Главный труд Грюневальда — «Изенгеймский алтарь». Изображение Марии с младенцем вписано в мно­гофигурную праздничную композицию с ангела­ми, играющими для них на музыкальных инстру­ментах. По контрасту с этой светлой сценой напи­сано «Распятие», мрачное и натуралистичное. Образ Христа-простолюдина, много ходившего босиком, изможденного, близкого к агонии, ассо­циируется с участниками крестьянской войны.

Одним из лучших портретистов этого периода может считаться Ганс Гольбеин Младший(ок. 1497 — 1543). Ему принадлежат портреты Эразма Роттер­дамского и астронома Николоса Кратцера, Томаса Мора и Джейн Сеймур, трактующие образы совре­менников как людей, полных достоинства, мудрос­ти, сдержанной духовной силы. Им также созданы замечательные иллюстрации к Библии и «Похвале Глупости», цикл гравюр «Пляски смерти».

Своеобразной индивидуальностью было также отмечено творчество главы дунайской школы жи­вописиАльбрехта Альтдорфера (1480-1538). Ему принадлежит приоритет в формировании жанра пейзажа. Однако самой интересной его картиной остается «Битва Александра с Дарием» (1529). Батальной сцене на Земле вторят соперничающие на небе Солнце, Луна и тучи. Картина наполнена множеством декоративных деталей, изысканна по колориту, восхитительна по своему живописному мастерству. К тому же это одна из первых напи­санных маслом батальных сцен, так что Альтдорфер может считаться основоположником еще од­ного живописного жанра.

Век Северного Возрождения был недолог. Тридцатилетняя война вторглась в этот процесс и задержала развитие немецкой культуры. Но в ис­тории оно осталось как поразительно целостная эпоха, как клуб гениев, мастеров слова и живопи­си, которые общаются между собой, участвуют в общей борьбе, путешествуют, пишут поразитель­ные портреты друг друга, взаимно вдохновляются идеями. Вовлечение народов северных стран в общеевропейский культурный процесс началось в пору Северного Возрождения.