Тормозящие приемы
Приемы, в которых открыто проявляется власть воспитателя
Осуждение – когда учитель использует этот прием, он надеется, что ученику станет стыдно и он приложит максимум усилий доказать, что он не такой. Но таких детей, да и взрослых, меньшинство. Это скорее исключение из правил. Зачастую, дети смиряются со своей оценкой и ведут себя соответствующим образом. Недаром есть у нас поговорка, назови его свиньей 100 раз и он захрюкает.
Приказание – во-первых, это всегда унижает, показывая иерархию во взаимоотношениях. И ребенок должен в этом случае слушать учителя, не потому что он согласен с ним, или уважает его, а потому что боится ослушаться. Этот прием может быть использован для того, чтобы предотвратить нежелательное событие, когда нет времени для объяснений, но педагогически он не несет с собой результатов.
Возмущение – это прием, который показывает слабость учителя. Обычно это выражается в повышенном тоне, в угрозах и иногда в крике. Если вспомнить школу, то меньше всего пользовались уважением учителя, которые позволяли себе повышать голос, и именно на их уроках отсутствовала дисциплина. Это прямая связь. Если я позволяю себе повышать голос и возмущаться, значит я позволяю ученикам делать все что им вздумается, пока я не начну выходить из себя, а они будут делать ставки: кто первый выведет меня из себя, или сколько времени от начала урока им понадобиться, чтоб я начала кричать. Приемы со скрытым воздействием
Запугивание – это больше похоже на манипуляцию. Тем более, что мы обычно не собираемся воплощать в жизнь то, чем мы пугаем учеников ради их хорошего поведения. И они догадываются, что это пустые слова. Достаточно один раз сказать и не сделать, чтоб потом долго доказывать, что то, что Вы говорите, не является простым ничего не стоящим запугиванием. Запугивание не решает проблемы, оно только накаляет отношения и противопоставляет учителя ученикам.
Безразличие – почти всегда наблюдается в общеобразовательных школах, и недопустимо в воскресной школе. Оно проявляется в том, что мы общаемся с детьми только на уроке, и может быть до и после не более 5 минут и только с любимчиками. Как этого избежать. Необходимо быть готовым к уроку, чтоб перед уроком не пришлось отталкивать детей, пытаясь сообразить, чем же сегодня заняться. Так же, желательно знать всех детей по именам, и если они что-то рассказывают из своей жизни, запомнить, чтоб на следующей неделе спросить, как разрешилась ситуация с сестрой Светой, или с другом Женей, или с учительницей по математике Марией Михайловной. Это действует очень благоприятно на детей, потому что показывает им, что Вы заинтересованы не только в своем служении как таковом, но также Вы любите детей, и именно его, потому что помните то, что ему важно.
Ирония или сарказм. Очень часто шутки бывают наполнены иронией. И не только шутки. Взрослые привыкают к таким речевым оборотам и стараются не обращать внимания, или ответить тем же. Но это гнилая речь и она разрушительно действует на отношения, особенно на ребенка. Обычно такими приемами люди пользуются для того, чтобы выразить свое неудовольствие тем или иным поступком, или же словами. Лучше говорить прямо и мягко. Дети не понимают сарказма и иронии, они воспринимают это как жесткое отношение к ним.
Развитие независимости составляет один из существенных моментов взросления. Сходство с другими снижает напряжение, нетерпимость к тем, кто исповедует другие ценности (белые вороны), облегчает возникновение контакта. Чем больше «недополучает» ребенок эмоциональной поддержки в детстве, тем больше вероятность его зависимости от мнения отношения окружающих в будущем, тем больше его потребность в эмоциональном подкреплении, тем медленнее взросление, труднее обретение зрелости. «Мама, посмотри на меня!» - говорит ребенок, забираясь на лестницу. «Зачем?». «Чтобы я не упал». Не достигнув зрелости, взрослый «падает с лестницы», если на него никто не смотрит, не одобряет, не поддерживает. Поговорка взрослого «Я не гривенник, чтобы всем нравится». Зрелый человек понимает, что не обязательно быть первым, достаточно быть самим собой.
Педагогика поддержки – так назвал Олег Семенович Газман деятельность педагога принципиально отличную от обучения времен Советского Союза. Необходимость исследовать и детально описать эту деятельность возникла в начале 90-х годов прошлого столетия. Эта деятельность направлена на развитие уникальности ребёнка, на становление его авторской позиции в жизни, поддержку его самостоятельности и взросления. В деятельности многих талантливых педагогов всегда незримо присутствует эта составляющая. У педагогической поддержки есть целостная стратегическая задача - помочь ребёнку стать хозяином своей жизни.
Ниже представлены различия между педагогикой воздействия (принятой во всех массовых школах) и педагогикой поддержки.