Парадигмы социально-экологического развития

Концептуальные основы ноосферогенеза. Социально-экологическая система как объект экосоциального развития. Интеллектуальное состояние экочеловека. Нравственность экочеловека. Физическое и психическое здоровье экочеловека. Социоприродная (биоэтика) – этика экочеловека. Идеи антропокосмистов. Цель формирования экочеловека.

Методические рекомендации:

Необходимо уяснить, что практической характеристикой человеческой деятельности является целеисполнение, которое определяет не только средства для достижения цели, но и реальность самой цели, а также последствия тех изменений в социально-экологических системах различного уровня, которые происходят в процессе достижения цели. Кроме того, в процессе целеисполнения определяется рациональный набор средств, который после реализации поставленной цели не оказывает пагубного влияния ни на личность, ни на какую-либо из подсистем социоэкосистемы.

 

Социальная активность

Рис. 1. Процессы антропогенной деятельности

 

В итоге единство профессиональных и гражданских качеств дает своеобразный эталон социально-активного индивида, который является идеальным образом экочеловека. Следовательно, социальная активность— это деятельность человека в ее социоприродной значимости, отражающая степень единства целеполагания и целеисполнения личности. Источниками активности служат различные потребности личности, а главными чертами, характеризующими социально-активного индивида, являются формирование разносторонних способностей, духовное богатство, интеллектуальное и физическое совершенство, т.е. в конечном счете, интегральное здоровье человека.

Необходимо выяснить, какой смысл вкладывается в понятие здоровья человека, опираясь на теоретические положения антропокосмистов, взятые качестве основы для разработки понятия «экочеловек». Безусловно, положительное состояние физического здоровья экочеловека во многом зависит от состояния экологической обстановки, в которой он живет, следовательно, от его взаимоотношений с окружающей средой.

Состояние психики влияет на способность экочеловека к творческому свободному мышлению, его стремлению к оптимальной реализации своих способностей, к активной деятельности, стремлению реализовать свои решения на практике.

Интеллектуальное состояние экочеловека характеризуется способностью к синтетическому мышлению, синтезу различных знаний и опытов, сопоставлению фактов прошлого, настоящего и прогнозированию будущих явлений. Знание о каком-либо явлении или событии экочеловек стремится понять, проанализировать, поставить в ряд других явлений и событий.

Для гносеологического разреза здоровья экочеловека характерен запас целостного знания, т.е. знания о социально-экологической системе в целом со всем множеством ее связей и зависимостей. Причем это знание носит интегрирующий характер, обобщает данные ранее разрозненных дисциплин, тем самым соответствует целостному мировоззрению и обеспечивает объективный взгляд на мир.

Нравственность экочеловека предполагает его опору во всех своих поступках на целостное мировоззрение, из которого вытекает как чувство единства и неразрывной связи с окружающими людьми и всеми прочими живыми организмами без исключений, соответственно, повышенное чувство личной ответственности за свои действия, так и приоритет ценности жизни любого природного организма. Все эти нравственные характеристики в своей совокупности формируют этику экочеловека — социоприродную, или биоэтику, т.е. основывающуюся на представлении человека как биосоциальной системы, биологическая и социальная сущности которой составляют неразрывное единство, уравновешивая друг друга. Человеку, опирающемуся на нормы биоэтики, чужда абсолютизация в своей жизнедеятельности как социального, так и природного начала.

Можно доказать, что здоровье экочеловека представляет собой цельную открытую систему, элементы которой, будучи взаимосвязаны и подвержены воздействию внешних факторов, могут быть изменены и улучшены.

Систему связей между компонентами здоровья можно описать в общем виде следующим образом. Физическое здоровье человека зависит одновременно от состояния всех составляющих данного понятия, ибо знание об организме, его потребностях и возможностях укрепления (гносеологический аспект), моральные нормы, требующие соблюдения здорового образа жизни и бережного отношения к окружающей среде (нравственный аспект), образ мышления, направленный на поддержание на глобальном, общегосударственном уровне, на уровне образовательной системы государства, региона, конкретного учебного заведения, а также в семье.

Чтобы формирование человека было целенаправленным, необходимо принять официальную идеологию, на основе которой выстраивается вся система норм и ценностей экочеловека. Причем доминирующей среди ценностей должна стать ценность и неприкосновенность жизни, признание всеобщего права живых организмов на нее. Основой, теоретико-мировоззренческой базой идеологии экочеловека могут стать, как уже говорилось выше, социально-экологические и этические представления антропокосмизма с их идеей сохранения гармоничных связей человека и общества с окружающей природной средой, объединения человечества. Это будет идеология естественного бытия, в смысле сохранения естественных связей, их познания и учета во всех сферах человеческой деятельности, предполагающих объединение человека с природной средой. Антропокосмисты считали, что такое объединение наступит тогда, когда дифференциация и углубление отдельных знаний сменятся их синтезом, развитием синтетического мышления, а познание и практическая деятельность на его основе будут неразрывно связаны друг с другом, порождая синтез мысли и дела.

Таким образом, в случае внедрения в общественную жизнь глобальной идеологии, базирующейся на идеях антропокосмизма, система формированияличности своей конечной целью будет иметь формирование экочеловека, отличающегося целостным знанием о мире и, соответственно, целостным мировоззрением. Доминирующая осознанная потребность такого человека — потребность в сохранении и укреплении здоровья, состояние которого тесно связано с состоянием других живых организмов, т.е. в конечном счете — потребность в увеличении суммы жизни на планете. Соответственно, ценность жизни выдвигается на первый план, и оценка возможных решений, действий, поступков должна производиться в первую очередь под углом зрения ценности жизни как таковой.

Можно сказать, что цель формирования экочеловека в наиболее общем ее выражении — это формирование системы ценностей, выработка нового ценностно-этического отношения к миру. Иными словами, до сих пор преобладающая в сознании ведущая ценность прогресса и потребления должна уступить ценности жизни. При сравнении удобств и последствий их производства, угрожающих жизни, вторые будут иметь большую значимость в иерархии составляющих системы ценностей личности.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Что входит в понятие экочеловека?

2. Каков процесс формирования экочеловека?

3. В чем заключаются процессы антропогенной деятельности?

Литература: основная (1 – 3), дополнительная.