Тема 3.2. Православное учение о человеке (специфика российского менталитета и сфера религиозного туризма)
Православно-аскетическая антропология и кризис современного человека. Основные антропологические понятия в посланиях святого Апостола Павла. Душа и дух: природа и бытие. Взаимодействие души и тела. Богословская антропология как «опытное Богопознание», догматическое учение Церкви о человеке. Православные святыни России, паломничество к святым местам и организация маршрутов в туристическом бизнесе как средство удовлетворения духовных потребностей верующих и мирян.
Методические рекомендации:
Необходимо представлять себе специфику российского менталитета, влияющую на сферу туризма, прежде всего, ‑ религиозного туризма к православным святыням.
Святость человека в православной аскетической традиции можно назвать «практической антропологией», без учета которой церковное учение о человеке не может быть полным. Именно верность вероучительным истинам всегда была в Церкви критерием правильности или ложности тех или иных проявлений в сфере мистико-аскетического опыта и духовного делания. Для строго церковной мысли любые попытки синтеза предполагают согласие богословской теории и духовной практики, которые должны взаимодополнять и обогащать друг друга.
Безусловно, без опоры на догматы веры никакое учение о человеке не может быть подлинно церковным. Необходимо понимать догматические основания православной антропологии, связанные с догматом о сотворении человека, занимающего первенствующее положение в природном мире, то есть в космосе, или вселенной.
Создание человека Богом явилось завершением творения мира. Поэтому, согласно Священному Писанию, человек сотворен не просто из ничего, но «из праха земного», то есть он «плоть от плоти» этого, тварного, мира. Однако сам по себе природный мир не мог дать жизнь человеку: Бог «вдунул в лице его дыхание жизни», и только после этого «стал человек душою живою» (Быт 2:7). Источником бытия человека является не только уже сотворенный до него природный мир, но и особое «вдохновение духа жизни», совершенное Самим Творцом. Человек получает жизнь не от мира, а от Самого Бога.
Иначе говоря, человек изначально, в самом своем происхождении, связан как с миром, так и с Богом.
Однако представление о том, что Бог посредством особого творческого акта сообщает жизнь человеку, призванному «возделывать... и хранить» мир (Быт 2:15), не исчерпывает библейский догмат о творении. Человек существенным образом отличается от других творений Божиих. Мир и все, что в нем, сотворено в соответствии с теми «мыслями» или «предопределениями» Божими, которые были «образами» тварных вещей. Иное дело — человек, о котором в Священном Писании сказано: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт 1:27). При сотворении человека «образцом» стал Сам Бог, так что человек является «иконой» своего Творца. В человеке заключено нечто, изначально соответствующее Самому Богу. Будучи тварью, бытие которой восходит к небытию, из которого сотворено все, что сотворено, человек в своем бытии некоторым образом отражает, или отображает, бытие Того, Кто его сотворил.
Так, мы встречаемся с двойственностью существа человека: ничтожный в своей тварности, человек несет в себе нечто, присущее не твари, но Творцу всякой твари, а именно — образ Божий.
Человек перед Богом
Сотворенный по образу Божию, но — из «персти», из материи этого мира и будучи одним из «живых», то есть биологических, существ, но — особым образом получивших «дух жизни» от Самого Творца, человек изначально был призван не просто к бытию, но — к благобытию в единстве с Богом.
Христологический догмат непосредственно связан с триадоогическим догматом — учением о Боге Троице. Оба эти догмата веры имеют самое непосредственное отношение к церковному учению о человеке, поскольку их следствием является богословское понятие личности, или ипостаси.
В Боге — одна природа и три Лица. Во Христе — две природы и одно Лицо. Это значит, что как в Боге, так и в человеке, созданном по образу Бога, необходимо различать лицо, или личность, и — природу, или сущность. Воплощается не Бог Троица, но — Второе Лицо Троицы: Сын, или Слово Божие. Но в Воплощении именно Божественная Личность Сына, или Слова Божия, становится лицом «Человека Иисуса Христа».
Из этого следует, что каждый индивидуальный человек является, с одной стороны, носителем общечеловеческой природы, а с другой — уникальной личностью, которая, используя формулировку Владимира Лосского, несводима к природе. Этот вывод — важнейшее следствие основополагающих догматов христианской веры.
В самом деле, на первый взгляд, «личность», как и «природа», — это абстрактное, «собирательное» понятие. Однако это не так, потому что «личность», будучи общим понятием, в то же время всегда указывает на конкретную, уникальную личность. Личностное бытие — существенная характеристика образа Божия в человеке. Человеческие личности богословие терминологически уподобляет Ипостасям Пресвятой Троицы. В божественном замысле род человеческий — это не собрание разобщенных индивидуумов, каковым он является в нынешнем греховном состоянии, но полиипостасное единство: множество уникальных, единственных лиц, единоприродных, единосущных друг другу. Человечество призвано к бытию по образу Самого Бога, то есть по образу бытия Пресвятой Троицы. На этом пути человек сталкивается, во-первых, со своей тварностью, а во-вторых, со своей греховностью. Человек есть личность, но в то же время еще должен стать ею. Как тварное существо, он может осуществить свое призвание только в общении с Богом Творцом; как существо греховное, он может стать личностью по образу Божию только в Церкви, отвергнув грех и возложив упование на искупительное содействие Христово…
Знание православных догматов, обрядов, традиций поможет верно сконструировать модель поведения в туристической сфере, связанной с паломничествами к святым местам. Студент должен знать соответствующие существующие туристические маршруты, определить специфику построения экскурсий и т.п.
Вопросы для самостоятельной работы:
1. Каковы основные догматы православного учения о человеке?
2. Как отражается специфика российского православного менталитета на характере деятельности туристических фирм?
3. Обоснуйте характер и поведенческую модель организаторов туров по святым местам.
4. Как удовлетворяются потребности православного человека сферой туризма и сервиса сегодня?
5. Православие и туризм сегодня.
Литература: основная (1 – 3), дополнительная.