Категории психологии развития

Для общей характеристики процессов развития используются категории, относящиеся не к отдельным признакам, а к развитию в целом.

Рост - одномерное кол-ное рассмотрение процессов развития. Рассматривать развитие в аспекте роста значит ограничиться исследованием кол-ных изменений, когда знания, память, интересы и т.п. рассматриваются всего лишь с точки зрения приращения их объема.

К биологическому созреванию относят все процессы, спонтанно протекающие под влиянием наследственно детерминированных и внутренне управляемых импульсов роста. К таким процессам относятся физические изменения, важные для психического развития - созревание мозга, нервной и мышечной систем и т.д.

Дифференциация. В узком смысле дифференциация означает прогрессивное вычленение разнородных частей из исходного нерасчлененного целого, как деление клетки и образование тканей и органов. В широком смысле дифференциация обозначает просто общее содержание прогрессирующего дробления, расширения и структурирования психических функций и способов поведения.

Научение - это обобщенная категория, обозначающая множество процессов, ведущих к изменениям поведения. Последние понимаются в самом широком смысле как обретение знаний, запоминание, усвоение установок, мотивов и т.д.

Запечатление (импритинг) используется для обозначения процессов непосредственного, не контролируемого сознанием усвоения каких-либо норм, требований, способов поведения в результате кратковременного (реже - продолжительного) воздействия конкретного образца. Именно таким образом, к примеру, объясняются родительские модели поведения, унаследованные в детстве, проблемные черты характера.

Социализация. Каждый человек «вживается» в уже существующее общество с определенными нормами поведения. Начиная с рождения, ребенок вступает во взаимодействие со своим соц. окружением, прежде всего с родителями, сверстниками и т.д. В результате он приобретает типичные для его окружения ценностные представления, нормы и роли. В понятии социализации выделяют две стороны. Первая - это соц. становление человека. Вторая – соц. формирование человека, т.е. процесс целенаправленной адаптации его к существующим ценностям, нормам.