Сравнительная стратегия качественного и количественного методов

Подход Количественный Качественный
Основатель О. Конт М. Вебер
Теоретико-методологическая база Представление об обществе как системно-организованной целостности. Способность социального знания построить модель этой целостности. Деятельность каждого индивида подчинена надиндивидуальным законам. Большее внимание обращается на деятельность и взаимодействие отдельных индивидов. Совокупность взаимодействий обеспечивает существование общества. Чтобы понять общество, нужно понять действия отдельного индивида.
Различия 1)Описание логических связей между отдельными явлениями. 2)Изучение ряда событий, поиск генерального в общем. 3)Главная задача – дать причинное объяснение. 4)Анализ фактов, событий. 5)проверка достоверности полученной инфы путем многократного повторения установленных связей. 6)Дедуктивный анализ. 7)Стиль исследования жесткий и холодный. 1)Описание общей картины события или явления. 2)Описание конкретных событий, изучение особенного, отдельного. 3)Интерпретация того, что наблюдается. 4)Анализ субъективного значения, чувства. 5)Проверка достоверности путем максимальной насыщенности инфой, полнотой инфы о явлении. 6)Индуктивный анализ. 7)Стиль исследования теплый и мягкий.
Условия использования При изучении массовых явлений. При изучении уникальных явлений или массовых явлений, к которым мы имеем ограниченный доступ.
Технология использования Теория – гипотезы – перевод на язык респондента. Гипотезы формулируются до начала сбора информации. Они проверяются. Носители инфы – факты – концептуализация – теория. Гипотезы формулируются в ходе исследования. Иногда выдвижение гипотезы – это результат исследования.
Исследовательские процедуры Инструментарий формируется до начала сбора данных, он стандартизирован, жестко структурирован. Мы не получаем новой инфы, а лишь структурируем ответы на заданные вопросы. Инструментарий формируется во время исследования, он уникален для каждого исследования, может изменятся под влиянием объекта исследования.
Данные исследования Числовые, статистические данные (таблицы, графики, диаграммы). Текстовые данные, инфо о конкретном событии.

 

6. Драматургический подход И. Гофмана и его основные концепции: «самопрезентация», «создание переднего плана», «игра за кулисами». Анализ фреймов.

Особой и очень своеобразной фигурой, примыкающей к течению символического интеракционизма, в современной социологии можно считать Эрвина Гоффмана и его драматургический подход. Причислить его к этому направлению позволяет то, что и здесь центральной теоретической концепцией выступает концепция <я>, разделяемое им на официальное <я>, что соответствует определенной социальной ситуации и роли, и <я> творческое, которое исполняет или играет свою <роль> в драматургическом действе.

Э.Гоффман анализировал ту сторону социальной жизни, которая состоит из ситуативных, кратковременных контактов, другими словами, повседневность. Рассматривая такие контакты метафорически, он сравнивал их с театром, где <партии> отдельных участников, возможно, и выглядят одинаково, но разыгрываются с разной степенью исполнительского мастерства.

Во-первых, считает Гоффман, игра в расчете на зрителя, разыгрывание ролей друг перед другом определяет характер коммуникации в современном обществе. Актеры стремятся сыграть свои роли так, чтобы произвести наилучшее впечатление, а затем его сохранить. Например, начальство ждет от нас добросовестной работы, и во время визитов начальства мы старательно создаем впечатление усиленной работы. Этот процесс <создания впечатления> является центральным аргументом драматургического подхода.

Во-вторых, драматургический подход существенно расширил представление о палитре средств, используемых участниками коммуникативного процесса: от сугубо лингвистической коммуникации (которая была центральным конструктом у предыдущих теоретиков) до включения в нее языка тела, жестов, внешнего вида(возраст, пол, раса, одежда, форма подачи себя), создание предметной среды, определение места действия и т. д. Все это человек использует для того, чтобы контролировать ситуацию и создавать видимость <хорошей игры> (даже если она не складывается). По драматургической терминологии, это создание <переднего плана> сценического действа, в котором важную роль играют три компонента: создание окружения (мебель, декор, например, полки с книгами и компьютер - в случае академической среды); внешний вид, который информирует о статусе; манеры, которые являются сигналами, определяющими в каком тоне надо вести разговор (например, интимном или официальном).

В-третьих, там, где есть <передний план>, там есть и представление <за кулисами>, где люди расслабляются, снимают свои маски и ведут себя естественно. Гоффман описывает ресторан, где официанты галантно подают кушания, но на кухне их поведение и <подача себя> совсем другие. Их поведение меняется, как только они пересекают границы одного пространства и попадают в другое.

В современном обществе человеку приходится исполнять множество ролей, меняя одежды, маски для разных ситуаций и взаимодействий. Более того, официальные и <исполняемые> роли часто приходят в противоречие друг с другом. <Я>-творческое стремится сбросить маску <неофициального и постоянно с переменным успехом протестует против запрета на свободу самовыражения.

Важным аспектом драматургического подхода служит так называемый анализ жизненного опыта в определенных <рамках> (frame analysis) или <драматургическая перспектива> при исследовании деятельности. Э. Гоффман полагал, что любая деятельность (а соответственно и весь жизненный опыт реальных людей) должна быть рассмотрена с точки зрения определенной перспективы, угла зрения или <фокуса камеры>, посредством которой ее рассматривают.

Каждая из перспектив обладает определенной организацией и своей иерархией, на каждом уровне имеются свои рамки, ограничивающие рассмотрение, и особые субъективные смыслы.

<Рамка>, или ограниченная перспектива восприятия ситуации, является основой структурирования множественных миров нашей жизнедеятельности и необходимым условием конструирования жизненного опыта. Выяснение <рамок> субъективного смысла, значения определенной ситуации в глазах действующего лица может быть отдельной исследовательской задачей. При этом, говоря словами Гоффмана, он концентрируется не на том, что фиксирует камера, а какова та камера, которая фотографирует действительность.