Атрибуция
Основная статья: Атрибуция (психология)
Атрибуция — приписывание характеристик себе или другому человеку.
Под каузальной атрибуцией понимают интерпретацию поведения партнера по общению путем выдвижения предположений о его мотивах, намерениях, эмоциях, причинах поведения, качествах личности с последующим их приписыванием партнеру. Каузальная атрибуция тем больше определяет социальную перцепцию (восприятие), чем больше дефицит информации о партнере по общению. Результаты приписывания могут стать материалом для формирования социальных стереотипов. Стереотипизация восприятия приводит к двум различным следствиям. Во-первых, к упрощению познания другого человека (людей). Во-вторых, к формированию предубеждений по отношению к представителям различных социальных групп (профессиональных, социо-экономических, этнических и т. д.)
Впечатление
Основная статья: Впечатление
Впечатление — мнение, оценка, сложившиеся после знакомства, соприкосновения с кем-чем-нибудь.
Формирование впечатления
Формирование впечатления — процесс создания своих впечатлений о других.
Впечатления составляют:
· Образцы поведения
· Абстракции
Управление впечатлениями
Управление впечатлениями — поведение, направленное на формирование и контроль за впечатлением о себе других людей.
Тактики управления впечатлением:
· Усиление собственной позиции
· Усиление позиции собеседника
Самопрезентация — поведение, направленное на создание благоприятного или соответствующего чьим-то идеалам впечатления о себе.
Согласно данным исследования Гордона, произведённого в 1996 году, уровень успешности тактик управления впечатлением распределяется следующим образом:
1. Представление собеседника в лучшем свете
2. Согласие с мнением собеседника.
3. Самопрезентация
4. Комбинация 1-3
5. Оказание услуг