Госвами Тхакур Прабхупад

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Прабхупад, основатель духовной миссии Шри Гоудия Матх (имеющей сейчас несколько ветвей, но объединённых единым началом), явился в этот мир 6 февраля 1874 года в Джаганнатх Пури, в Индии. Родители его были Вайшнавами. Его отцом стал Кедаранатх Дата (Шри Бхактивинод Тхакур, выдающийся святой Вайшнав, учёный теолог, поэт и писатель), а матерью – Шримати Бхагавати Деви. Они нарекли сына именем Бимал Прасад, что означает «милость Шримати Бималы Деви, духовной Энергии Господа Джаганнатха». Их дом находился в Пури недалеко от Храма Джаганнатха.

Бимал Прасад с детства проявлял склонность к наукам. С семи лет он наизусть знал всю «Бхагавад-Гиту», понимал смысл священных Писаний, изучал бенгали и санскрит, а также под руководством отца начал обучаться редакторскому делу.

В 1881 году Бхактивинод Тхакур построил в Калькутте дом, куда переехал вместе с семьёй. Недалеко от дома Бхактивиноду явилось Шримурти (Божество) Шри Курмадева, и Бхактивинод Тхакур поручил своему сыну служить Господу в этом Образе, дав ему посвящение в Харинам и соответствующие мантры для поклонения Шримурти. Юный Бимал Прасад c необычайной преданностью и любовью стал поклоняться этому Шримурти.

В студенческие годы Бимал Прасад предпочитал книги, написанные его отцом, всем учебникам и пособиям, которые он изучил. К 25-летнему возрасту Бимал Прасад хорошо знал санскрит, математику, астрономию, более того – написал множество журнальных статей и книгу, посвящённую Вайшнава-дхарме. За эти достижения он получил от учёного сообщества имя Сиддханта Сарасвати, в знак признания его духовной эрудиции и учёности.

Когда Бималу Прасаду исполнилось двадцать шесть лет, его отец посоветовал ему принять духовное посвящение у Шрилы Гоура-Кишора Даса Бабаджи, великого святого отшельника, жившего в Навадвипе. Пройдя тяжёлые испытания, Бимал Прасад обрёл милость этого великого Садху, получив от него посвящение-дикшу и много наставлений. Он единственный дикша-учеником и наиболее достойным последователем. По благословению своего Гурудева, Бимал Прасад решил оставить все другие дела и посвятить свою жизнь служению Господу Кришне. В 1905 году он дал обет повторить святое Имя Господа (Харинам) миллиард раз. Поселившись в соломенной хижине, неподалеку от места Явления Господа Чайтанйадева, круглые сутки он повторял Харинам-Маха-мантру, спал на земляном полу и ел только один раз в день. Это был великий духовный подвиг на протяжении нескольких лет, который дал ему духовные силы впоследствии основать Шри Гоудия Матх и проповедовать Учение чистой Бхакти.

В 1911 году Сиддханта Сарасвати от имени своего отца написал статью под названием «Решающее различие между брахманом и Вайшнавом», чем бросил вызов кастовым брахманам (смарта-брахманам), утверждавшим, что только они, представители самой высшей касты в обществе, имеют право проповедовать Вайшнава-дхарму. Через некоторое время, в Миднапуре, на собрании пандитов со всей Индии, Сиддханта Сарасвати, опираясь на цитаты из Священных Писаний, доказал, что Вайшнава нельзя определять по рождению или положению, которое он занимает в обществе. Любой человек, если он по милость истинного Гуру и Бхагавана обретает соответствующие качества, может стать Вайшнава-брахманом. Его выступление стало настоящей победой Вайшнава-сиддханты. Сарасвати Тхакур противостоял псевдовайшнавским направлениям, которые можно объединить одним термином “сахаджийа” (что значит “легковесное”, “подражательное”, “имитация”). Он написал статью “Сто предостережений против псевдорасы (воображаемой Бхакти)”, где указал на многие искажения Вайшнава-сиддханты в толкованиях сахаджиев. Его критика сахаджиев была резкой и непримиримой. В этой критике он следовал своему Гурудеву и предыдущим Ачарйам, таким как Шри Тотарам Дас Госвами, который перечислил тринадцать основных апасампрадай (псевдовайшнавских направлений, не соответствующих чистому Учению Гоудия-Вайшнавов). Столь же бескомпромиссно он сражался и с представителями направления майавады (адвайта-вады, шанкаритов, последователей Шанкарачарйи), которые проповедуют растворение души в безличном Абсолюте, отрицая вечную индивидуальность атмы и Личности Бога.

Тем, что он всегда был непримиримым борцом с любыми попытками профанации Вайшнава-дхармы, Сарасвати Тхакур вызывал и продолжает вызывать в наше время недовольство среди многочисленных лже-гуру, лже-вайшнавов и их последователей, заявляющих о себе как об “авторитетных представителях Бхакти”.

После Ухода из этого мира Шрилы Гоура-Кишора Даса Госвами многие так называемые бабаджи заявили свои права на устройство самадхи (усыпальницы) великого святого. Тогда Сиддханта Сарасвати, будучи единственным дикша-учеником Шрилы Гоура-Кишора Даса Госвами (или Шрилы Гоура-Кишора Даса Бабаджи, настоящего святого Бабаджи) заявил перед собранием “отречённых”, что отдаст тело учителя тому, кто хотя бы месяц не думал о женщине или не касался женщин. Воцарившаяся тишина не прервалась, и желающих выйти вперёд не нашлось даже после того, как Сиддханта Сарасвати сократил срок целомудрия до одного дня. С детства он соблюдал обет целомудрия и безбрачия, поэтому своей духовной силой и чистотой он смог одержать верх над псевдопоследователями его Гурудева и, взяв тело своего Гурудева на руки, понёс его к тому месту, где было устроено самадхи для него.

После ухода в иной мир Бхактивинода Тхакура, его отца и Гурудева, (в 1914 году), и Гоура-Кишора Даса Госвами, его Дикша-Гуру, (в 1915 году) Сиддханта Сарасвати продолжал издавать журнал “Саджана-тошани”, начатый его отцом, и основал в городе Кришнанагар издательство «Бхагават Пресс». В 1918 году он принял посвящение в саннйасу (полное отречение) перед изображением Шрилы Гоура-Кишора Даса Госвами. Его Гурудев непосредственно находился рядом с ним, но не на физическом уровне. После саннйасы Бимал Прасад стал носить имя Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Махарадж. Впоследствии его ученики и последователи стали называть его также титулом «Прабхупад». (В этой традиции Бхактивинода-Сарасвати он – изначальный Прабхупад.)

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Прабхупад стал известен как «Симха-Гуру» («Гуру-Лев»), поскольку не шёл на компромиссы в проповеди Учения Шри Чайтанйи Махапрабху и в вопросах защиты его чистоты. В тридцатых годах он основал духовную миссию Гоудия Матх, у которой постепенно появились 64 отделения по всей Индии, это были монастыри и храмы. Его главным духовным центром стал храм и монастырь в Майапуре (Навадвипа, Надия, ныне – в штате Западная Бенгалия). Кроме того, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати ввёл среди Гоудия-Вайшнавов традицию принятия Вайшнава-Триданда-саннйасу (отречённый уклад жизни) в соответствии с наставлениями Священных Писаний и вайшнавской традицией Вайшнава-сампрадайи. Он изучил все основные труды учёных Вайшнава-Ачарйев Рамануджа-сампрадайи, Мадхва-сампрадайи, Гоудия-сампрадайи и других, и на их основе издал множество книг. Он часто говорил Хари-катху на разные темы Вайшнава-сиддханты и написал сотни статей и комментариев к Писаниям. Многие статьи он писал через своих близких учеников. Его желание проповедовать послание Господа по своей силе не имело себе равных. Именно поэтому под его духовным руководством появилось так много учёных святых Вайшнавов Гоудия Матха – его истинных учеников и последователей, которые являются его драгоценностями.

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупад вместе с Бхактивинодом Тхакуром явились главными инструментами Господа в деле возрождения чистой Гоудия-Вайшнава-Дхармы в 19-20 веке и её распространения по всему миру; их великий духовный вклад не могут оценить смертные во всей полноте.

Во время своих путешествий ради проповеди чистой Бхакти-Дхармы он встречался и беседовал со многими известными и выдающимися людьми того времени – правителями, политиками, религиозными лидерами, философами, писателями, учёными и аристократами. Вот лишь некоторые имена:

Sir John Anderson (Governor of Bengal)
Sir William Malcolm Hailey (Governor of the United Provinces)
Sir George Fredrick Stanley (Governor of Madras)
Virvikramkisor Devavarma Manikya Bahadur, the Maharaja of Tripura
Maharaja Krishnaraj Wodayar, king of Mysore State
Indira Devi (Queen of Cochbihar)
Prof. Albert E. Suthers of Ohio State University
Mr. Willion Henri Jan Vandor Stok of Batavia
Mrs. Nora Morell of Germany
Dr. Magnus Hirschfield of Berlin (a renowned psychologist)
Prof. Dr. Stella Kramrisch, M.A., Ph.D
Prof. Johans of St. Xaviers College
Satyadhanya Tirtha Swamiji of Uttaradi Math
Vasudeva Ramanuja of Embar Math, Ouri
General Punya Samaser Rana Jambahadur of Nepal
Pandit Madan-mohan Malavya
Dr. Ganganath Jha (Vice Chancellor of Allahabаd University)
Dr. Kalidas Nag (famous historian and professor at the University of Calcutta)
Dr. Dinesh Chandra Sen (famous writer and professor at the University of Calcutta),
Sri Janakinatha Bose (famous advocate and father of Subhash Chandra Bose)
Sri Birajmohan Mukhopadhyaya (Vice Principal of the Law College of the University of Calcutta)
Col. Dwaraka Prasad Goel (Principal of Calcutta Medical College)
Prof. K. Panchapagesan of Purukote College in Madras
Dr. Suniti Chatterjee of the University of Calcutta
Sri Ganesh Chandra Chanda (Superintendent of the Archaeological Division of Bihar)
Sri Khagendra Nath Mitra (Professor at Presidency College, Calcutta)
Mme. Maximiani Portas (French scholar)

На протяжении своей жизни Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупад составил и издал такие книги:

“Банге Самаджиката” 1890 – о различных духовных направлениях и философиях в Бенгалии;

“Брахмана о Вайшнавер Таратамйа Вишайака Сиддханта” 1911, (“Заключение о сравнениях брахманов и Вайшнавов”) – утверждение истинного положения Вайшнавов;

“Пракрита-раса шата душини” 1916, (“Сто предостережений против псевдорасы (воображаемой Бхакти)”) – против сахаджийи, псевдовайшнавов;

“Вайшнава ке?” (“Кто Вайшнав?”) – поэма об истинном чувстве и понимании Вайшнава.

Он также составил подробные комментарии к самым важным Писаниям канона Гоудия-Вайшнавов:

комментарий к “Шримад Бхагаватам” (“Бхагавата Маха-Пуране”);
комментарий к “Чайтанйа-Бхагавате”;
комментарий к “Чайтанйа-Чаритамрите”;
комментарий к “Упадешамрите”;
комментарий к “Шикшаштакам”.

Из его устных выступлений (Хари-катхи) были набраны сотни статей и опубликованы в сборники на бенгали. Его Хари-катха переводилась на другие языки Индии и на английский.

Под его началом в 1930-е годы в Гоудия Матхе издавались такие журналы:

“The Harmonist” (англ.)
“Гоудия” (бенгали)
“Саджана-тошани” (бенгали)
“Парамартхи” (орийа)
“Киртана” (ассами)
“Бхагавата” (хинди)

Кроме того, под его началом в Гоудия Матхе издавалась ежедневная газета “Нодийа Пракаш”.

В его Гоудия Матхе издавались работы Шри Бхактивинода Тхакура, Шести Госвами, Нароттама Тхакура и других Гоудия-Вайшнава-Ачарйев. Наиболее важные из этих изданий: “Шри Джайва-Дхарма”, “Харинама-Чинтамани”, “Према-Бхакти-Чандрика”, “Бхакти-Расамрита-Синдху” и “Бхагавад-Гита” с комментариями Шри Вишванатха Чакраварти и Шри Баладева Видйабхушана.

В своих матхах он установил ежедневные регулярные киртаны – пение Имени Господа Шри Кришны, прославление Его Образа, Качеств, вечных Спутниками и Его божественных Игр, через песни Вайшнава-Ачарйев. Гоудия Матх – это Обитель Киртана, поскольку Гоудия Матх следует наставлению Шри Чайтанйи Махапрабху – “Киртанийа сада Хари”, которое означает “постоянное воспевание Господа Шри Хари”.

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Прабхупад оставил этот мир 1 января 1937 года. Перед своим Уходом он постоянно читал “Шри Чайтанйа-Чаритамриту” и повторял Харинам. В эти последние дни, когда к нему приходили врачи, чтобы предложить сделать укол или другие медицинские процедуры, он говорил: “Зачем вы меня беспокоите? Просто повторяйте Харинам, Святое Имя Бога…” Последним его наставлением ученикам было такое: “Все, кто присутствует здесь, и кого нет здесь, – примите мои благословения. Пожалуйста, всегда помните, что наша единственная обязанность и единственная религия (Дхарма) — это распространение и проповедь служения Господу и Его Бхактам, Путь Шри Рупы и Рагхунатха”. Вся жизнь Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Прабхупады была посвящена чистому служению Господу в духе полного Шаранагати и проповеди такого служения.