Как можно охарактеризовать происхождение и основные этапы византийской культуры?
В 658 г. до н.э. была основана колония Византия. Она была расположена в благоприятнейшем месте: узкий пролив Босфор (который, как известно, соединяет Черное и Мраморное моря) создавал прекрасные условия для торговли и развития промышленности. Византия собирала пошлину с судов, шедших из Эгейского через Мраморное в Черное море и обратно. Эти средства помогали в развитии хозяйства. Византия вела интенсивную торговлю с европейскими и азиатскими странами.
Византия подчинялась власти персов (515 г. до н.э.) и освобождалась от нее (с помощью спартанского и афинского флотов). Во время Пелопонесской войны (военные действия между Коринфом и его колонией Керкирой, в которых Спарта поддерживала Коринф, а Афины — Керкиру) Византия была яблоком раздора между афинянами и спартанцами. В более поздних войнах Византия держалась стороны римлян, почему и пользовалась значительными привилегиями. Однако к концу II в. н.э. в Риме сложилось мнение, что Византия «злоупотребляет своей свободой». И римский император Септимий Север (193-211) наносит удар по благосостоянию города. Правда, победа далась ему не сразу: Византия обладала такими ресурсами, что три года могла держать осаду. В результате разрушения Византия превратилась во второстепенный город. В III веке Византия часто подвергалась нападениям варваров.
Новая история Византии связана с именем императораКонстантина (312-337). Эта новая история — история Византии-государства, Византии-империи. Константин знаменит в истории тем, что решил воссоединить Римскую империю, распавшуюся к тому времени на две части, а также тем, что после победы над своим соперником Максенцием предоставил свободу разным религиозным учениям, в том числе и христианству, которое до этой поры подвергалось преследованиям. Константин объявил себя наместником Христа на земле, стал принимать активное участие в религиозных диспутах; он развивал тактику придания христианству статуса государственной религии.
Столицу империи Константин хотел видеть роскошной и великолепной. В 330-м году он переносит свой двор в Византию. Отныне она стала называтьсяКонстантинополь и оставалась столицей империи более тысячи лет.
Константин первым придал Византии всемирно-историческое значение. В город, ставший столицей, с разных концов греческого мира были свезены произведения искусства, значительно возросло население.
С этих пор Византия фактически утратила свое историческое имя. В дальнейшем термин «Византия» обозначает политические, государственные, этнографические и культурные особенности. В историческом смысле неверно называть Римскую, а затем Восточно-Римскую империю Византийской, к тому же сами жители империи не называли себя ни римлянами, ни эллииами, но ромеями, а официальное название империи было — Романская империя. И тем не менее Восточную Римскую империю называли Византийской. Это связано не только с первоначальным греческим названием места, но с особой совокупностью начал, под влиянием которых римская империя постепенно реформировалась. Совокупность этих начал составляет суть термина«византивизм».
Дело в том, что римская или ромейская культура встретились на Востоке с иудейской, персидской и эллинской культурами. Сплав этих культур (и противопоставление, и тесное сближение) создал уникальную культуру, которую и характеризуют как византийскую. Византийская культура базируется на эллинистической, но ею не ограничивается, т.к. наряду с процессом эллинизации Востока (этот процесс связан не только с римскими завоеваниями, но еще и с греческой колонизацией) для греческой культуры характерен процесс ориентализации.
Административная и бюрократическая системы, появление кодексов, местного права, философские и богословские споры с иудейскими и эллинскими воззрениями — все это служит свидетельством переплетения различных структур в рамках византийской культуры.
Специфическую роль в процессе формирования византийской культуры сыграла славянская иммиграция. По сути, она определила этнографический переворот.
Признаки византивизма следующие: постепенная отмена латинского языка и замена его греческим (с VI до VII и VIII вв); борьба национальностей по поводу политического преобладания (на престоле и в высшей военной и гражданской администрации находятся представители разных национальностей); оригинальное мировоззрение, сложившееся под влиянием эллинских и восточных философских идей; присутствие мистики и консервативных тенденций.
Византивизм определил и особенности культуры Византии. В ее истории особую роль играла христианская (православная) идеология.
С точки зрения становления и развития византивизма рассматривается и история Византии:
Первый (примерно с IV по VIII в.) включает исторические факты, подготавливающие и характеризующие византивизм. Прежде всего это этнографический переворот. Причем, если запад Римской империи полностью поглощен германской иммиграцией, то восток сумел приспособиться к новой этнической ситуации. Борьба с готами и гуннами обернулась не столь большими потерями. Юстиниан и Гераклий — цари VI и VII веков — смогли организовать отношения со славянами, что дало империи определенное преимущество. Славянские племена размещались по западным и восточным провинциям на свободных землях, при гарантии невмешательства во внутренние дела общины. Фактически эти племена выступали защитой.
Второй период (VIII — IX вв.) характеризуется борьбой идей, выражавшейся в иконоборчестве, это движение разделило империю на два лагеря, в организации которых важную роль играл и ангагонизм национальностей. В 842 году победу одержали представители лагеря иконопочитания. Это знаменовало победу эллинских и славянских элементов над восточными, азиатскими.
Третий период (конец IX — XI вв.) характеризуется распространением византивизма на юго-восточную Европу. Во многом благодаряКириллу и Мефодию славянские народы вошли в среду культурных стран Европы.
Братья Константин (став монахом, он принял имя Кирилл) и Мефодий уроженцы города Салоники в Македонии. Точно неизвестно, кем по происхождению они были: греками или славянами. Но для города Салоники славянский язык был таким же родным, как и греческий. У себя на родине, а затем в Болгарии Кирилл и Мефодий пропагандировали славянский язык: переводили книги, открывали училища для славян. Их деятельность носила в то же время и характер борьбы с чуждой для славянских народов культурой, которую в IX веке несла Германская империя, наступая на земли западных славян (Великоморавское государство).
Венцом деятельности Кирилла и Мефодия было создание алфавита. Известны два славянских алфавита: кириллица (по имени Кирилла) и глаголица. Создание алфавита — великая заслуга просветителей. После проникновения славянской азбуки на Русь из Болгарии фактически зарождается древнерусская литература.
В этот же период патриарх Фотий обосновал право Константинополя на церковную независимость от Рима. Для внешней политики Византии этого периода характерны войны с болгарами, в конечном результате которых в 1018 г. Болгария вошла в состав империи.
Четвертый период ( конец XI — начало XIII вв.) — борьба Запада с Востоком, крестовые походы. Постепенно меняется цель крестоносных движений — вместо обретения Святой Земли и ослабления могущества мусульман вожди приходят к мысли о завоевании Константинополя. Таким образом, основной целью политики царствующих особ было обеспечение состояния равновесия между враждебными империи элементами. Поэтому то заключались союзы христиан против мусульман, то наоборот. Крестоносцев поражало, что на службе империи были половецкие и печенежские орды. В 1204 году крестоносцы овладели Константинополем и поделили между собой империю.
Пятый период (XIII — середина XV вв.) — Никейская империя (в этот период главным моментом была защита православия против католического преобладания и завоевание империи турками). Никейская империя связывается в истории с именем Федора Ласкаря (или Ласкария), которому удалось в малоазийском городе Никее подготовить ядро политического движения против латинян. Содействовало Ласкарю то, что во Фракии и Македонии болгарским царем Иоанном (Калояном) было организовано движение против латинской империи. В начале 1205 г. латинские войска были разбиты Иоанном, что укрепило и позиции Ласкаря. Он, пользуясь поражением крестоносцев, вынудил и иконийского султана на Востоке, и болгарского царя на Западе согласиться на некоторые уступки Никейской империи.