Тема 3.5. Принципы удовлетворения потребностей человека сферой туризма и сервиса

Потребности, желания и спрос в сфере туризма и сервиса. Маркетинг потребностей. Покупательские возможности потребителя. Товар. Три степени удовлетворения потребностей.

Методические рекомендации:

Следует различать потребности, желания и спрос. Желания являются специфическими средствами удовлетворения более глубоких потребностей. Если родовые потребности стабильны и немногочисленны, то желаний много, они меняются, на них постоянно воздействуют социальные силы. Желания превращаются в потенциальный спрос на специфические товары, если они подкреплены способностью и желанием купить. Маркетинг пытается повлиять на желания и спрос, обеспечивая товару привлекательность и легкую доступность. Маркетинг потребностей не создает. Потребности существуют до появление маркетологов.

Если раньше считалось, что родовые потребности (или нужды) близки к насыщению, то сейчас, благодаря импульсу, приданному технологическим прогрессом, они не насыщаются, так как стремятся к более высоким уровням, обусловленным появлением усовершенствованных товаров и, следовательно, новых относительных потребностей. Огромное значение приобретает выстраивание маркетинговой стратегии и тактики туристической кампании.

Относительные потребности, или приобретенные потребности, являются следствием культурного и социального уровня личности, которые зависят от его индивидуального опыта, условий среды обитания и степени развития общества. Относительные потребности нельзя насытить, потому что чем выше общий их уровень, тем больше стремление этот уровень превысить. В таких условиях производство с целью удовлетворения относительных потребностей эквивалентно их развитию. Вот почему люди, чей уровень жизни в абсолютном измерении повысился, часто склонны считать, что их положение ухудшилось, если те, кого они всегда считали объектом сравнения, стали жить лучше, чем они, т.е. «роскошь для одних становится необходимостью для других». Дистанция между реальностью и уровнем ожиданий постоянно меняется с ростом неудовлетворенности.

Понятие потребности апеллирует к мотивации и поведению покупателя, потребителя индивидуального или организованного.

Ланкастер К. отмечает, что товары — это, по сути дела, наборы свойств, и люди останавливают выбор на тех продуктах, которые обеспечивают им получение лучшего набора выгод за свои деньги. Таким образом, мы подходим к следующему понятию в нашем определении — товар.

Товар— это все, что может удовлетворить родовую или относительную потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Все услуги туризма и сервиса, способные удовлетворить соответствующие человеческие потребности, называются товарным ассортиментом выбора. Важно уметь различать их в сфере туризма и сервиса. Существуют три степени удовлетворения потребностей: 1) потребность удовлетворена полностью, 2) потребность удовлетворена частично, 3) потребность не удовлетворена.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. В чем заключается специфика удовлетворения потребностей человека сферой туризма и сервиса ?

2. Как целесообразней строить маркетинговую политику в сфере туризма и сервиса чтобы полнее удовлетворять потребности клиентов?

3. Что входит в понятие товарного ассортимента выбора?

4. Как взаимодействуют потребности, желания и спрос?

5. Что такое товар?

Литература: основная (1 – 3), дополнительная.