Переживание как деятельность личности.

Поведение индивида всегда носит характер переживания.

Переживание – это особая деятельность, особая работа по перестройке психологического мира, направленная на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием, общей целью которой является повышение осмысленности жизни.

Существуют четыре ключевых понятия, которыми описывается критическая жизненная ситуация: стресс, фрустрация, конфликт, кризис .

Стресс — состояние психического напряжения, возникающие в ответ на неблагоприятные внешние и внутренние воздействия. Не любое требование среды вызывает стресс, а лишь то, которое оценивается как угрожающее.

Фрустрация эмоциональное состояние, вызываемое объективно неопределёнными трудностями, возникающими на пути к достижению желаемой цели. Барьеры, препятствующие достижению цели можно разделить на внешние и внутренние. Т. Дембо называла внутренними барьерами те, которые препятствуют достижению цели, внешними – те, которые не дают субъекту выйти из ситуации.

Виды фрустрационного поведения:

• двигательное возбуждение,

• апатия,

• агрессия и деструкция,

• стереотипия (повторение в разных ситуаций одних и тех реакций, моделей поведения),

• регрессия (форма психологической защиты. Характеризуется тем, что при ее реализации происходит возврат к более примитивным формам поведения и мышления, которые были свойственны для более ранней стадии онтогенетического развития).

Конфликт – столкновение противоположно направленных феноменов.

Различают два вида конфликтов:

1) столкновение внутренне противоположных, противоречивых по содержанию тенденций;

2) столкновение тенденций, несовместимых не принципиально, а лишь по условиям места и времени.

Кризис – это критический момент, поворотный пункт жизненного пути личности. Среди эмпирических событий, которые могут привести к кризису, различные авторы выделяют такие, как смерть близкого человека, тяжелое заболевание, отделение от родителей, семьи, друзей, изменение внешности, смена социальной обстановки, женитьба, резкие изменения социального статуса и т. д.

Дж. Каплан описал четыре последовательные стадии переживания кризиса:

• первичный рост напряжения, стимулирующий привычные способы решения проблемы;

• рост напряжения в условиях безрезультатности решения проблемы;

• еще большее увеличение напряжения, требующее мобилизации внешних и внутренних источников;

• повышение тревоги, депрессия, чувство беспомощности и безнадежности, дезорганизация личности.

Переживания делятся на удачные и неудачные и в зависимости от этого определяется их исход.

 

10. Понятие мотива и мотивации в психологии личности

Мотив – это связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности, отвечающие на вопрос: «Ради чего она совершается?».

Мотивация трактуется в двояком смысле:

• как обозначение системы факторов, детерминирующих поведение. Сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое;

• как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Мотивация – это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность; это относительно устойчивая и индивидуально неповторимая система мотивов.

Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной.

Мотивация связана с побудительной стороной д-ти и поведения личности. Кроме побудительной, выделяют регуляционную сторону, которую обеспечивают познавательные психические процессы, темперамент, характер, эмоции, воля.

Мотивация м.б. внутренней (связана с личностными диспозициями, к которым относятся потребности, цели, намерения, желания) и внешней (обусловлена стимулами, исходящими из сложившейся ситуации). Внешняя и внутренняя мотивации взаимосвязаны и определяют поведение ч-ка.

 

11. Современные исследования личностной мотивации

В последние годы широкое распространение на Западе получила теория мотивации, предложенная S. Harter. Разработанные ею положения опирались на более раннюю модель мотивации White, описывающую мотивационный конструкт, в основе которого лежит стремление идивида эффективно взаимодействовать с окружающей средой. Это стремление, по мнению S. Harter, является внутренней неотъемлемой чертой личности, связанной напрямую с получением удовольствия от выполнения какой-либо деятельности. Такая мотивация была названа интринсивной в противоположность экстринсивной , возникающей в ответ на воздействие внешних факторов. S. Harter доказала, что мотивация не может рассматриваться как односторонний конструкт, а включает в себя два компонента: собственно мотивационный и информационный, связанный с получением знаний. По мере интернализации этих знаний наблюдается сдвиг в мотивационной направленности в сторону интринсивной мотивации, которая является наиболее предпочтительной для достижения высоких результатов.

 

 

12. Понятие личностного сознания, самосознания и Я-концепции в отечественной

и зарубежной психологии

Сознание – высший уровень психического отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий.

Личностное сознание – сознание, присущее личности. Личноcтное сознание – это нечто индивидуальное, единичное. Оно принадлежит конкретной личности, хотя и не подчиняется ей в своих общих нормах и законах функционирования. Личностное сознание как психический процесс рождается, развивается и умирает вместе с личностью

Самосознание – высший уровень развития психики ч-ка, заключающийся в осознании и оценке ч-ом своих психологических особенностей, на основе чего формируется целостная система представлений о себе.

Самосознание предполагает выделение себя из окружающего мира, познание своего внутреннего мира. Важным фактором формирования отношения ч-ка к самому себе явл. др. люди. Самосознание формируется в результате общения с др. людьми, в результате сравнения себя с другими. В результате установления сходства или различия возникают такие образования самосознания, как профессиональное, религиозное и национальное самосознание.

Самосознание личности выражается в её Я-концепции.

Я-концепция – относительно устойчивая, осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит своё взаимодействие с др. людьми и относится к себе.

Я-концепция – динамическая система представлений человека о самом себе, включающая:

а) осознание своих физических, интеллектуальных и прочих свойств;

б) самооценку;

в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов.

Я-концепция – совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на себя и свои возможности в будущем.

 

13. Современные исследования Я-концепции

Я-концепцию часто определяют как совокупность установок, направленных на себя, и тогда выделяют в ней три структурных элемента:

• когнитивный – «образ Я»;

• эмоционально-ценностный, аффективный;

• поведенческий.

Понятие Я-концепции родилось в 1950-е годы в русле гуманистической психологии, представители которой (А. Маслоу, К. Роджерс), в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого «Я» и его личностного самоопределения в микросоциуме. Значительное влияние на становление этого понятия оказали также символический интеракционизм (Ч. Кули, Дж. Мид) и понимание идентичности (Э. Эриксон). Однако первые разработки в области Я-концепции принадлежат У. Джемсу (1991), разделившему глобальное личностное «Я» (Self) на взаимодействующее Я-сознающее (I) и Я-как объект (Me).

Я-концепция – целостное образование, имеет осознаваемый и неосознаваемый аспекты, отличается сложным уровневым строением, по-разному понимаемое различными авторами.

В современной психологии личности можно выделить четыре основных подхода к теоретическим моделям Я-концепций:

номотетический (A. Ross; M. Parker; L. M. Soares & A. J. Soares) – Я-концепция рассматривается как одномерный конструкт, описательные характеристики которого в различных сочетаниях используются для объяснения поведения;

иерархический (Р. Бернс; А. В. Захарова; И. И. Чеснокова; R. J. Shavelson; R. Bolus) – различные грани Я-концепции выстраиваются следующим образом: в основании находятся частные Я-концепции, вершиной является общая Я-концепция. Общая Я-концепция наиболее стабильна;

таксономический (B. A. Bracken; K. K. Howell) – Я-концепция выстроена как серия нескольких высокоспецифических факторов, причем грани Я-концепции относительно независимы друг от друга, хотя существует и некий основной фактор;

компенсирующий или уравнивающий (L. M. Soares & A. J. Soares) – поддерживается предположение о существовании общего фактора Я-концепции. Более низкий статус одной грани может быть компенсирован более высоким статусом другой (например, отсутствие восприятия успеха в одной области связано с восприятием успеха в другой).

Отечественные и зарубежные авторы едины во мнении, что развитие Я-концепции характеризуется двумя чертами:

• возрастающей концентрацией на внутреннем мире, отражающей растущую способность и интерес к рефлексии личных чувств и мыслей,

• дифференциацией граней Я-концепции в процессе развития.

Таким образом, развитие Я-концепции идет в направлении от физического и конкретного к психологическому и абстрактному, от ситуационных объяснений поведения к стабильным личностным диспозициям.

 

14. Донаучные представления о личности. Философско- литературный период в

истории психологии личности.

Психология личности стала экспериментальной наукой в первые десятилетия нашего века. Ее становление связано с именами таких ученых, как А. Ф. Лазурский, Г. Олпорт, Р. Кеттел и др. Однако теоретические исследова-ния в области психологии личности велись задолго до того времени, и в истории соответствующих исследований можно выделить, по меньшей мере, три периода: философско-литературный, клинический и экспериментальный.

Первый берет свое начало от работ древних мыслителей и продолжается вплоть до начала XIX века. Этот период можно разделить на следующие этапы:

Античность.Античные мыслители предполагали, что душа человека не может быть понята из нее самой. В их объяснениях ее генезиса и структуры обнаруживаются три направления поиска тех больших, независимых от индивида сфер, по образу и подобию которых трактовался микрокосм индивидуальной человеческой души.

Первое направление исходило из объяснения психики законами движения и развития материального мира. Здесь в качестве руководящей выступала идея об определяющей зависимости душевных проявлений от общего строя вещей, их физической природы.

Второе направление было создано Аристотелем. Оно ориентировалось не на природу в целом, а только на живую природу. Оно позволило трактовать психическое не как обитающую в теле душу, имеющую пространственные параметры и способную покидать организм, с которым она внешне связана, а как способ организации поведения живых систем.

Третье направление ставило душевную деятельность индивида в зависимость от форм, которые создаются человеческой культурой, а именно от понятий, идей, этических ценностей, которые представлены в виде особых духовных сущностей. Исследований не проводилось, психология входила в рамки философии.

Средневековье.Развитие арабоязычной науки (Ибн Сина и физиологическая психология); схоластика, томизм – засилье религии, теологическая психология; Возрождение: Ф. Бэкон и его идея методологии, исходившей из познания причин вещей с помощью опыта и индукции.

XVII век.Новую эпоху в развитии психологической мысли открыли концепции, вдохновленные триумфом механики (Р. Декарт – открытие рефлекса, противопоставление тела и души – дуализм; Спиноза и попытки построить психологическое учение о человеке как целостном существе, духовно-телесном).

XVIII век.Развитие ассоцианизма как течения, объясняюшего развитие психического мира человека (Гартли); солипсизма (Беркли), предполагающего отрицание любого бытия кроме сознания. Кант и его учение об источниках и принципах научного знания. Учение Канта, доказывая априорную целостность психического образа объекта, отвергало ассоцианизм, считавший первичным психические атомы, которые объединяются благодаря ассоциациям. Кант считал, что сознание изначально организовано, обладает структурой и способами построения своего материала.

Особенности периода:

• психология находится в рамках философии;

• «наивная психология»;

• описательная психология;

• изучение вопросов о нравственной и социальной природе человека;

• первые попытки определения личности и того, что человек может назвать своим, личным.

 

15. Оформление психологии личности как науки. Клинический период ( XIXначало XX века)

В первые десятилетия XIX века наряду с философами и писателями проблемами психологии личности заинтересовались врачи-психиатры. Они первыми стали вести систематические наблюдения за личностью больного в клинических условиях, изучать историю его жизни для того, чтобы лучше понять наблюдаемое поведение. При этом делались не только профессиональные заключения, связанные с диагностикой и лечением душевных заболеваний, но и общенаучные выводы о природе человеческой личности. Этот период получил название клинический.

В центре внимания психиатров оказались особенности личности, обычно обнаруживающиеся у больного человека. В дальнейшем было установлено, что эти особенности есть, но умеренно выражены практически у всех здоровых людей, а у больных, как правило, гипертрофированны (тревожность, заторможенность, возбудимость).

Особенности периода:

• атомистический подход (разложение психологии на отдельные процессы и состояния);

• метод наблюдения и интроспекции как основной в описании и объяснении особенностей личности;

• сужение представлений о личности как особом феномене, попытки определения личности;

• концентрация на определении черт;

• концентрация на патологии;

• отсутствие целостного описания личности;

• единичность и разрозненность сведений;

• появление первичных экспериментов и математической статистики.

 

16. Экспериментальный период в развитии психологии личности.

Новая область знания – психология личности не могла строиться на старой, умозрительной основе, или на базе непроверенных, собранных в клинике единичных данных. Нужны были, во-первых, решительный поворот от больной личности к здоровой; во-вторых, новые, более точные и надежные методы ее исследования; в третьих, научный эксперимент.

Экспериментальные исследования личности в России были начаты А. Ф. Лазурским, а за рубежом – Г. Айзенком и Р. Кеттеллом. А. Ф. Лазурский разработал технику и методику ведения систематических научных наблюдений личности, а также процедуру проведения естественного эксперимента, в котором можно было получать и обобщать данные, касающиеся психологии и поведения здоровой личности. Заслугой Г. Айзенка явилась разработка методов и процедур математической обработки данных наблюдений, опросов и анализа документов, собранных о личности из разных источников. Г. Олпорт заложил основы новой теории личности, получившей название «теория черт». Р. Кеттелл придал исследованиям личности, проводимым в рамках черт, экспериментальный характер. Он ввел в процедуру экспериментального исследования метод факторного анализа, выделил, определил и описал ряд реально существующих факторов личности, или черт личности. Он же заложил основы современной тестологии личности, разработав один из первых личностных тестов.

Особенности периода:

• концентрация внимания на нормальной личности;

• определение личности (в норме и патологии);

• использование эксперимента для исследования личности;

• разработка тестовых методов оценивания личности;

• разработка методов и процедур математической статистической обработки экспериментов;

• разработка теорий личности;

• разработка структур личности;

• исследование проблем развития личности.

 

17. Современные направления в исследовании личности.

Современная психология личности решает восемь основных глобальных вопросов:

• Как развивается личность человека?

• Что мотивирует поведение человека?

• Как человек приходит к тому, чтобы думать и узнавать о себе и окружении?

• Какова природа социальной жизни человека?

• Чем объясняется уникальность личности?

• Каковы основные детерминанты личностного расстройства ?

• Каковы определяющие характеристики психически здорового взрослого?

• Почему одни идут в направлении компетентности и зрелости , а другие – некомпетентности и незрелости?

Наиболее приоритетными и наименее изученными в психологии личности можно назвать следующие направления:

• Изучение нейрофизиологических, биохимических и генетических основ личности.

• Исследование когнитивных процессов и их взаимосвязи с другими аспектами психологического функционирования.

• Изучение взаимодействия ситуационных факторов и личностных переменных и их относительный вклад в поведение.

• Изучение развития личности в среднем и старшем возрасте (в настоящее время слабо изучено).

• Изучение проблем, относящихся к практической деятельности человека.

 

19. Теория психоанализа

называется также фрейдизмом по имени ее основателя 3. Фрейда. На основании многолетних клинических наблюдений за душевнобольными Фрейд создал теорию (Оно, Я, Сверх—Я), объясняющую сущ­ность личности через влияние бессознательных, ирра­циональных сил — влечений, инстинктов, навыков и т.п. Развитие личности в теории психоанализа понимается | 1к история борьбы неосознаваемых влечений человека (Оно) с запретами, диктуемыми его совестью (Сверх-Я), I 1к на сознательном, так и на подсознательном уровне. Противоречие между борющимися сторонами разреша- « к я с помощью «Я», то есть сознания.

В учении Фрейда особое место занимает теория психо­сексуального развития личности. Согласно этой теории развитие личности взрослого человека в огромной мере определяется детскими сексуальными переживаниями. По Фрейду, почти все дети проходят пять стадий психо­сексуального развития:

Оральная стадия — до 18 месяцев, в период кормле­ния грудью. Эрогенная зона — рот. Ребенок получает боль­шое удовольствие от действий, требующих участия губ, языка.

Анальная стадия — с 18 до 36 месяцев, основным ис­точником удовольствия для ребенка служит анальная зона, отказ осуществлять дефекацию (испражнение, акт удале­ния кала) тогда, когда требуют родители. Этот момент яв­ляется для ребенка средством реализации свободы.

Фаллическая стадия — с 3 до 6 лет, преобладает инте­рес к гениталиям (пенису или клитору). Дети могут рас­сматривать свои половые органы, испытывать сексуальные побуждения, подсматривать за сексуальными отношения­ми родителей, мастурбировать, то есть искусственно раз­дражать половые органы для удовлетворения сексуаль­ных побуждений. На этой стадии формируется комплекс Эдипа (у мальчиков) и Электры (у девочек), при кото­рых у детей проявляется сексуальное влечение к родите­лям противоположного пола.

Латентная (скрытая) стадия — с 6 до 10—11 лет, то есть до периода полового созревания. Половые чувства выражены минимально. Внешне мальчики и девочки не проявляют интереса друг к другу.

Генитальная стадия — начинается с наступление по­лового созревания, половое наслаждение перемещается с самого себя на другого человека. У подростков вначале может быть гомосексуальный период, когда предпочте­ние отдается обществу сверстников одного с ними пола, но постепенно объектом увлечения становится предста­витель другого пола. Происходит выбор брачного парт­нера, создается семья.

Согласно Фрейду, если на какой-то из этих пяти ста­дий ребенок испытывает острый дефицит внимания или, наоборот, чрезмерную опеку со стороны родителей, то это неизбежно сказывается на характере личности в бу­дущем, ее патологии, неврозах, жизненных проблемах и трудностях.

Несмотря на громкую известность психоанализа внут­ри и далеко за пределами психологии, общепризнанным недостатком фрейдизма является преувеличение роли сексуальной сферы в жизни человека.

Последователи Фрейда: Адлер, Юнг, Эриксон, Хор- ни, Фромм, Райх и другие пошли по линии ограничения роли сексуальных влечений при объяснении личности че­ловека. Бессознательное в психике человека наполняется у них новым содержанием. У Адлера — это стремление к вла­сти вследствие чувства неполноценности; у Юнга — кол­лективное бессознательное, передаваемое по наследству в виде архетипов; у Фромма — невозможность достиже­ния гармонии с обществом и т.д.

 

20. Социально-психологические психоаналитические концепции личности (Э. Фромм, К. Хорни).

Личность — это и человек, и нечто связанное с человеком, какой-то его срез, ракурс, перспектива. Личность — это динамичная, относительно устойчивая, целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, которые выражены в индивидуальных особенностях его сознания, поведения и деятельности.

Существуют различные теории развития личности. Одни учёные отдают предпочтение окружающей среде как источнику развития личности и отрицают роль врожденных, биологических факторов. Другие, наоборот, считают, что биологическая природа человека — идеальный источник развития. Нужно лишь довериться ей и не мешать естественному процессу.

Современная психология отказывается от противопоставления биологических и социокультурных факторов развития личности в пользу понимания важности тех и других. При этом все факторы, под воздействием которых личность развивается, подразделяют на внешние и внутренние.

В центре внимания Э. Фромма противоречивость человеческого существования, взятая как онтологический факт. Возникновение человеческого сознания разрывает естественные связи человека с природой, разрушает гармонию с ней.

С одной стороны, человек – часть природы и подвластен ее физическим и биологическим законам, с другой – благодаря своему разуму он возвышается над ней и противостоит ей как самосознающий субъект. Тотальное отчуждение как характеристика человеческого бытия существует с момента разрыва этой естественной связи.

Э. Фромм выделяет пять экзистенциальных потребностей (Специфические человеческие потребности, вырастающие из попыток раскрыть смысл существования, избежав при этом помрачения рассудка.):

• В установлении связей (для преодоления изоляции от природы и отчуждения всем людям надо заботиться о ком-то, нести ответственность за кого-то);

• В преодолении (созидание помогает достичь человеку свободы и собственной значимости);

• В корнях (люди нуждаются в том, чтобы ощущать себя неотъемлемой частью мира, в основах, стабильности и прочности);

• В идентичности (копирование кого-то, чужого «Я» не дает возможности достичь подлинной идентичности);

• В системе взглядов (преданность, система ориентаций, опора, посвящение себя чему-либо наделяет жизнь смыслом).

Частичное разрешение экзистенциальных классификаций Э. Фромм связывает с раскрепощением внутренних способностей человека к любви, вере и размышлениям.

Главное понятие К. Хорни –«базальная тревога», определяемая как «чувство изоляции и беспомощности ребенка в потенциально враждебном мире. Это чувство небезопасности может быть порождением многих вредных факторов среды: прямого и непрямого доминирования, безразличия, нестабильного поведения, недостатка уважения к индивидуальным потребностям ребенка, и т. д.»

К. Хорни утверждала, что человеком управляют тенденции:

• стремление к безопасности;

• стремление к удовлетворению своих желаний.

Невротические потребности – стратегии компенсации базальной тревоги:

• невротическая потребность в любви и одобрении;

• невротическая потребность в «партнере-опекуне»;

• невротическая потребность в узком ограничении жизни;

• невротическая потребность в силе;

• невротическое стремление эксплуатировать других;

• невротическая потребность в значимости;

• потребность в том, чтобы быть объектом восхищения;

• невротическое стремление к личным достижениям;

• невротическая потребность в самодостаточности и независимости;

• невротическая потребность в совершенстве и безупречности.

Эти потребности присутствуют у всех людей. Они помогают справляться с чувствами отверженности, враждебности и беспомощности, неизбежными в жизни. Здоровый человек применяет гибкую стратегию использования потребностей.

К. Хорни выделяет три типа межличностных стратегий:

• стремление к людям (уступчивый тип);

• стремление отделиться от людей (обособленный тип);

• агрессивное (враждебный тип).