Философия совести Ш.Кудайбердиева
Литературное, философское наследие Шакарима раскрывается во всей своей глубине. Его трактат «Родословная тюрков, киргизов, казахов, ханов» изданный в 1911 году в Оренбурге – оригинальный труд об этнической истории образования казахского народа и ряда тюрских племен.
Главная особенность лирических произведений Шакарима в том, что он является мыслителем, философом. Шакарим в казахской поэзии создал ранее незнакомые виды философской лирики, сделал большие открытия в этой области. Шакарим Кудайбердиев оставил много размышлений и философских заключений о природе, обществе, людях.
«Родословная» – историко-научное произведение, где впервые для того времени по определенному научному принципу систематизирован огромный фактический материал об этногенезе казахского народа, о связях различных племен и родов, о некоторых исторических событиях.
В труде «Мусульманство», вышедший в 1912 году, своеобразно сочетается религиозное и светское прочтение Корана с целью использования его канонов для нравственных, просветительских идей. Шакарим по-своему воспринимает и трактует Коран и его понимание носит больше просветительский характер. Он считал, что священная книга предназначена для самоочищения, самовозвышения и воспитания людей, и каждый получает возможность нравственного возрождения.
Уникальным философским трудом является «Уш анык» («Три истины»), где он разработал оригинальную концепцию человеческого бытия. В гармонии и благоденствии общества Шакарим видел путь к Нравственности, к Человечности, к Совести с большой буквы: «Основой для хорошей жизни человека должны стать честный труд, совестливый разум, искреннее сердце. Вот три качества, которые должны властвовать над всем. Без них не обрести в жизни мира и согласия». К философской лирике и трактатам Шакарима подвели философские мысли западных философов как Платон, Демокрит, Камиль, Герберт Спенсер и многие другие.
Он размышлял над социальными вопросами своего времени, мечтал о справедливом устройстве жизни – без насилия власти имущих. Он задавался вопросами:
В чем вера, что есть душа?
Исчезну ли я совсем после смерти?
Кто сотворил этот многообразный мир?
Шакарим был убежден, что главнейшая наука для человека – это наука совести. Эту науку можно преподать, обучить людей с детства. Это основная тема его работы «Три истины». Это уникальный философский труд, в котором он разработал оригинальную концепцию человеческого бытия.
128. Современный этап развития казахстанской философии
Переход к демократическому обществу, построение рыночных отношений и становление новой государственности в Казахстане затронули все стороны общественных отношений. Раскрепощение мысли, возврат к истокам национальной идеи, установление естественных взаимосвязей между науками и постепенный переход к общечеловеческим ценностям вносят положительный вклад в формирование национального самосознания казахского народа. Этот процесс благотворно отражается и на жизни представителей других народов Казахстана.
Однако XX в. в истории развития казахского народа оказался весьма противоречивым как в позитивном, так и в негативном отношении. Своеобразие такого развития представлено в научных исследованиях философов Казахстана, в основном руководствовавшихся методологическими принципами марксизма-ленинизма, что привело к поверхностному и одностороннему освещению сложного спектра общественных отношений.
Изучению социальных свершений, так называемых революционных преобразований, происходивших в республике, особенностей строительства социализма в Казахстане были посвящены первые философские работы, появившиеся в 30-е годы на страницах периодической печати. В эти же годы в вузах республики были организованы первые кафедры философии, начаты переводы трудов К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина на казахский язык. Особенно бурно развивалась философия в Казахстане с середины 50-х годов. Этому способствовали открытие в 1949 г. философского факультета в Казахском университете, организация в 1958 г. Института философии и права, а также создание в 1978 г. Института повышения квалификации преподавателей общественных наук при КазГУ.
Создание материально-технической базы новой формации, коренные преобразования общественных отношений привели к развитию научного знания, обусловили разработку ряда актуальных философских проблем. К середине 80-х годов в Казахстане научную и педагогическую работу вел большой отряд квалифицированных философов — свыше четыреста специалистов, в том числе шесть академиков и членов-корреспондентов АН, двадцать докторов и сто восемьдесят кандидатов философских наук. Заметно оживилась научно-исследовательская работа в области философии во всех шестидесяти высших учебных заведениях, где было сосредоточено большинство философских кадров республики.
В центре внимания исследователей стояли следующие вопросы: ленинское философское наследие, методология социального познания, закономерности некапиталистического пути развития, социально-классовая структура советского общества, национальные отношения, изучение роли субъективного фактора в развитии социалистического общества, процессы совершенствования социалистических общественных отношений, развитие духовной жизни социалистического общества, пути формирования гармонически развитой личности и др.
В эти же годы развивались конкретные социологические исследования. Организованная при Казахском государственном университете лаборатория социологических исследований акцентировала внимание на проблемах, связанных с интернационализацией общественных отношений. Философы Института философии и права исследовали вопросы подъема культурно-технического уровня рабочего класса, духовной жизни человека в условиях научно-технического прогресса и др. Группы социологических исследований различных вузов изучали проблемы образования и его роль в изменении социальной структуры социалистического общества. (М. С. Аженов).
Определенный вклад внесли ученые в разработку вопросов развития нации и национальных отношений; закономерности развития советского многонационального государства; вопросы устранения национальной розни и установления фактического равенства всех наций; природа национальгной психологии; управление социальными и национальными отношениями; воспитание людей в духе интернационализма и патриотизма. Следует отметить следущие работы: Н. Д. Джандильдин «Природа национальной психологии», (Алматы, 1971); М. М. Сужиков «Образование ССР и социальный прогресс казахского народа» (Алматы, 1972); А. Е. Канапин, А. А. Айталиев «Социализм и интернациональное воспитание» (Алматы, 1979) и др.
Разрабатывались социальные процессы, связанные с современной наукой и техникой. При этом счаталось весьма важным раскрыть то новое, что имелось во взаимоотношениях между наукой и производством, между НТР и духовным миром человека, показать возрасшую роль науки в обществе. В работах философов республики освещались основные тенденции разделения труда, воздействе НТР на социальную и профессиональную структуры рабочего класса и других социальных общностей. Изменения, затрагивающие технический прогресс в тех условях представлены как органическое соединение умственного и физического труда на путях комплекскной механизации и автоматизации производства, роста культурно-технического уровня трудящихся. Создана коллективная монография «НТР и духовный мир человека» (Алматы, 1979).Опубликован также ряд работ, посвященных анализу политической организации общества, раскрытию внутреннего содержания политической системы социализма, социалистическому образу жизни, проблемам нравственности (Т. Ж. Жангельдин, Л. М. Славин, Г. Г. Акмамбетов и др.).
На этом этапе развития общества представляли определенный интерес исследования быта, обычаев и традиций народа в их связи с общественной жизнью. Разработке этих проблем посвящены книги Н. С. Сарсенбаева, Я. П. Белоусова, С. Д. Танкаева и др.
Развитие культуры и исскуства поставило перед философской наукой большие задачи в области эстетики. Вышли в свет отдельные работы о специфике искусства, его месте в общем процессе познания действительности и овладения ею, социалистическом реализме, роли искусства в воспитании трудящихся (Б. Р. Казыханова).
В исследованиях философов Казахстана В. А. Черняк, К. Шулембаева видное место занимали вопросы научного атеизма. Особое внимание обращалось на критику ислама. В книге З.Акназарова «Ислам и действительность» (1977) анализировались идеология и тактика деятельности мусульманского духовенства, приемы работы мусульманских организаций, современные формы проявления идеологов ислама.
Философы республики интенсивно разрабатывают проблемы диалектики. В этой связи монографии Ж. Абдильдина, А. Касымжанова, Л. Науменко, М. Баканидзе «Проблемы логики и диалектики познания» (1963), «Диалектическая логика» и другие публикации получили положительную оценку философской общественности страны.
Большое внимание уделено диалектико-логическим проблемам физики, математики и других частных наук. Несомненный интерес представляли работы К. X. Рахматуллина, посвященные рассмотрению принципа развития с диалектико-материалистических позиций. Автор трактует развитие как целостный, необратимый, многоплановый процесс, в котором цикличность и необратимость составляют единство.
Активно велось исследование законов и категорий мышления, принципов и сущности математизации знания (А. Нысанбаев ), принципов и методов научного исследования, научно-теоретического анализа, возрастания роли логического мышления в процессе познания объективного мира.
Значительное место в работах философов Казахстана занимали вопросы предметно-практической деятельности, ее места и роли в процессе познания. (Абдильдин Ж.М., Абишев К.А. и др.) Включение практики в теорию познания марксистской философии дало возможность решить вопрос о природе знания, диалектике объективного и субъективного, общественного и индивидуального в познании, соотношении эмпирического и теоретического уровней научного познания. В философско-методологическом аспекте раскрывались природа социальной обусловленности познания и его современные проблемы. Анализировались возрастание социальной роли знаний, сознательного овладения людьми общественных закономерностей в развитии общечеловеческой цивилизации, диалектическое единство социальной деятельности и социального познания.
Философы стремились с позиций допустимых возможностей отразить социальный динамизм современной эпохи в диалектических понятиях и категориях. На первое место вышли исследования, связанные с конкретизацией ленинского понимания ядра диалектики на основе анализа многообразных противоречий проблем мирового развития. Важной задачей, вставшей перед философами, явилось также изучение социальной проблематики, закономерностей развития общества на основе принципов диалектического материализма.
Развитие современной науки, как известно, характеризуется двуединым процессом — дифференциацией и интеграцией. Специалисты в области философских проблем естествознания исследовали эти тенденции в развитии науки, особенно в новых областях, требующих философского осмысления. (М.Сабитов и др.)
Наряду с Алматы центрами исследования актуальных философских вопросов современного естествознания становились и такие города республики, как Семей, Шымкент, Караганды, Усть-Каменогорск, Талдыкорган и др. В ряде работ казахстанских философов была дана диалектико-материалистическая трактовка важнейших положений астронавтики, квантовой механики, биологии, медицины и т. д. Проведены интересные исследования по проблеме причинности (Н. А. Мусабаева и др.).
В эти годы эффективной формой укрепления союза философов и естествоиспытателей стали философские методологические семинары, созданные во всех вузах республики.
Результаты деятельности методологических семинаров отражались в совместных публикациях материалов конференций, симпозиумов философов и естествоиспытателей. Считалось, что диалектико-материалистическая философия активно влияет на ход современных естественно-научных исследований, что приводит к возрастанию роли философских вопросов естествознания. Отсюда вытекала задача глубокого философского, методологического осмысления новых явлений научного познания.
Исследование всемирной и национальной истории философии явилось важной составной частью работы философов Казахстана. Развитие философской теории всегда требует постоянного обращения к ее истории. Целостное и систематическое исследование истории философии, раскрытие закономерности историко-философского процесса, анализ истории формирования принципов, идей, философских понятий и категорий имеет большое значение для творческого развития философской теории, повышает общую культуру и методологическую вооруженность исследователей. Следует подчеркнуть положительное значение публикаций по этой проблематике А. X. Касымжанова, А. Ж. Кельбуганова, М. Орынбекова, К. М. Сатыбалдиной, Ж. М. Абдильдина, Г. П. Кармышева, 3. А. Мукашева, Е. Г. Нуржанова и др,
В системе философского образования в Казахстане незначительное место отводилось изучению истории национальной философии, которое могло бы играть важную роль в интернациональном воспитании, формировании бережного отношения ко всему прогрессивному в истории духовной культуры народа.
Чрезвычайно важным являлось фундаментальное изучение истории общественной мысли Казахстана, в особенности в советский период, с точки зрения становления и развития идейных, духовных связей между народами, ставшими на путь социализма. Философы раскрывали диалектику национального и общественного, особенного и всеобщего, интернационального в духовной истории советского народа. Философы республики уделяли большое внимание проблемам истории общественной и философской мысли Казахстана (К. Б. Бейсембиев, О. А. Сегизбаев, М. С. Бурабаев, А. У. Уразбеков и др). Ими раскрыты ее богатство и оригинальность, показано большое влияние на нее мировой философской мысли, под благотворным воздействием которой сложилось мировоззрение Чокана, Ибрая, Абая, Алихана и др.
Объективистски понимаемому обострению и усложнению идеологической борьбы в мире посвятили труды такие авторы, как Б.Амантаев, Д. Кшибеков, Ж. Молдабеков и др. В них подчеркивалось, что отношение марксистско-ленинской философии к буржуазной философии — это не только философская, но и политическая проблема. Указывалось, что борьба в современном мире становится все более острой и напряженной, а приемы идейных врагов — более изощренными и коварными.
В настоящее время казахстанские философы изучают различные стороны философских учений казахских мыслителей. Это помогает глубоко раскрыть период истории, сыгравший значительную роль в становлении национального самосознания казахского народа, в философии которого нет институционального ограничения познания. Как утверждал профессор Сегизбаев О.А., посягательство на знание личности полагается изначально невозможным.
В современных условиях видно, что в развитии науки наступил качественно иной уровень экспликации. Гетерогенность и плюрализм современной науки как целостная нормативность привели к новым интерпретациям ее как рациональной деятельности к обоснованию соответствующих объяснительных механизмов. Основной акцент в этом принадлежит уже не отдельному типу знания.
Пока еще недостаточно учтена социогуманитарная рефлексия над наукой. Есть необходимость в неспециализированных, нестандартных формах научного познания, непривязанных к требованиям точности, обоснованности, проверяемости высказываемых утверждений. Во всесилие науки перестает верить даже сама наука, т.е. это не только осознание ограниченности науки, но и отказ от нее, меняются иерархии ценностей науки: ее цель - практический эффект, а не знания ради знания .
Философия отталкивается от определенной конкретной исторической реальности, задающей ей содержательный контур. Границы философии – это границы возможного опыта в данную и последующую эпохи. Она олицетворяет способность понимания самой глубины вещей, существенных первооснов сущего. Поэтому необходимо капитальное для философии понятие глубины тематизации содержания, предполагающего коренную переработку, снятие состояния предшествующих теоретических конструктов. В своих научных исследованиях Сегизбаев О.А. проводил последовательно эту генеральную линию и тем самым внес яркую страницу в историю казахской философии.