ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ
Под деятельностью педагога обычно понимают различные методы и формы с помощью которых он пытается донести до ученика содержание урока. Но как мы говорили выше, передача знаний не является основной и единственной задачей педагога. Педагог занимается воспитанием и обучением ребенка. Рассмотрим эти два понятия.
Воспитание:попытка воспитателя через осознанные действия влиять на личность воспитанника с целью добиться устойчивых изменений в положительную сторону, сохранить хорошее и защититьот отрицательных изменений.
Не случайно в определении я выделила эти 5 пунктов. Они показывают основу воспитания. Что значит, что воспитание, это попытка? Значит, что если мы пытались, но не достигли – это не конец нашей педагогической деятельности. Не всему мы можем научить ребенка, не всегда он поддается изменениям. И главное, эти изменения совершаем не мы, мы только призываем и направляем. Но в сердце ребенка работает Бог, и Он изменяет наших детей. Мы совершаем лишь попытки.
Так же очень важно отметить, что воспитание имеет цель добиться устойчивых изменений. Очень часто, когда мы учим детей, каким либо духовным вещам мы не делаем попытки воспитать их таким образом, чтобы этот опыт остался у них больше чем на один день. Мы говорим о том, что хорошо не врать, даем эмоциональное подкрепление своим словам различными историями из Библии и из жизни. Но как надолго это сохранится в сердце ребенка? Даже взрослые, решая во время проповеди изменить свою жизнь, выходят и вскоре забывают о своем решении еще до наступления понедельника. И тем более дети. Что же сделать, чтобы изменения были устойчивыми? Надо продумать библейский урок таким образом, чтобы в течение недели дети постоянно возвращались к библейской истине. Например, можно дать такое задание. Пусть ребенок на следующей неделе, после призыва к честности возьмет два сердечка, одно белое, другое черное. И каждый раз, когда он захочет обмануть, но вспомнит, что это плохо и скажет правду – он делает дырку в черном сердечке. А если он все-таки поступил нечестно, делает дырку в белом сердечке. Тогда на следующее воскресенье он сам будет видеть, какого цвета в его сердце больше: белого или черного. Конечно, дети могут обманывать нас в этом случае, ведь мы никак не можем проследить, правдиво он выполнял домашнее задание или нет. Но Бог видит, и это необходимо сказать детям. Я не могу проследить за вами, но Бог все видит. И если вы говорите неправду, вы не мне причиняете боль, вы причиняете боль, во-первых, Богу, а во-вторых, вы вредите себе.
Еще хотелось бы обратить внимание на то, что воспитание призвано также сохранить хорошее и защитить от отрицательного. Важно понимать, какую информацию, в какой ситуации следует говорить детям. Однажды я зашла в общеобразовательную школу и обратила внимание на стенд «Скажи наркотикам нет». Это была школа, которая заняла первое место в городе по количеству наркоманов. На этом стенде была размещена информация о том, как наркотик действует на молодой организм и что чувствует человек, когда получает дозу. А также о том, где можно достать в городе какой наркотик, и где первая доза бесплатно. Это было предостережение, но выглядело как реклама. Очень важно понимать, чему необходимо учить наших детей и в какой степени освещать вопрос. Если ваши дети никогда не курили, говорить об этом стоит, но что говорить?! Не стоит говорить о том, какое количество людей курит и в каком возрасте, какого вида табак существует и что ощущает человек после принятия дозы – это, скорее всего, будет воспринято как реклама.
Обучение: целенаправленный процесс взаимодействия учителя и ученика, направленный на усвоение знаний, умений и навыков.
В этом определении я хотела бы обратить внимание на то, что не все то чему мы учим, должно достигнуть уровня навыков. Поскольку навык это действия, доведенные до автоматизма, есть мнение, что это всегда лучше, чем умение. Но так ли это? Например, молитва. Если человек начинает молиться, не задумываясь о том, что он говорит – хорошо ли это? Или если ребенок поет песни о Боге не вдумываясь в их смысл, прославляет ли он тогда Бога? Это больше похоже на формализм, чем на духовный опыт. А есть ли место навыку в духовной жизни? Да! Например, помогать бабушкам на улице. Хорошо если я это делаю не задумываясь. Если это действие доведено до автоматизма: увидела бабушку с сумками, предложила помощь.