Иерархия нормативных правовых актов в Российской Федерации

 

Нормативно-правовой акт обладает целым рядом признаков:это результат правотворческой деятельности компетентных органов и должностных лиц государства или уполномоченных государством общественных объединений; содержит общеобязательные правила поведения общего характера (правовые нормы), неперсонифицирован; в предписаниях нормативно-правовых актов выражена государственная воля; принятие и реализация происходит в особом процедурном, процессуальном порядке; наличие строго определенной документальной формы; направлен на регулирование наиболее типичных массовых отношений.

Нормативно-правовой акт – это изданный в особом порядке официальный акт-документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права.

Нормативные акты, как правило, распространяют свое действие на широкий круг субъектов и рассчитаны на многократное их применение. Субъектами, на которых распространяется действие нормативных актов, могут быть как все правоспособные граждане страны, так и граждане определенного пола, возраста, профессии, местожительства и т. п. Однако во всех случаях субъекты составляют весьма значительные группы физических, либо юридических лиц. Одноразовым применением нормативный акт никогда себя не исчерпывает, так как он рассчитан на множество субъектов и многократное применение в аналогичных ситуациях.

Различные нормативные акты в системе права находятся в определенной соподчиненности между собой и поэтому обладают неодинаковой юридической силой. Она зависит от того, какой орган издал данный нормативный акт и какое место занимает этот орган в системе органов государства.

Чем выше место государственного органа в механизме государства, тем большей юридической силой обладают принятые им нормативно-правовые акты.

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативно-правовые акты подразделяются на нормативные акты государственных органов, общественных объединений, совместные акты; акты, принятые в порядке референдума.

В зависимости от сферы действия нормативные акты делятся на общефедеральные, акты субъектов РФ, акты органов местного самоуправления, локальные акты. Локальные акты распространяют свое действие на определенное предприятие, учреждение, организацию.

В зависимости от срока действия нормативные акты могут быть неопределенно длительного действия и временные акты.

По юридической силе нормативные акты подразделяются на законы и подзаконные нормативные акты.

В отличие от актов применения права нормативные акты носят общий характер, неперсонифицированы, распространяются не на конкретную ситуацию и не на конкретных лиц, а на неограниченное число типичных ситуаций и неограниченное число лиц. Кроме того, акты применения права принимаются только исполнительными, судебными и контрольно-надзорными органами, а нормативные акты – законодательными и исполнительными органами государственной власти, органами местной власти, уполномоченными общественными организациями, а также на референдуме; указанные акты различаются по структуре, по уровню распространения, так как фактически нормативные акты охватывают гораздо больший круг лиц.

Процедура принятия нормативных и правоприменительных актов тоже различается.

От актов разъяснений права нормативные акты отличаются, прежде всего тем, что содержат правовые нормы, а акты разъяснений права только разъясняют содержание правовых норм; степень обязательности тоже различна, так как акты разъяснений права далеко не всегда бывают общеобязательными в отличие от нормативно-правовых актов; структура праворазъяснительных актов проще и, как правило, они не содержат статей, а включают пункты. Акты разъяснений права могут исходить от очень многих государственных органов, а если носят неофициальный характер – даже от участников юридического процесса.

Законы занимают главное место в системе нормативно-правовых актов, что обуславливается их признаками: принимаются только законодательными (представительными) органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума; обладают высшей юридической силой, т.е. содержание всех других нормативно-правовых актов не должно противоречить закону; регулируют наиболее важные, основополагающие отношения; принимаются в особом процедурном порядке.

Закон – это принятый в особом порядке нормативный акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.

В зависимости от значимости законов в системе действующего законодательства законы подразделяют на конституционные и текущие.Конституционные законы закрепляют основы общественного и государственного строя. К ним относятся Конституция и законы, конкретизирующие ее содержание.

Конституция – это основной Закон государства, она занимает первое место среди всех нормативно-правовых актов.

Конституционные законы принимаются по вопросам, перечисленным в Конституции (например, Закон о Правительстве РФ, о судебной системе, о Конституционном Суде и т.д.). Для принятия конституционного закона необходимо не менее двух третей от общего числа голосов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации.

Текущие (обыкновенные) законы принимаются на основе и во исполнение конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные стороны экономической, политической, культурной жизни страны.

Текущие (обыкновенные) законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы РФ. В случаях, предусмотренных Конституцией РФ, федеральный закон должен передан на рассмотрение Совета Федерации.

Особыми разновидностями текущих законов являются:

1) органические (кодифицированные) законы – юридически цельные, внутренне согласованные акты, отличающиеся высоким уровнем нормативных обобщений и призванные комплексно регулировать определенную сферу общественной жизни (основы законодательства, кодексы);

2) чрезвычайные (исключительные) законы, которые принимаются при тех или иных чрезвычайных обстоятельствах, вызванных природными, социальными и иными причинами.

Подзаконные нормативно-правовые акты – это официальные акты-документы, содержащие нормы права, принимаемые законодательными, исполнительными, местными органами государственной власти, а также общественными организациями, юридическими лицами во исполнение закона и которые должны способствовать ему.

Признаки подзаконных нормативно-правовых актов: основываются на законе, не должны ему противоречить, обладают меньшей юридической силой, чем закон; регулируют более конкретные проявления общественных отношений базисного уровня; принимаются законодательными, исполнительными, местными органами государственной власти, а также общественными объединениями, юридическими лицами; не обладают единым процедурным порядком принятия.

Среди подзаконных нормативно-правовых актов можно выделить следующие:

Акты Президента РФ. Нормативный характер носят указы (не всегда, могут быть индивидуально-правовые указы), а распоряжения обычно являются индивидуальными актами. Указы могут приниматься в границах собственных полномочий; на основе полномочий, делегированных Парламентом; могут быть указы, подлежащие утверждению Советом Федерации (например, о введении военного положения, чрезвычайного положения).

Акты Правительства РФ: они многообразны, принимаются во исполнение законов, указов и по собственной компетенции. Постановления Правительства РФ в подавляющем большинстве случаев нормативны, общеобязательны, разрабатываются и принимаются коллегиально. Распоряжения Правительства РФ, как правило, носят индивидуальный характер, принимаются и подписываются Председателем или заместителем Председателя Правительства на основе единоначалия и адресуются узкому кругу исполнителей. Министерства, государственные комитеты и другие ведомства издают приказы, инструкции, постановления, распоряжения, положения, правила. Приказы и распоряжения могут быть нормативными и ненормативными, а остальные акты, как правило, носят нормативный характер. Не допускается издание нормативных актов в виде писем и телеграмм. Проект нормативного акта ведомства подлежит согласованию с другими заинтересованными министерствами и ведомствами, если согласие необходимо в соответствии с законодательством РФ или если в акте содержатся положения, касающиеся других министерств и ведомств. Подготовку проекта осуществляет структурное подразделение ведомства, с участием юридической службы. Срок подготовки – не более месяца, структура акта должна обеспечить логическое развитие темы правового регулирования. Акт подписывается руководителем ведомства, министерства. Подзаконные нормативно-правовые акты министерств и ведомств РФ подлежат государственной регистрации, если затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливают правовой статус организаций, имеют межведомственный характер. Государственная регистрация предполагает юридическую экспертизу соответствия акта законодательству РФ, принятие решения о необходимости государственной регистрации данного акта, присвоение регистрационного номера, занесение в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Подзаконные акты органов государственной власти субъектов РФ – указы и распоряжения президентов, постановления и распоряжения губернаторов, постановления и распоряжения правительств, подзаконные акты министерств и ведомств субъектов РФ (аналогично актам на федеральном уровне.

Подзаконные акты местных органов государственной власти и органов местного самоуправления: коллегиальные решения обычно именуются решениями, а единоличные – постановлениями и распоряжениями.

Локальные подзаконные нормативно-правовые акты распространяют свое действие только на отдельное предприятие, учреждение, организацию.

Решения имеют нормативное содержание и принимаются коллегиальными органами управления; приказы нормативного и индивидуального значения принимаются руководителями предприятий (приказы регулируют вопросы оплаты труда, заработной платы, материального поощрения и другие связи и отношения внутриорганизационного характера). Распоряжения принимаются руководителем организации, его заместителями и руководителями структурных подразделений для решения проблем, связанных с исполнением приказа и по иным оперативно-методическим вопросам.[3]

 

 

Список литературы

 

1. Конституция Российской Федерации, принятая 12.12.1993 («Российская газета» №237, 25.12.1993);

2. Краснов А.В., Скоробогатов А.В., Проблемы теории государства и права, учебно-практическое пособие, Институт экономики, управления и права Казань, 2006, 321 с.;

3. Марченко М.Н. Теория государства и права, учебник, 2-е издание, переработанное и дополненное, Издательство «Проспект», - М., 2013, 656 с.


[1] Краснов А.В., Скоробогатов А.В., Проблемы теории государства и права, учебно-практическое пособие, Институт экономики, управления и права Казань, 2006, стр. 37-39

[2] Марченко М.Н. Теория государства и права, учебник, 2-е издание, переработанное и дополненное, Издательство «Проспект», - М., 2013, стр. 342-352.

[3] Краснов А.В., Скоробогатов А.В., Проблемы теории государства и права, учебно-практическое пособие, Институт экономики, управления и права Казань, 2006, стр. 192-196