Аспекты со знаками функций

ЧЛ

Качество

+ Труд, оптимальность, трудолюбие, работа

- Труд, технологичность, безделие, общая организация процесса

Масштаб

+ В области специализации

- Вообще, в любом деле и процессе

Направление

+ Совершенствование, шлифовка технологии, углубление мастерства

- Расширение сферы компетентности, стремление организовать дело вообще, объединить разные технологии

Дистанция

+ Применяется на лично значимые цели

- Распространяется на значимый и не значимый объект

БЭ

Качество

+ Положительные отношения,

- Конфликт, негативные и положительные отношения

Масштаб

+ Применительно к себе и ближнему окружению

- Вообще. Применительно ко всем.

Направление

+ Стремление улучшить отношения, детализировать нюансы

- Стремление рассматривать картину отношений в целом, абстрагируясь от частных проявлений

Дистанция

+ В ближнем окружении. На близком психологическом расстоянии

- Умение общаться как на близкой так и на дальней психологической дистанции.

ЧЭ

Качество

+ Радость, веселье, положительные эмоции, настроение

- Горе, печаль, уныние, радость, веселье, настроение

Масштаб

+ Конкретно, применительно к знакомым состояниям

- Вообще, применительно к любым душевным состояниям

Направление

+ Направлен на улучшение данного настроения, детализацию и утончение состояний

- Направлен на превращение отрицательного состояния в положительное. Видение положительных моментов в отрицательных состояниях

Дистанция

+ В ближнем психологическом кругу. Важно только свое настроение и настроение близких

- Важно настроение как близких так и психологически незначимых объектов

БИ

Качество

+ Положительная перспектива, положительные события, изменения

- Положительные и отрицательные события, изменения, неблагоприятная перспектива

Масштаб

+ Применительно к конкретной области, ближней перспективе

- Вообще, глобально, дальняя перспектива Общая картина изменений общие прогнозы

Направление

+ Детализация прогнозов, конкретизация деталей. Стремление улучшить конкретный ход событий.

- Стремление обратить неблагоприятные события в благоприятные

Дистанция

+ Для индивидуально значимых целей

- Для значимых и не значимых целей

ЧИ

Качество

+ Проницательность, видение положительного потенциала, способностей и возможностей

- Плохие и хорошие варианты, возможности, отрицательные и положительные черты, Видение “обратной стороны медали”.

Масштаб

+ Применительно к области интересов.

- Вообще, в любой области.

Направление

+ Улучшение потенциала, детализация и конкретизация лучшего в хорошем, уже имеющемся

- Усмотрение положительного в отрицательном. Объединение частных возможностей, способностей для получения общего преимущества в способностях

Дистанция

+ Применяется для индивидуально значимых объектов.

- Применяется как для индивидуально значимых так и для незначимых объектов

Из Гуленко -

+ Е (ЧЭ) - положительные эмоции, радость веселье, эмоциональный подъем, воодушевление, улыбка, смех, энтузиазм, оптимизм, хорошее настроение, переживание счастья;

- Е (ЧЭ) - отрицательные эмоции, горе, печаль, грусть, эмоциональный спад, депрессия, плач, слезы, недовольство, пессимизм, плохое настроение, переживание несчастья:

+ R (БЭ) - хорошие отношения, любовь, дружба, симпатия, притяжение, теплота отношений, общительность, близкая психологическая дистанция, добро, жалость:

- R (БЭ) - плохие отношения, ненависть, вражда, антипатия, отталкивание, холодность отношений, отчужденность, необщительность, далекая психологическая дистанция, зло, безжалостность',

+Р (ЧЛ) - польза, выгода, экономность, технология, факты, приобретения, накопление, купля, сбережения, наведение порядка, практичность;

-Р (ЧЛ) - бесполезность, невыгодность, использование, применение, износ, расходы, траты,, рискованность, эксперимент, продажа, торговля, действия в условия хаоса, и изобретательность;

+ L (БЛ) - конкретность, подробность, детальная проработка, тщательность, строгость, место в иерархии, законы, постановления, инструкции, выбор лучшего варианта, четкость функционирования, логика организации, показатели, отчетность:

- L (БЛ) - абстрактность, всеобщность, универсальность, система, классификация, типология, общие закономерности, объективность, истина, справедливость, всестороннее рассмотрение, анализ, расчленение, логика науки, критерии;

+ I (ЧИ) - перспективы, возможности, положительный потенциал, суть, сущность, пришит, новые идеи, выдвижение гипотез, теория, проницательность, интерес, оригинальность, необычность, фантастичность, вера;

- I (ЧИ) - бесперспективность, альтернатива, отрицательный потенциал, отсутствие сути, бессмысленность, парадокс, забытое старое, проницательность, серость, заурядность, скука, подавленные возможности, реальность, неверие, сенсация;

+ Т (БИ) - будущее, изменение ситуации во времени, предсказание, предвидение, постепенное развитие, эволюция, /главное восхождение, динамика перемен, временной поток, воображение, непротиворечивое описание, не завистные перемены, шаг за шагом, схождение, конвергенция;

- Т (БИ) - прошлое, учет ошибок, избегание опасности, тревожность, смутное чувство, предупреждение, назревание кризиса, революция, скачек во времени, умение застраховаться от неприятностей, резкие сдвиги, противоречивость, момент решительных действий, расхождение, дивергенция;

+ F (ЧС) - удержание власти, неподчинение, защита, оборона, ответный удар, контратака, твердость, отстаивание своих интересов, волевое давление снизу вверх, сила, воля, обладание;

- F (ЧС) - захват власти, подчинение, нападение, агрессия, атака, инициатива, настойчивость, требовательность, волевое давление сверху вниз, утверждение своих интересов за счет других, свержение, слабость, безволие, овладение;

+ S (БС) - приятные ощущения, комфорт, удобство, гармония, красота, привлекательность, отдых, здоровье, расслабленность, хорошее самочувствие, удовольствие, наслаждение, чувствительность;

- S (БС) - неприятные, острые ощущения, дискомфорт, неудобство, дисгармония, безобразие, непривлекательность, работа, усталость, напряжение, болезнь, плохое самочувствие, страдание, боль.

По Филатовой -

1. "Черная" этика :

(+) положительные эмоции — радость, веселье, эмоциональный подъем, воодушевление, смех, энтузиазм, оптимизм, хорошее настроение, переживание счастья; (на первом месте эта функция у Гюго)

(-) отрицательные эмоции — горе, печаль, грусть, эмоциональный спад, депрессия, плач, слезы, недовольство, пессимизм, плохое настроение, переживание несчастья. (на первом месте эта функция Гамлета)

2. "Белая" этика, отношений :

(+) хорошие отношения — любовь, дружба, симпатия, притяжение, теплота отношений, общительность, близкая психологическая дистанция, добро, жалость; (на первом месте эта функция у Достоевского)

(-) плохие отношения — ненависть, вражда, антипатия, отталкивание, отчужденность, необщительность, далекая психологическая дистанция, зло, безжалостность. (на первом месте эта функция у Драйзера)

3. "Черная" логика, деловая :

(+) польза, выгода, экономичность, технология, факты, приобретения, накопление, купля, сбережения, наведение порядка, практичность; (на первом месте эта функция у Штирлица)

(-) бесполезность, невыгодность, использование, применение, износ, расходы, траты, риск, эксперимент, продажа, торговля, действия в условиях хаоса, изобретательность. (на первом месте эта функция у Джека Лондона)

4. "Белая" логика, логика отношений :

(+) конкретика, подробность, детальная проработка, тщательность, строгость, место в иерархии, законы, постановления, инструкции, выбор лучшего варианта, логика организации, (на первом месте эта функция у Максима)

(-) абстрактность, всеобщность, универсальность, система, классификация, типология, общие закономерности, объективность, истина, справедливость, анализ, логика науки, критерии. (на первом месте эта функция у Робеспьера)

5. "Черная" интуиция, интуиция возможностей:

(+) перспективы, возможности, положительный потенциал, суть, сущность, принципы, новые идеи, выдвижение гипотез, теория, проницательность, интерес, оригинальность, необычность, фантастичность, вера; (на первом месте эта функция у Дон Кихота)

(-) бесперспективность, альтернатива, отрицательный потенциал, отсутствие сути, бессмысленность, парадокс, забытое старое, серость, заурядность, подавленные возможности, неверие, сенсация. (на первом месте эта функция у Гексли)

6. "Белая" интуиция, интуиция времени:

(+) будущее, изменение ситуации во времени, предсказание,-предвидение, постепенное развитие, эволюция, плановое восхождение, динамика перемен, временной поток, воображение, непротиворечивость, незаметные перемены — шаг за шагом, схождение, конвергенция; (на первом месте эта функция у Бальзака)

(-) прошлое, учет ошибок, избегание опасности, тревожность, смутное беспокойство, назревание кризиса, революция, скачок во времени, умение застраховаться от неприятностей, резкие сдвиги, противоречивость, момент решительных действий, расхождение, дивергенция. (на первом месте эта функция у Есенина)

7. "Черная" сенсорика, волевая :

(+) - удержание власти, неподчинение, защита, оборона, ответный удар, контратака, твердость, отстаивание своих интересов, волевое давление снизу вверх, сила воли, обладание; (на первом месте эта функция у Наполеона)

(-) захват власти, подчинение, нападение, агрессия, атака, инициатива, настойчивость, требовательность, волевое давление сверху вниз, утверждение своих интересов за счет других, свержение, слабость, безволие, овладение. (на первом месте эта функция у Жукова)

8. "Белая" сенсорика, сенсорика ощущении .

(+) приятные ощущения, комфорт, удобство, гармония, красота, привлекательность, отдых, здоровье, расслабленность, хорошее самочувствие, удовольствие, наслаждение, чувствительность; (на первом месте эта функция у Дюма)

(-) неприятные ощущения, дискомфорт, неудобство, дисгармония, безобразие, непривлекательность, усталость, напряжение, болезнь, плохое самочувствие, страдание, боль. (на первом месте эта функция Габена)

Различные знаки функций на примерах родственных пар (с) Гуленко:

На примере Дюма и Габена:

На положительные ощущения сильнее реагирует "Дюма", он стремится к приятному в окружающем мире как никто другой, его влекут простые житейские радости и удовольствия: вкусная еда, красивый интерьер, отдых на природе, комфорт обстановки и т.д. "Дюма" как бы направлен на прием приятных ощущений в малых дозах на окружающем его пространстве. Эта зависимость описывается "+БС".

"Габен" же сильнее реагирует на отрицательные, неприятные, острые ощущения, стремясь уйти от напряжения, неудобства и дискомфорта. Реакция отличается большей силой и распространяется на большее, чем у "Дюма", расстояние. Эта зависимость описывается "-БС".

На примере Наполеон(Цезаря) и Жукова:

СЛЭ (Жуков, ЧС-) ориентирован на достижение крупных задач (масштаб), обычно связанных со свержением или подавлением превосходящего противника (качество), инициатива исходит при этом обычно от него (направление), при этом СЛЭ недемонстративен, предпочитает держаться в тени (дистанция).

СЭЭ (наполеон, ЧС+) же решает конкретные тактические задачи (масштаб), любит находиться в центре внимания (дистанция), его инициатива - это всегда ответ на чей-то вызов (направление), при этом он не нападает, а отстаивает свою территорию и право на лидерство (качество).

На примере Гюго и Гамлета:

ЭСЭ (Гюго, ЧЭ-) направлен на уход, избавление от отрицательных эмоций, плохого настроения, подавленности, пессимизма (направление и качество). Его эмоциональные проявления отличаются большой силой и контрастностью (масштаб) и касаются часто незнакомых, посторонних людей (дистанция).

ЭИЭ (Гамлет, ЧЭ+) направлен не на уход от отрицательных, а на притяжение и накапливание положительных эмоций (направление и качество). Его эмоциональные проявления отличаются богатством оттенков и нюансов (масштаб) и лучше всего видны в небольших компаниях близких знакомых (дистанция).

На примере Достоевского и Драйзера:

ЭИИ (Достоевский, БЭ+) прекрасно разбирается в отношениях между людьми, так как общается с ними близко (дистанция), ориентирован на установление положительных отношений - дружбу, любовь, теплоту (качество), видит оттенки отношений (масштаб) и идет к людям, утверждая добро и прощая зло (направление).

ЭСИ (Драйзер, БЭ-) же держится от людей на расстоянии, не подпуская их близко к себе на долгое время (дистанция), оценивает отношения в целом, резко деля людей на друзей и врагов (масштаб), особое внимание уделяет критике зла (качество) и стремится уйти от источника плохих отношений - человека, который вызывает у него антипатию (направление).

На примере Дона и Гексли:

ИЛЭ (Дон, ЧИ+) направлен на сбор интересной информации, перспективных идей и многообещающих теорий (направление и качество) на окружающей его территории (дистанция), причем эти знания отличаются большой проработанностью, многочисленными подробностями (масштаб).

ИЭЭ (Гексли, ЧИ-) же уходит от неинтересной информации (направление и качество), хорошо оценивает глубоко спрятанные способности ранее незнакомых людей (дистанция) и улавливает перспективу в целом, альтернативно, по-крупному (масштаб).

На примере Бальзака и Есенина:

Бальзак (БИ+) на основе близкого, внимательного, подробного наблюдения за людьми или явлениями (масштаб и дистанция) может предсказать их поведение в ближайшем будущем (качество и направление).

ИЭИ (Есенин, БИ-) предчувствует назревающую опасность (качество), крупные, обычно неприятные изменения ситуации (масштаб), помнит яркие эпизоды прошлого (дистанция).

На примере Джека и Штирлица:

ЛИЭ (Джек, ЧЛ-) привлекают крупные, рискованные, порой весьма авантюрные дела (масштаб и качество), для исполнения которых надо много двигаться, бывать в отдаленных местах (дистанция), при этом ЛИЭ не боится затрат, в надежде на то, что они окупятся в ближайшем будущем (направление).

У ЛСЭ (Штирлиц, ЧЛ+) противоположный подход к делу: он предпочитает не рисковать, не вкладывать средства в надежде на удачу, а стабильно, качественно работать, рационально организовывать труд, экономить (направление и качество), не упускать из внимания подробности, собирать конкретные факты (масштаб) в интересующей его довольно узкой сфере (дистанция).

На примере Роба и Макса:

ЛИИ (Роб, БЛ-) логически анализируя окружающий мир, выделяет его крупные, универсальные закономерности (масштаб), отрицает все отжившее, нелогичное, несправедливое (качество), рассматривает любое явление с объективной высоты (дистанция), расчленяет его на составные части, анатомирует, выявляя таким образом его устройство (направление).

ЛСИ (Макс, БЛ+) поступает противоположным образом. Он углубляется в выбранную им узкую сферу (дистанция), анализирует подробности, прорабатывает детали (масштаб), выбирает из многих систем самую лучшую, самую четкую (качество) и составляет план ее внедрения, вовлекая в его выполнение людей и ресурсы (направление).

Болевая с учетом знака функции. Тенденции поведения по ТНС (болевой):

Для ТНС (болевой) характерен тон Страха, по Шкале Тонов.

Страх - состояние сильной тревоги, боязни, беспокойства, душевного волнения от грозящей или ожидаемой опасности.

Он возникает в ответ на какие-либо резкие изменения по аспекту функции.

Жуковы и Доны

У Дона БЭ с минусом - сужение отношений с окружающими (ах, я вам не нравлюсь, да пошли вы все и мне никто не нужен!).

Реакция Дона на предельное беспокойство по – бегство от всех, упадок в депрессию.

У Жукова наоборот - расширение (хоть вы, ребята, и козлы все, давайте вот такую темку замутим ...). У Жукова борьба со всем, навязывание всем своего общества, своих отношений

Бальзаки и Габены

У Бальзака ЧЭ с минусом - идет концентрация собственно на эмоциях, их анализ, самокопание и т.д. - «мне плохо, я буду над этим работать, но никому об этом не скажу, т.к. мое настроение - мое личное дело, оно никого не касается, кроме меня!» (минус=интроверсия=логика и т.д.)

А у Габена ЧЭ с плюсом и направлена вовне - «мне плохо, поэтому я надулся и демонстративно ни с кем не говорю, пусть знают, каково мне и каково меня обижать» (плюс=экстраверсия=этика и т.д.)

В обоих случаях остается болевой, но проявляется по-разному. Бальзак загоняет ее в себя, минусует («срывает» :-)), а габен плюсует - демонстрирует. Я обычно это отличие наблюдаю так: Бальзак, чем больше его что-то обижает, тем больше становится внешне «никаким», все длиннее у него задержка общения, все меньше он себя как-то внешне проявляет. Пределом этого является истерика, неконтролируемый выплеск эмоций, рассеянный, не направленный. «А-а-а! Отвяжитесь от меня!» Это интровертная реакция - разрыв отношений.

А Габен плюсует - надувается, набычивается, «накаляется» эмоциями и пределом у него служит выплеск, адресно направленный. «Ах так?! Вот вам всем! Получите!» Габеньи выходки - неконтролируемые вспышки ярости. Считается, что это удел Штирлицев, но нужно знать Габенов - они два сапога пара в умении выплеснуть ярость на окружающих.

Робеспьеры и Достоевские

У обоих ЧС в тоне Страха - в общем боязнь волевых воздействий, применения силы. Своей и по отношению к себе. Избегание волевого давления, уменьшение своего волевого давления на окружающих, принятие их силы, как есть, смирение с их силой, боязнь ее. Одновременно скрывание своей слабости. С учетом знаков будет два направления вне (+) и внутрь (-).

Робеспьер, ЧС «+» - демонстрация своей слабости и незащищенности, «давить на жалость», «вызывающе беззащитный», «видите, какой я слабый!?» Реакция на предельное волевое давление извне - разрушительные выплески «все ломаю, крушу», конечно, насколько это позволяет сила у конкретного Роба.

Достоевский ЧС «-» - скрывать свою слабость, демонстративно «никакой» в волевом плане, чтобы ни случилось, а силу он не проявит. «Я слабый, я это знаю, но никому не покажу, насколько я слаб!» Реакция на предельное волевое давление истерика: «Отстаньте от меня, что вы со мной делаете!» «Оставьте меня, зачем вы мне делаете больно!»

Дюма и Есенин

ЧЛ в тоне Страха - боязнь работы, нежелание ею заниматься.

Дюма ЧЛ «-» - скрывание результатов и процесса своей работы, стремление «ничем не выделяться, чтобы не слишком ругали и не слишком хвалили». При высокой нагрузке скрывание нежелания работать под маской прилежности скромности, «тихий саботаж», «скажу «да», но на самом деле не сделаю», скрытая безответственность - «не сделаю, авось никто ничего не заметит». Реакция на предельную перегрузку в работе – депрессия, внешне не проявляемое бездействие при полном упадке сил.

Есенин ЧЛ «+» - выставление напоказ своего неумения работать, делать что-то качественно – «вот как у меня плохо все получилось!». Ему легче самому выставить себя некомпетентным, неумехой, чем быть обвиненным в том, он плохо работает. При высокой нагрузке демонстративное неисполнение, «вот такой я лентяй!», снятие с себя ответственности за результаты «а чего вы пристали, я старался, но ничего не получилось!» Предел перегрузки в работе – демонстративное неповиновение «не буду работать, пошли вы все..!»

Драйзер и Максим

ЧИ в тоне Страха. Страх изменений, обнаружение изменений вызывает страх. Человек обнаруживает что-то, чего раньше он не замечал или не знал и это что-то вызывает у него страх, боязнь потерять то, что он имеет. Или что он делает или кем является в данный момент.

Драйзер, ЧИ «+» дает стремление раскрыть как можно больше всего, что неизвестно «на всякий случай», чтобы обезопасить себя, на всякий случай, чтобы «чего не вышло». Одновременно дает боязнь всего нового и неизвестного. Демонстрируемую боязнь. Проявляется как демонстрация подозрительности ко всему и всем. «Ты интересный и добрый человек, но вдруг ты знаешь или умеешь что-то такое, что грозит мне опасностью…? Поэтому я не уверен в тебе. Вот. Знай об этом!» Это заметная для других вечная обеспокоенность качествами, возможностями и способностями других людей и объектовявлений. Демонстрируемая обеспокоенность.

Максим, ЧИ «–» дает стремление избегать всего нового, и скрывать свой страх, боязнь обнаружения нового и неизвестного. Минус обеспечивает блокирование новой информации и действий, ведущих к обнаружению неизвестного ранее. Боязнь изменений. Скрывание своего страха изменений. «Я не знаю, какой ты на самом деле, и это меня беспокоит, но я тебе об этом не скажу, а буду делать вид, что все хорошо!»

Джек и Гамлет

БС в Страхе. Боязнь ощущений, прикосновений, неприятных ощущений, контакта с предметами, которые могут их доставить. Страшно прикоснуться к чему-то или посмотреть на что-то ил кого-то, т.к. он(о) может вызвать не те ощущения, которых ожидаешь. Боязнь ошибиться в оценке эстетических свойств предмета. Боязнь критики внешности. Опасения, что внешний вид – физическая красота, одежда, косметика, запахи, здоровье в целом не будут по достоинству оценены окружающими, не впишутся в требуемый стиль.

Джек, БС «+» - демонстрирование себя «как есть», показная неряшливость, неаккуратность, отсутствие стиля в одежде. «Надену что есть, пусть все видят, какой я!» Попытки справиться с физическим дискомфортом через демонстративные испытания неприятных ощущений - пройти через острые ощущения. «Почувствовать, что это больно можно, если только тебя это ударит». При перегрузке - потеря реальности ощущений и стремление добыть какие-нибудь любой ценой. «Я так устал, что не уверен, чувствую что-то или уже нет»

Гамлет, БС «-» - стремление скрыть от окружающих переживания по поводу физического дискомфорта, внешнего вида. «Мне не приятно это слышать (видеть, прикасаться и т.д.), но я никому этого не покажу». Демонстративная безучастность отношению к дискомфорту, неряшливости, физическому состоянию. Скрываемые болезненные переживания физического дискомфорта. При перегрузке истерические попытки «отделаться» от разного рода ощущений – не видеть, не прикасаться, не слышать и т.д.

Гюго и Штирлиц

БИ в Страхе – боязнь непредсказуемости (непоследовательности).

Боязнь сделать что-то не вовремя, не к месту. Опасение, получится ли из этого то, что ожидаю. Последует ли предполагаемое действие? Или оно произойдет позже? И произойдет ли вообще? Случится ли то, что я предполагаю, и как скоро? Связь между явлениями, «Приведет ли такое-то событие к такому-то результату?» «Может произойти и так, и эдак, но как же все-таки это будет? - Страшно подумать, как это будет!»

Гюго, БИ «+» - многовариантность, множественность путей достижения цели. Боязнь ошибиться в выборе правильного направления и проба поэтому всех доступных вариантов действий. Разбросанность по разным направлениям. «Может случиться все, что угодно, нужно быть готовым ко всему!» «Чтобы получить это, сделаю так, а поскольку не уверен, что получится, то сделаю еще на всякий случай и так, и еще вот так. Авось что-то из этого сработает!» При перегрузке – суетливость, нерациональные сумбурные действия, действия ради действий - «вдруг получится!»

Штирлиц, БИ «-» - отказ рассматривать альтернативные пути развития событий из страха неожиданностей. Отрицание вариантов и альтернатив, боязнь их рассмотреть. Отрицание выбора в принципе – «сделаю только так, и не иначе!» «Сделаем так, авось получится, а не получится, тогда и будем думать!» Перестраховывание, длительное обдумывание вариантов и, как следствие, запаздывание с решениями. Длительное обдумывание путей развития событий – по какому пути пойти и куда он приведет. При перегрузке – полная остановка действий, выжидание, куда приведут события. Авось события сами собой выстроятся в какую-нибудь последовательность.

БЛ Гексли и Напов

Боязнь изменения правил и структуры.

Гексли, БЛ "+" - неподчинение правилам, игнорирование рангов и статусов, отказ рассматривать правильность своих действий.

Наполеон, БЛ "-" - отказ детально вникать в связи, скрывает непонимание, старается соответствовать иерархии.

Мерности функций

Мерность функции – количество качественных параметров обработки информации, в рамках которых функция Модели А может обрабатывать информацию.

Различают 4 параметра обработки информации: Опыт, Нормы, Ситуация и Время.

Опыт – первый качественный параметр обработки информации функцией, присутствует во всех функциях – все функции могут накапливать и использовать жизненный опыт. Это то, что является непосредственным опытом восприятия информации об аспекте.

Нормы – второй качественный параметр обработки информации функцией. Нормами владеют все функции кроме болевой и внушаемой (суггестивной). Информация оценки восприятия аспекта другими, т. е. инструмент для оценки с точки зрения «как принято», «как надо».

Ситуация – третий качественный параметр обработки информации функцией, присущ только сильным функциям. Способность вырабатывать новые решения с учетом параметров конкретной ситуации, выводить закономерности.

Время – четвертый качественный параметр обработки информации функцией . Временем владеют только 1-я и 8-яфункции Модели А. Возможность оценки (переноса) ситуации во времени, моделирование в другом времени (не путать с интуицией времени).

Одномерные функции обрабатывают информацию по одному параметру: опыт, двухмерные – по двум: опыт и нормы, трехмерные – по трем: опыт, нормы и ситуация, четырехмерные – по четырем: опыт, нормы, ситуация и время.

Одномерные функции Модели А: 4 и 5, двухмерные – 3 и 6, трехмерные – 2 и 7, четырехмерные – 1 и 8.

Одномерная функция – 4 (болевая) и 5 (суггестивная) функции Модели А. Обладает мерностью – Опыт. Функция, по аспекту которой информация воспринимается и усваивается с трудом, исходя из собственного опыта, в качестве наработанных шаблонов откладывающихся в сознании и подсознании. При возникновении новой ситуации, для которой нет готового шаблона поведения, человек либо подбирает наиболее близкий, который может оказаться не совсем подходящим для этой ситуации (неадекватное поведение), либо вообще отказывается реагировать по соответствующему аспекту, смещает акценты на свои сильные функции.

Двухмерная функция – 3(ролевая) и 6 (ативационная) функции Модели А. Обладает мерностями Опыт и Нормы. Функция, обрабатывающая информацию по своему аспекту с учетом индивидуального опыта и норм, принятых в окружении.

Трехмерная функция – 2 (творческая) и 7 (ограничительная) функции Модели А. Опыт, Нормы и Ситуация. Функция, способная обрабатывать информацию по своему аспекту с учетом индивидуального опыта, социальных норм и изменяющейся ситуации.

Четырехмерная функция – 1 (базовая) и 8 (фоновая) функции Модели А. Обладает мерностями Опыт, Нормы, Ситуация и Время. Функция, способная обрабатывать информацию по своему аспекту с учетом индивидуального опыта, социальных норм и изменяющейся ситуации, а также переносить оценку ситуации во времени, делать прогноз по своему аспекту.

Одномерные функции (болевая, суггестивная) – могут использовать только опыт, полученный непосредственным путем, т.е. который человек либо прожил сам, либо был непосредственным наблюдателем. Иными словами, человек учится только на своих ошибках, а попытки объяснить что-то приводят к тому, что «в одно ухо влетает, в другое – вылетает».

Двухмерные функции (ролевая, активационная) – кроме прожитого опыта, могут использовать и опосредованный опыт: из объяснения других людей, из книг, усваивать нормы, принятые в том или ином сообществе, однако в дальнейшем полученный опыт используется шаблонно, без переработки его под специфику новой ситуации.

Трехмерные функции (творческая, ограничительная) – появляется возможность творческого использования полученного опыта, адаптация его под ситуацию или применение знаний из совершенно другой области.

Четырехмерные функции (базовая, фоновая) – появляется возможность видеть «что из этого выйдет» даже если опыта подобных ситуаций нет вообще, иными словами, возможность экспертного прогнозирования.

Образно выражаясь, объяснять одномерной функции, что на грабли наступать нельзя, бессмысленно: пока не наступит и не получит по лбу, не запомнит этого, а получив, может не понять, почему так вышло, и впоследствии будет обходить все, что отдаленно похоже на грабли (то самое искаженное восприятие информации по одномерной, о котором говорилось выше). Двухмерная функция поймет и запомнит, что на грабли наступать нельзя никогда, но ее сложно научить видеть ситуации, когда можно нарушить это правило и наступить без последствий (например, на вертикально стоящие у стенки), пока не опять же она не попробует на непосредственном опыте. В отличие от двухмерной, трехмерную функцию обучить видеть такие ситуации достаточно легко. И, наконец, четырехмерную функцию учить ничему не потребуется: взглянув на грабли, она сама легко поймет, в каких случаях какие последствия могут возникнут в результате наступания на них.

Одномерные функции -- могут усваивать и использовать в дальнейшем только личный опыт, т.е. полученный в ситуациях, которые обладатель этих функций либо прожил сам либо был непосредственным свидетелем.

Двумерные функции -- могут усваивать как личный опыт, так и "теорию" - опыт других людей без его проживания (включая такие виды коллективного опыта, как нормы).

Трехмерные функции -- могут комбинировать имеющийся опыт из различных ситуаций таким образом, что он позволит решить какие-то новые задачи, с которыми человек до этого не сталкивался.

Четырехмерные функции -- могут "работать на опережение", т.е. предвидеть последствия своих действий, связанных с данным аспектом, до их наступления, иными словами, конструировать опыт до его реального получения. Как следствие, четырехмерные функции способны к придумыванию чего-то принципиально нового.

Одномерные функции:

Болевая и Суггестивная.

Задачи одномерных функций:

Болевая функция («самости») ( функция социального опыта, четвертая функция модели А); назначение — накопление и использование личностного, социального опыта; параметр — один: социальный опыт;

Суггестивная функция ( функция индивидуального опыта, пятая функция модели ); назначение — включение в окружающий мир; параметр — один: индивидуальный опыт;

Двухмерные функции:

Ролевая и Активационная.

Задачи двухмерных функций:

«Ролевая» функция (функция социальных норм, третья функция модели ); назначение — накопление социальных норм и общепринятых правил; параметры — два: социальный опыт и социальные нормы;

Активационная (референтная) функция ( функция индивидуальных норм, шестая функция модели ); назначение — оценка уровня собственных умений; параметры — два: индивидуальный опыт и индивидуальные нормы;

Трехмерные функции:

Творческая и Ограничительная.

Задачи трехмерных функций:

Творческая функция ( вторая функция модели ); назначение — творчество как творение результатов мышления, получение новых результатов и интеллектуального «инструментария»; параметры — три: социальный ( личностный ) опыт, ситуации в социуме, социальные нормы;

Ограничительная (программная) функция ( седьмая функция модели ); назначение — накопление индивидуальных рабочих программ; параметры — три: индивидуальный опыт, индивидуальные нормы и индивидуальные ситуации;

Четырехмерные функции:

Базовая и Фоновая.

Задачи четырехмерных функций:

Базовая функция интеллекта ( первая функция модели ); назначение — личностное мышление, сознание, интеллектуальная деятельность; параметры — четыре: социальный ( личностный ) опыт, ситуации в социуме, социальные нормы, время как параметр развития социума;

Фоновая (реализационная) функция ( восьмая функция модели ); назначение — накопление и использование индивидуального «инструментария»; параметры — четыре: индивидуальный опыт, индивидуальные нормы, индивидуальные ситуации и индивидуальное время

 

Учимся разделять информационный поток на Аспекты :)

Немного теории (основу данного пособия составляет публикация журнала "Соционика, ментология и психология личности" №2, 2000г. с комментариями автора сайта http://daer.narod.ru):

В представлении аспектов можно различать две основополагающие концепции:

Первая концепция, близкая к описанию психических функций у Юнга, состоит в том, что аспекты являются психологическими функциями человеческого восприятия, которые определяются, как способность дифференцировать информацию и осознавать отдельные ее части.

Эту концепцию можно определить как субъектную.

Ниже на ее основе будет построена ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ модель аспектов.

Другая основополагающая концепция объектна.

Согласно этой концепции, аспекты описывают значения и свойства объектов информационного пространства.

На основе этого подхода строится ПРЕДМЕТНАЯ модель аспектов.

Психологическая (субъектная) модель.

Определяет комплексы внутренних психических ощущений, состояний и способностей человека по различным аспектам.

ЧС (черная сенсорика, силовая сенсорика) - Способность концентрировать внимание на предметах, легко схватывая их внешние качества и отмечая детали.

Восприятие внешних форм, оценка эстетики объекта и наслаждение его красотой.

Умение искать и ставить цели в отношении объектов.

Манипуляция объектами, управление ими посредством силового (иногда физического) ' давления. проявление агрессивности.

Ощущение власти над объектами, умение подчинить их своим целям.

Состояние мобилизованности, умение мобилизовать других людей, сила воли.

Физическая сила, активность, настойчивость и упорство в преодолении препятствий, иногда упрямство.

БС (белая сенсорика, сенсорика ощущений) - Существование в среде ощущений, восприятие окружающего мира через любые ощущения своего тела осязание, обоняние, вкус, самочувствие, чистоплотность.

Оценка свойств окружающих предметов через ощущения, которые от них возникают.

Способность различать качества ощущений.

Ощущение окружающего пространства, эстетическое удовольствие, физическое удовлетворение (телесные удовольствия), комфорт.

ЧИ (черная интуиция, интуиция возможностей) - Способность абстрагировать внимание от внешних проявлений предметов, схватывая их содержание и выделяя суть.

Восприятие внутренних качеств (структуры) и назначения объектов.

Умение отделять перспективное от неперспективного, представлять результат.

Оценка качеств своего характера и собственных возможностей. Изучение и сравнение характеров и способностей других людей.

Способность противопоставлять и отстаивать свои идеи и взгляды.

БИ (белая интуиция, интуиция времени) - Существование в мире представлений, образов, воспоминаний и фантазий.

Восприятие происходящего через отзвук реальных событий во внутреннем состоянии.

Оценка окружающего мира через соответствие реальных событий внутреннему состоянию по возникающим представлениям и их гармонии.

Способность проникать во внутренний мир других людей, изучение интересов и проблем, которые их занимают.

Способность различать оттенки внутренних состояний.

Ощущение ритма происходящего, темпа событий, ощущение степени созвучности поведения и взглядов окружающих, чувство заполненности своего и чужого времени.

Представление возможных ситуаций (и невозможных тоже), своего места в них, предчувствие.

ЧЛ (черная логика, деловая логика, логика действий) - Восприятие окружающего мира, людей, себя через поступки, оценка их рациональности.

Способность к анализу фактов, поступков, процессов.

Умение различать логичные и нелогичные поступки, оценивать их целесообразность, оптимизировать деятельность.

Стремление к накоплению информации о фактах и закономерностях.

Умение выбрать способ противостояния внешнему воздействию

Восприятие движения и пространства.

БЛ (белая логика, структурная логика) - Способность логически мыслить устанавливать логические связи, определять соотношения, анализировать.

Восприятие мира через соотношения различных объектов друг с другом, их сравнение, выбор главного.

Способность классифицировать всевозможные объекты, систематизация окружающего мира.

Оценка любой информации по тому, насколько она укладывается в различные системы.

Восприятие пространства как системы расстояний, восприятие своего места в социуме.

ЧЭ (черная этика, этика эмоций) - Существование в мире эмоций.

Восприятие и оценка окружающего мира через эмоции.

Умение различать положительные и отоицательные эмоции, их оттенки, стремление к положительным эмоциям, хорошему настроению.

Пребывание в эмоциональных состояниях, переживания радость или печать, драматизм или комизм.

Энтузиазм, впечатлительность, эмоциональный комфорт.

Восприятие звуков как характеристики различных эмоциональных состояний и интенсивности процессов.

БЭ (белая этика, этика отношений) - Существование в среде чувств, отношений, симпатий и антипатий.

Восприятие окружающего через те чувства которые оно вызывает.

Способность различать отношения и улавливать их оттенки.

Переживание различных отношений любовь-ненависть, симпатия-антипатия, расположение-неприязнь, восхищение и пр.

Способность вызывать симпатии.