Переживание как деятельность личности.
Поведение индивида всегда носит характер переживания.
Переживание – это особая деятельность, особая работа по перестройке психологического мира, направленная на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием, общей целью которой является повышение осмысленности жизни.
Существуют четыре ключевых понятия, которыми описывается критическая жизненная ситуация: стресс, фрустрация, конфликт, кризис .
Стресс — состояние психического напряжения, возникающие в ответ на неблагоприятные внешние и внутренние воздействия. Не любое требование среды вызывает стресс, а лишь то, которое оценивается как угрожающее.
Фрустрация эмоциональное состояние, вызываемое объективно неопределёнными трудностями, возникающими на пути к достижению желаемой цели. Барьеры, препятствующие достижению цели можно разделить на внешние и внутренние. Т. Дембо называла внутренними барьерами те, которые препятствуют достижению цели, внешними – те, которые не дают субъекту выйти из ситуации.
Виды фрустрационного поведения:
• двигательное возбуждение,
• апатия,
• агрессия и деструкция,
• стереотипия (повторение в разных ситуаций одних и тех реакций, моделей поведения),
• регрессия (форма психологической защиты. Характеризуется тем, что при ее реализации происходит возврат к более примитивным формам поведения и мышления, которые были свойственны для более ранней стадии онтогенетического развития).
Конфликт – столкновение противоположно направленных феноменов.
Различают два вида конфликтов:
1) столкновение внутренне противоположных, противоречивых по содержанию тенденций;
2) столкновение тенденций, несовместимых не принципиально, а лишь по условиям места и времени.
Кризис – это критический момент, поворотный пункт жизненного пути личности. Среди эмпирических событий, которые могут привести к кризису, различные авторы выделяют такие, как смерть близкого человека, тяжелое заболевание, отделение от родителей, семьи, друзей, изменение внешности, смена социальной обстановки, женитьба, резкие изменения социального статуса и т. д.
Дж. Каплан описал четыре последовательные стадии переживания кризиса:
• первичный рост напряжения, стимулирующий привычные способы решения проблемы;
• рост напряжения в условиях безрезультатности решения проблемы;
• еще большее увеличение напряжения, требующее мобилизации внешних и внутренних источников;
• повышение тревоги, депрессия, чувство беспомощности и безнадежности, дезорганизация личности.
Переживания делятся на удачные и неудачные и в зависимости от этого определяется их исход.
10. Понятие мотива и мотивации в психологии личности
Мотив – это связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности, отвечающие на вопрос: «Ради чего она совершается?».
Мотивация трактуется в двояком смысле:
• как обозначение системы факторов, детерминирующих поведение. Сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое;
• как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.
Мотивация – это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность; это относительно устойчивая и индивидуально неповторимая система мотивов.
Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной.
Мотивация связана с побудительной стороной д-ти и поведения личности. Кроме побудительной, выделяют регуляционную сторону, которую обеспечивают познавательные психические процессы, темперамент, характер, эмоции, воля.
Мотивация м.б. внутренней (связана с личностными диспозициями, к которым относятся потребности, цели, намерения, желания) и внешней (обусловлена стимулами, исходящими из сложившейся ситуации). Внешняя и внутренняя мотивации взаимосвязаны и определяют поведение ч-ка.
11. Современные исследования личностной мотивации
В последние годы широкое распространение на Западе получила теория мотивации, предложенная S. Harter. Разработанные ею положения опирались на более раннюю модель мотивации White, описывающую мотивационный конструкт, в основе которого лежит стремление идивида эффективно взаимодействовать с окружающей средой. Это стремление, по мнению S. Harter, является внутренней неотъемлемой чертой личности, связанной напрямую с получением удовольствия от выполнения какой-либо деятельности. Такая мотивация была названа интринсивной в противоположность экстринсивной , возникающей в ответ на воздействие внешних факторов. S. Harter доказала, что мотивация не может рассматриваться как односторонний конструкт, а включает в себя два компонента: собственно мотивационный и информационный, связанный с получением знаний. По мере интернализации этих знаний наблюдается сдвиг в мотивационной направленности в сторону интринсивной мотивации, которая является наиболее предпочтительной для достижения высоких результатов.
12. Понятие личностного сознания, самосознания и Я-концепции в отечественной
и зарубежной психологии
Сознание – высший уровень психического отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий.
Личностное сознание – сознание, присущее личности. Личноcтное сознание – это нечто индивидуальное, единичное. Оно принадлежит конкретной личности, хотя и не подчиняется ей в своих общих нормах и законах функционирования. Личностное сознание как психический процесс рождается, развивается и умирает вместе с личностью
Самосознание – высший уровень развития психики ч-ка, заключающийся в осознании и оценке ч-ом своих психологических особенностей, на основе чего формируется целостная система представлений о себе.
Самосознание предполагает выделение себя из окружающего мира, познание своего внутреннего мира. Важным фактором формирования отношения ч-ка к самому себе явл. др. люди. Самосознание формируется в результате общения с др. людьми, в результате сравнения себя с другими. В результате установления сходства или различия возникают такие образования самосознания, как профессиональное, религиозное и национальное самосознание.
Самосознание личности выражается в её Я-концепции.
Я-концепция – относительно устойчивая, осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит своё взаимодействие с др. людьми и относится к себе.
Я-концепция – динамическая система представлений человека о самом себе, включающая:
а) осознание своих физических, интеллектуальных и прочих свойств;
б) самооценку;
в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов.
Я-концепция – совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на себя и свои возможности в будущем.
13. Современные исследования Я-концепции
Я-концепцию часто определяют как совокупность установок, направленных на себя, и тогда выделяют в ней три структурных элемента:
• когнитивный – «образ Я»;
• эмоционально-ценностный, аффективный;
• поведенческий.
Понятие Я-концепции родилось в 1950-е годы в русле гуманистической психологии, представители которой (А. Маслоу, К. Роджерс), в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого «Я» и его личностного самоопределения в микросоциуме. Значительное влияние на становление этого понятия оказали также символический интеракционизм (Ч. Кули, Дж. Мид) и понимание идентичности (Э. Эриксон). Однако первые разработки в области Я-концепции принадлежат У. Джемсу (1991), разделившему глобальное личностное «Я» (Self) на взаимодействующее Я-сознающее (I) и Я-как объект (Me).
Я-концепция – целостное образование, имеет осознаваемый и неосознаваемый аспекты, отличается сложным уровневым строением, по-разному понимаемое различными авторами.
В современной психологии личности можно выделить четыре основных подхода к теоретическим моделям Я-концепций:
• номотетический (A. Ross; M. Parker; L. M. Soares & A. J. Soares) – Я-концепция рассматривается как одномерный конструкт, описательные характеристики которого в различных сочетаниях используются для объяснения поведения;
• иерархический (Р. Бернс; А. В. Захарова; И. И. Чеснокова; R. J. Shavelson; R. Bolus) – различные грани Я-концепции выстраиваются следующим образом: в основании находятся частные Я-концепции, вершиной является общая Я-концепция. Общая Я-концепция наиболее стабильна;
• таксономический (B. A. Bracken; K. K. Howell) – Я-концепция выстроена как серия нескольких высокоспецифических факторов, причем грани Я-концепции относительно независимы друг от друга, хотя существует и некий основной фактор;
• компенсирующий или уравнивающий (L. M. Soares & A. J. Soares) – поддерживается предположение о существовании общего фактора Я-концепции. Более низкий статус одной грани может быть компенсирован более высоким статусом другой (например, отсутствие восприятия успеха в одной области связано с восприятием успеха в другой).
Отечественные и зарубежные авторы едины во мнении, что развитие Я-концепции характеризуется двумя чертами:
• возрастающей концентрацией на внутреннем мире, отражающей растущую способность и интерес к рефлексии личных чувств и мыслей,
• дифференциацией граней Я-концепции в процессе развития.
Таким образом, развитие Я-концепции идет в направлении от физического и конкретного к психологическому и абстрактному, от ситуационных объяснений поведения к стабильным личностным диспозициям.
14. Донаучные представления о личности. Философско- литературный период в
истории психологии личности.
Психология личности стала экспериментальной наукой в первые десятилетия нашего века. Ее становление связано с именами таких ученых, как А. Ф. Лазурский, Г. Олпорт, Р. Кеттел и др. Однако теоретические исследова-ния в области психологии личности велись задолго до того времени, и в истории соответствующих исследований можно выделить, по меньшей мере, три периода: философско-литературный, клинический и экспериментальный.
Первый берет свое начало от работ древних мыслителей и продолжается вплоть до начала XIX века. Этот период можно разделить на следующие этапы:
• Античность.Античные мыслители предполагали, что душа человека не может быть понята из нее самой. В их объяснениях ее генезиса и структуры обнаруживаются три направления поиска тех больших, независимых от индивида сфер, по образу и подобию которых трактовался микрокосм индивидуальной человеческой души.
Первое направление исходило из объяснения психики законами движения и развития материального мира. Здесь в качестве руководящей выступала идея об определяющей зависимости душевных проявлений от общего строя вещей, их физической природы.
Второе направление было создано Аристотелем. Оно ориентировалось не на природу в целом, а только на живую природу. Оно позволило трактовать психическое не как обитающую в теле душу, имеющую пространственные параметры и способную покидать организм, с которым она внешне связана, а как способ организации поведения живых систем.
Третье направление ставило душевную деятельность индивида в зависимость от форм, которые создаются человеческой культурой, а именно от понятий, идей, этических ценностей, которые представлены в виде особых духовных сущностей. Исследований не проводилось, психология входила в рамки философии.
• Средневековье.Развитие арабоязычной науки (Ибн Сина и физиологическая психология); схоластика, томизм – засилье религии, теологическая психология; Возрождение: Ф. Бэкон и его идея методологии, исходившей из познания причин вещей с помощью опыта и индукции.
• XVII век.Новую эпоху в развитии психологической мысли открыли концепции, вдохновленные триумфом механики (Р. Декарт – открытие рефлекса, противопоставление тела и души – дуализм; Спиноза и попытки построить психологическое учение о человеке как целостном существе, духовно-телесном).
• XVIII век.Развитие ассоцианизма как течения, объясняюшего развитие психического мира человека (Гартли); солипсизма (Беркли), предполагающего отрицание любого бытия кроме сознания. Кант и его учение об источниках и принципах научного знания. Учение Канта, доказывая априорную целостность психического образа объекта, отвергало ассоцианизм, считавший первичным психические атомы, которые объединяются благодаря ассоциациям. Кант считал, что сознание изначально организовано, обладает структурой и способами построения своего материала.
Особенности периода:
• психология находится в рамках философии;
• «наивная психология»;
• описательная психология;
• изучение вопросов о нравственной и социальной природе человека;
• первые попытки определения личности и того, что человек может назвать своим, личным.
15. Оформление психологии личности как науки. Клинический период ( XIX– начало XX века)
В первые десятилетия XIX века наряду с философами и писателями проблемами психологии личности заинтересовались врачи-психиатры. Они первыми стали вести систематические наблюдения за личностью больного в клинических условиях, изучать историю его жизни для того, чтобы лучше понять наблюдаемое поведение. При этом делались не только профессиональные заключения, связанные с диагностикой и лечением душевных заболеваний, но и общенаучные выводы о природе человеческой личности. Этот период получил название клинический.
В центре внимания психиатров оказались особенности личности, обычно обнаруживающиеся у больного человека. В дальнейшем было установлено, что эти особенности есть, но умеренно выражены практически у всех здоровых людей, а у больных, как правило, гипертрофированны (тревожность, заторможенность, возбудимость).
Особенности периода:
• атомистический подход (разложение психологии на отдельные процессы и состояния);
• метод наблюдения и интроспекции как основной в описании и объяснении особенностей личности;
• сужение представлений о личности как особом феномене, попытки определения личности;
• концентрация на определении черт;
• концентрация на патологии;
• отсутствие целостного описания личности;
• единичность и разрозненность сведений;
• появление первичных экспериментов и математической статистики.
16. Экспериментальный период в развитии психологии личности.
Новая область знания – психология личности не могла строиться на старой, умозрительной основе, или на базе непроверенных, собранных в клинике единичных данных. Нужны были, во-первых, решительный поворот от больной личности к здоровой; во-вторых, новые, более точные и надежные методы ее исследования; в третьих, научный эксперимент.
Экспериментальные исследования личности в России были начаты А. Ф. Лазурским, а за рубежом – Г. Айзенком и Р. Кеттеллом. А. Ф. Лазурский разработал технику и методику ведения систематических научных наблюдений личности, а также процедуру проведения естественного эксперимента, в котором можно было получать и обобщать данные, касающиеся психологии и поведения здоровой личности. Заслугой Г. Айзенка явилась разработка методов и процедур математической обработки данных наблюдений, опросов и анализа документов, собранных о личности из разных источников. Г. Олпорт заложил основы новой теории личности, получившей название «теория черт». Р. Кеттелл придал исследованиям личности, проводимым в рамках черт, экспериментальный характер. Он ввел в процедуру экспериментального исследования метод факторного анализа, выделил, определил и описал ряд реально существующих факторов личности, или черт личности. Он же заложил основы современной тестологии личности, разработав один из первых личностных тестов.
Особенности периода:
• концентрация внимания на нормальной личности;
• определение личности (в норме и патологии);
• использование эксперимента для исследования личности;
• разработка тестовых методов оценивания личности;
• разработка методов и процедур математической статистической обработки экспериментов;
• разработка теорий личности;
• разработка структур личности;
• исследование проблем развития личности.
17. Современные направления в исследовании личности.
Современная психология личности решает восемь основных глобальных вопросов:
• Как развивается личность человека?
• Что мотивирует поведение человека?
• Как человек приходит к тому, чтобы думать и узнавать о себе и окружении?
• Какова природа социальной жизни человека?
• Чем объясняется уникальность личности?
• Каковы основные детерминанты личностного расстройства ?
• Каковы определяющие характеристики психически здорового взрослого?
• Почему одни идут в направлении компетентности и зрелости , а другие – некомпетентности и незрелости?
Наиболее приоритетными и наименее изученными в психологии личности можно назвать следующие направления:
• Изучение нейрофизиологических, биохимических и генетических основ личности.
• Исследование когнитивных процессов и их взаимосвязи с другими аспектами психологического функционирования.
• Изучение взаимодействия ситуационных факторов и личностных переменных и их относительный вклад в поведение.
• Изучение развития личности в среднем и старшем возрасте (в настоящее время слабо изучено).
• Изучение проблем, относящихся к практической деятельности человека.
19. Теория психоанализа
называется также фрейдизмом по имени ее основателя 3. Фрейда. На основании многолетних клинических наблюдений за душевнобольными Фрейд создал теорию (Оно, Я, Сверх—Я), объясняющую сущность личности через влияние бессознательных, иррациональных сил — влечений, инстинктов, навыков и т.п. Развитие личности в теории психоанализа понимается | 1к история борьбы неосознаваемых влечений человека (Оно) с запретами, диктуемыми его совестью (Сверх-Я), I 1к на сознательном, так и на подсознательном уровне. Противоречие между борющимися сторонами разреша- « к я с помощью «Я», то есть сознания.
В учении Фрейда особое место занимает теория психосексуального развития личности. Согласно этой теории развитие личности взрослого человека в огромной мере определяется детскими сексуальными переживаниями. По Фрейду, почти все дети проходят пять стадий психосексуального развития:
Оральная стадия — до 18 месяцев, в период кормления грудью. Эрогенная зона — рот. Ребенок получает большое удовольствие от действий, требующих участия губ, языка.
Анальная стадия — с 18 до 36 месяцев, основным источником удовольствия для ребенка служит анальная зона, отказ осуществлять дефекацию (испражнение, акт удаления кала) тогда, когда требуют родители. Этот момент является для ребенка средством реализации свободы.
Фаллическая стадия — с 3 до 6 лет, преобладает интерес к гениталиям (пенису или клитору). Дети могут рассматривать свои половые органы, испытывать сексуальные побуждения, подсматривать за сексуальными отношениями родителей, мастурбировать, то есть искусственно раздражать половые органы для удовлетворения сексуальных побуждений. На этой стадии формируется комплекс Эдипа (у мальчиков) и Электры (у девочек), при которых у детей проявляется сексуальное влечение к родителям противоположного пола.
Латентная (скрытая) стадия — с 6 до 10—11 лет, то есть до периода полового созревания. Половые чувства выражены минимально. Внешне мальчики и девочки не проявляют интереса друг к другу.
Генитальная стадия — начинается с наступление полового созревания, половое наслаждение перемещается с самого себя на другого человека. У подростков вначале может быть гомосексуальный период, когда предпочтение отдается обществу сверстников одного с ними пола, но постепенно объектом увлечения становится представитель другого пола. Происходит выбор брачного партнера, создается семья.
Согласно Фрейду, если на какой-то из этих пяти стадий ребенок испытывает острый дефицит внимания или, наоборот, чрезмерную опеку со стороны родителей, то это неизбежно сказывается на характере личности в будущем, ее патологии, неврозах, жизненных проблемах и трудностях.
Несмотря на громкую известность психоанализа внутри и далеко за пределами психологии, общепризнанным недостатком фрейдизма является преувеличение роли сексуальной сферы в жизни человека.
Последователи Фрейда: Адлер, Юнг, Эриксон, Хор- ни, Фромм, Райх и другие пошли по линии ограничения роли сексуальных влечений при объяснении личности человека. Бессознательное в психике человека наполняется у них новым содержанием. У Адлера — это стремление к власти вследствие чувства неполноценности; у Юнга — коллективное бессознательное, передаваемое по наследству в виде архетипов; у Фромма — невозможность достижения гармонии с обществом и т.д.
20. Социально-психологические психоаналитические концепции личности (Э. Фромм, К. Хорни).
Личность — это и человек, и нечто связанное с человеком, какой-то его срез, ракурс, перспектива. Личность — это динамичная, относительно устойчивая, целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, которые выражены в индивидуальных особенностях его сознания, поведения и деятельности.
Существуют различные теории развития личности. Одни учёные отдают предпочтение окружающей среде как источнику развития личности и отрицают роль врожденных, биологических факторов. Другие, наоборот, считают, что биологическая природа человека — идеальный источник развития. Нужно лишь довериться ей и не мешать естественному процессу.
Современная психология отказывается от противопоставления биологических и социокультурных факторов развития личности в пользу понимания важности тех и других. При этом все факторы, под воздействием которых личность развивается, подразделяют на внешние и внутренние.
В центре внимания Э. Фромма противоречивость человеческого существования, взятая как онтологический факт. Возникновение человеческого сознания разрывает естественные связи человека с природой, разрушает гармонию с ней.
С одной стороны, человек – часть природы и подвластен ее физическим и биологическим законам, с другой – благодаря своему разуму он возвышается над ней и противостоит ей как самосознающий субъект. Тотальное отчуждение как характеристика человеческого бытия существует с момента разрыва этой естественной связи.
Э. Фромм выделяет пять экзистенциальных потребностей (Специфические человеческие потребности, вырастающие из попыток раскрыть смысл существования, избежав при этом помрачения рассудка.):
• В установлении связей (для преодоления изоляции от природы и отчуждения всем людям надо заботиться о ком-то, нести ответственность за кого-то);
• В преодолении (созидание помогает достичь человеку свободы и собственной значимости);
• В корнях (люди нуждаются в том, чтобы ощущать себя неотъемлемой частью мира, в основах, стабильности и прочности);
• В идентичности (копирование кого-то, чужого «Я» не дает возможности достичь подлинной идентичности);
• В системе взглядов (преданность, система ориентаций, опора, посвящение себя чему-либо наделяет жизнь смыслом).
Частичное разрешение экзистенциальных классификаций Э. Фромм связывает с раскрепощением внутренних способностей человека к любви, вере и размышлениям.
Главное понятие К. Хорни –«базальная тревога», определяемая как «чувство изоляции и беспомощности ребенка в потенциально враждебном мире. Это чувство небезопасности может быть порождением многих вредных факторов среды: прямого и непрямого доминирования, безразличия, нестабильного поведения, недостатка уважения к индивидуальным потребностям ребенка, и т. д.»
К. Хорни утверждала, что человеком управляют тенденции:
• стремление к безопасности;
• стремление к удовлетворению своих желаний.
Невротические потребности – стратегии компенсации базальной тревоги:
• невротическая потребность в любви и одобрении;
• невротическая потребность в «партнере-опекуне»;
• невротическая потребность в узком ограничении жизни;
• невротическая потребность в силе;
• невротическое стремление эксплуатировать других;
• невротическая потребность в значимости;
• потребность в том, чтобы быть объектом восхищения;
• невротическое стремление к личным достижениям;
• невротическая потребность в самодостаточности и независимости;
• невротическая потребность в совершенстве и безупречности.
Эти потребности присутствуют у всех людей. Они помогают справляться с чувствами отверженности, враждебности и беспомощности, неизбежными в жизни. Здоровый человек применяет гибкую стратегию использования потребностей.
К. Хорни выделяет три типа межличностных стратегий:
• стремление к людям (уступчивый тип);
• стремление отделиться от людей (обособленный тип);
• агрессивное (враждебный тип).