В таблице 2.1 представлены основные стили взаимодействия ОАО «Электроконтактор» с внешней средой.

 

 

Таблица 2.1. Стили взаимодействия организации с внешней средой (ВС)

Стиль Характер поведения ОАО «Электроконтактор» Степень зависимости от внешней среды Степень неопределенности
Оборонительный Организация нацелена на обеспечение своей стабильности в долгом периоде. Стремится к минимизации взаимодействия Минимальная Низкая
Реактивный Реагирование на изменения внешней среды в реальном времени, следование за ними Высокая Низкая и умеренно низкая
Аналитический Подражание на основе анализа, преобразования и адаптации элементов внешней среды к своей деятельности. Попытки смягчения или усиления действия различных факторов Средняя Умеренно низкая
Поисковый Концентрация на инновациях и ориентация на изменения во внешней среде Средняя Умеренно высокая
Проактивный Организация стремится сама влиять на внешнюю среду и менять ее, приспосабливать для реализации своих целей Ситуативная Высокая

Внешняя среда многочисленна и неоднородна по своему составу. Она включает большое количество компонентов, которые оказывают различное влияние на организацию. Внешняя среда рассматривается как набор реально существующих процессов и явлений, которые прямо или косвенно влияют на деятельность ОАО «Электроконтактор». Соответственно можно выделить две составляющие внешней среды, по-разному влияющие на ОАО «Электроконтактор»:

1) макроокружение (дальнее окружение);

2) непосредственное окружение (ближнее окружение).

То есть внешняя среда ОАО «Электроконтактор»имеет как бы два кольца окружения: дальнее и ближнее.

Дальнее (косвенное) окружение иначе называют макроокружением. К нему относятся элементы, находящиеся вне сферы непосредственного влияния организации. Эти элементы, в свою очередь, оказывают косвенное влияние на организацию, в основном через факторы (элементы) непосредственного окружения.

Макроокружение ОАО «Электроконтактор»можно разделить на следующие составляющие:

1) экономическая составляющая;

2) правовая составляющая;

3) политическая составляющая;

4) социальная составляющая;

5) технологическая составляющая;

6) природно-географические факторы.

Оценить влияние макроокружения на деятельность ОАО «Электроконтактор»можно, изучив по ряду параметров следующие элементы макроокружения:

1) система ценностей, принятых в данном обществе, и их приоритеты;

2) политическая обстановка в стране и мире;

3) уровень социального и политического развития населения;

4) экономическая обстановка в стране, отрасли и мире;

5) налоговая система данного государства;

6) социальная и экологическая ответственность за отрицательные последствия реализованных управленческих решений;

7) институциональные структуры;

8) обычаи местного и международного ведения бизнеса;

9) характерные природные и общественные катаклизмы;

10) криминализация внешних связей организации.

Ближнее (непосредственное) окружение иначе называют деловой средой компании. Оно имеет свойство непосредственно влиять на деятельность ОАО «Электроконтактор». Также существует обратная связь между ОАО «Электроконтактор»и ее деловой средой, т.е. ОАО «Электроконтактор», в свою очередь, может влиять на свое непосредственное окружение.

К ближнему окружению относятся те элементы, отношения с которыми регламентируются двусторонними договорами, соглашениями или обязательствами по законодательству:

1) потребители, клиенты - лица, пользующиеся услугами ОАО «Электроконтактор»или покупающие у нее какую-либо продукцию; они могут быть прямыми, косвенными и потенциальными;

2) поставщики и другие партнеры по бизнесу - участники какой-либо совместной с организацией деятельности, которая может реализовываться в форме договора на поставку природных и материальных ресурсов, партнерства, аренды, подряда, договора и других сделок;

3) финансово-кредитные учреждения и другие организации инфраструктуры - организации, обеспечивающие извне бесперебойную работу ОАО «Электроконтактор», непосредственно участвующие в ее финансовом цикле, и т.д.;

4) конкуренты - обязательный элемент рыночной экономики, могут быть добросовестными, агрессивными и выжидающими;

5) контролирующие организации - государственные и муниципальные органы, осуществляющие надзор за деятельностью ОАО «Электроконтактор»: санитарные, налоговые и другие инспекции; пенсионные, социальные и другие фонды; различные комиссии;

6) внешние заинтересованные лица - лица, заинтересованные в процветании компании, исходя из своих личных или корпоративных интересов; юридические: крупные акционеры, материнские, дочерние и зависимые компании; физические: мелкие держатели ценных бумаг; члены семей работников ОАО «Электроконтактор»и др.;

7) общественность - союзы, партии, общества, объединения, формирующие общественное мнение, отношение в сознании населения к компании и ее продукции;

8) законодательная база в соответствующей области деятельности - УК РФ, законы, ГК РФ и др.

Организации представляют собой совокупность людей и групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе определенных правил и процедур, разделения труда и обязанностей.

Задача менеджмента состоит в том, чтобы обеспечивать поддержание баланса между организацией и внешней средой путем создания продукта и его обмена во внешней среде на необходимые для обеспечения жизнедеятельности ОАО «Электроконтактор»ресурсы.

В процессе взаимодействия ОАО «Электроконтактор»с внешней средой стратегическое управление интересует, прежде всего, то, как должна вести себя организация в долгосрочной перспективе, чтобы в условиях конкурентного взаимодействия с другими организациями добиваться поддержания баланса в обмене с внешней средой, а, следовательно, обеспечивать устойчивое существование организации.

Организация как система представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, образующих единое целое. Любая организация является открытой системой, поскольку взаимодействует с внешней средой. Она получает из внешней среды ресурсы в виде сырья, капитала, энергии, информации, рабочей силы и т.д., которые становятся элементами ее внутренней среды. Часть полученных ресурсов с помощью определенных технологий перерабатывается, преобразуется в продукцию и услуги, которые передаются во внешнюю среду.

Внутренняя среда ОАО «Электроконтактор» формируется в зависимости от ее миссии и целей, которые, в свою очередь, во многом определяются внешней средой.

Внутреннюю среду ОАО «Электроконтактор» можно рассматривать с точки зрения статики, выделяя состав ее элементов и структуру, и с точки зрения динамики, т.е. с точки зрения протекающих в ней процессов. Она включает все основные элементы и подсистемы, обеспечивающих процесс производства товаров и услуг, процесс управления, состоящий в разработке и реализации управленческих решений, а также социальные, экономические и другие процессы, которые протекают в ОАО «Электроконтактор».

Внутренняя среда ОАО «Электроконтактор» включает:

1) цели ОАО «Электроконтактор»;

2) структуру (как формальную, так и неформальную);

3) людей, работающих в ОАО «Электроконтактор»;

4) используемые технологии как способы обработки сырья и получения конкретных продуктов;

5) задачи управления ОАО «Электроконтактор»;

6) организационную культуру.

Все внутренние процессы в ОАО «Электроконтактор» протекают в рамках организационной структуры, которая отражает внутреннее строение организации, сложившееся в ней разделение труда, связи и взаимодействие ее подразделений. Организационная структура закрепляет задачи, функции управления, права и обязанности за каждым структурным подразделением. От выбора типа организационной структуры, умелого ее проектирования и своевременного изменения во многом зависит эффективность деятельности ОАО «Электроконтактор» в целом.

Организационная культура пронизывает всю внутреннюю среду ОАО «Электроконтактор», и является интегрированной характеристикой, отражающей систему ценностей, принятых в организации, убеждений, принципов и норм поведения, разделяемых членами организации.

Соотношение этих элементов определяет потенциал ОАО «Электроконтактор», ее слабые и сильные стороны, способность противостоять угрозам внешней среды.