Глава 3. Современные методы телесно-оринтированной психотерапии
В наше время происходит бурное развитие телесно-ориентированного направления в психологии. В подавляющем большинстве развитие происходит в направлении интеграции (о чём уже было не раз сказано выше), т.е. основным посылом современных исследований является стремление рассматривать человека как целое во всем многообразии различных аспектов и элементов его физиологии, психики и души, формирующих уникальную и неповторимую человеческую личность (человеческое существо). Количество подходов, стремящихся реализовать данные идеи в виде единой сформированной системы, очень велико.
В рамках данной работы проведение их детального анализа нам представляется излишним. Вместе с тем мы считаем важным рассмотреть более подробно «Соматическую терапию биосинтеза» (Д.Боаделла), и «Бодинамический анализ» (Л. Марчер), т.к. данные подходы в своей основе несут некоторые идеи, отражение которых мы находим в теоретическом обосновании используемого нами невербального диалогового подхода Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 2004. С. 62-67.
3.1 Соматическая терапия биосинтеза
Сам термин «биосинтез» означает «интеграция жизни». Речь идет об интеграции в первую очередь трех основных жизненных, или энергетических потоков, которые дифференцируются в первую неделю жизни эмбриона. Их интегративное существование важно для соматического и психического здоровья человека Сандомирский М.Е. Психосоматика и телесная психотерапия: Практическое руководство» М., 2005. С. 213.
Эти энергетические потоки связаны с тремя зародышевыми листками: эндодермой, мезодермой и эктодермой.
Эндодерма. Из неё впоследствии развиваются органы пищеварения и дыхания, которые отвечают за обмен веществ и энергии. Энергетический поток, связанный с эндодермой, - поток эмоций.
Мезодерма. Из мезодермы развиваются кости, мышцы и кровеносная система. С этим зародышевым листком связан двигательный энергетический поток, отвечающий за позу, движения, действия.
Эктодерма. Из эктодермы развиваются кожа, мозг, нервы и органы чувств. С ней связан поток восприятия мыслей и образов.
Нарушения взаимодействия мыслей, действий и чувств находят своё телесное отражение. И терапевтическое воздействие в рамках данной теории основано на работе именно с этими телесными проявлениями. Осуществляется работа по восстановлению интегрированного состояния и конгруэнтного взаимодействия (Е.Газарова) чувств, действий и мышления, утраченного на ранних этапах развития.
3.2 «Бодинамический анализ» (Л. Марчер)
Л.Марчер - последовательница В. Райха, в своей теории опиралась на его представления о «мышечном панцире». Термин «бодинамический» (biodynamic) образован от слияния двух корней: тело (body) + изменение (dynamics), расшифровывается как анализ телесного развития. В основе метода лежит поэтапное сравнение возрастного развития (в рамках психологии, анатомии и возрастной физиологии нервно-мышечной системы) с развитием личностным Газарова Е.Э. Психология телесности М., 2002. С. 157.
Из представлений о телесной «привязке» тех или иных личностных качеств вытекает представление о метафорических психологических функциях отдельных мышц или мышечных групп, которые лежат в основе телесно-психического единства (См. табл. 1). Таким образом, согласно данным представлениям, через нормализацию состояния мышц может осуществляться коррекция психологических проблем. Диагностика же состояния отдельных мышц может использоваться для диагностики психологических проблем Газарова Е.Э. Психология телесности М., 2002. С. 158.
Таб.1
Группы мышц | Психологические функции мышц | |
Голова, шея | ||
Мимические мышцы в целом | Выражение чувств, социальные контакты | |
Мышцы вокруг глаз | Направленность внимания и краткосрочное планирование | |
Мышцы области рта и язык | Эмоциональное принятие | |
Мышцы передней поверхности шеи | Речевое самовыражение | |
Мышцы задней поверхности шеи | Сила воли, гордость, ориентация в обстоятельствах | |
Плечевой пояс и руки | ||
Разгибатели и сгибатели плеча, а также мышцы, приводящие и отводящие плечо | Личное пространство в отношениях | |
Мышцы, поднимающие плечо | Способность нести психологическую «ношу» | |
Ротаторы плеча | Самозащита и способность принимать поддержку от других | |
Разгибатели предплечья | Отталкивание, удерживание на дистанции | |
Сгибатели предплечья | Привлечение и удержание | |
Ротаторы предплечья | Брать и отдавать | |
Сгибатели и разгибатели запястья | Позиционирование или социальный контроль поведения | |
Мышцы, противопоставляющие большой палец и мизинец | Обострение восприятия. Письменная речь | |
Разгибатели пальцев | Тонкое приспособление (изменение границ): умение «отпускать от себя» | |
Сгибатели пальцев | Прикосновение, изучение и удержание; способность брать и отдавать | |
Ноги | ||
Сгибатели бедра | Инициация движения вперед и психологического контакта | |
Разгибатели бедра | Самоутверждение, способность «стоять на своем» | |
Мышцы, приводящие бедро | Сексуально-чувственное самоосознавание | |
Разгибатели голени | Персональные границы во взаимоотношениях | |
Сгибатели голени | Выбор направления и контроль движения вперёд | |
Малоберцовая мышца | Персональный баланс в групповом взаимодействии | |
Разгибатели стопы и пальцев | Контакт с реальностью | |
Сгибатели стопы | Самоутверждение, способность «крепко стоять на ногах». | |
Сгибатели пальцев | Ощущение контакта с землей | |
Л. Марчер приблизилась к работам Гудхарда и его последователей, описав корреляции между состоянием тонуса и силы конкретных мышц и мышечных групп с одной стороны и психо-эмоциональными аспектами состояния человека с другой. Эти исследования подобны по сути исследованиям в рамках прикладной кинезиологии, речь о которой пойдёт ниже, где изменение тонуса и силы тех или иных мышц в первую очередь соотносят с нарушениями физиологического характера.
Итак, несмотря на разнообразие подходов и методов ТОП их всех объединяет общее стремление к пониманию человека, как интегрированной сущности, что достигается рассмотрением в единстве его когнитивных, поведенческих, эмоциональных и телесных проявлений.
В соответствии с темой нашей работы, важным является сделать акцент на том, каким образом в различных подходах рассматривается влияние и взаимообуславливание психики и тела (в т.ч. мышечной системы).