Тема 3.1. Профессиональная мотивация работников

Выбор профессии, профессиональная деятельность и мотив, мотивация труда. Классификация мотивов выбора профессии. Проблема саморазвития и самореализации человека.

Методические рекомендации:

Необходимо представлять психодиагностику потребностей и мотивов, профессиональной деятельности, в подборе средств их достижения, которые определяют способ профессиональной адаптации и стиль профессиональной деятельности.

Исследования показали, что существует несколько групп мотивов выбора профессии: социальная, такие как желание своим трудом способствовать общественному прогрессу, занять достойное место в обществе в соответствии с интересами и возможностями; моральные – приносить пользу людям, оказывать им помощь, общаться; эстетические – стремление к красоте, гармонии, желании работать по специальности, связанной с созданием красивого, возвышенного; познавательные – связанные со стремлением к овладению специальными знаниями, к проникновению в сущность профессиональной деятельности, вглубь явлений и событий; творческие мотивы – как возможность быть оригинальным, неповторимым, творческим; материальные мотивы – стремление иметь высокооплачиваемую работу, льготы; престижные мотивы — стремления, позволяющие достичь видного положения в обществе, избрание профессии, обеспечивающей быстрое продвижение по службе, профессии, которая «ценится» среди друзей и знакомых; утилитарные мотивы – возможность работать в городе, иметь чистую работу, близко к дому, советы и примеры родных, друзей, знакомых.

Кроме того, наметилась довольно определенная иерархия мотивов выбора профессии. Так, на первое место вышли материальные мотивы, на второе - группа социальных мотивов, на третье – моральные, далее, группа престижных мотивов, профессиональные и познавательные, утилитарные, мотивы творчества и, наконец, эстетические мотивы.

Несмотря на то, что творчество как мотив занял лишь седьмое место, многие авторы считают, что творческие способности необходимо развивать, так как именно они способствуют самореализации личности и профессиональному успеху.

Л.А. Рудкевич и Е.Ф. Рыбалко отмечают, что творческая самореализация зависит от мотивационной сферы личности, от того, в какой мере ее направленность на творческое является доминирующей в структуре мотивов.

Э.С. Чугунова классифицировала мотивы выбора профессии и места работы и, на основе этого, выделяет несколько типов профессиональной мотивации. Автор выделяет доминантный тип профессиональной мотивации (устойчивый интерес к профессии), ситуативный тип профессиональной мотивации (влияние привходящих жизненных обстоятельств, которые не всегда согласуются с интересами человека) и конформистский (или суггестивный) тип профессиональной мотивации (внушающее влияние со стороны ближайшего социального окружения – советы родных, друзей, знакомых).

В целом, говоря о мотивации профессиональной деятельности, нельзя обойти вниманием проблему саморазвития и самореализации, которая является чрезвычайно значимой для многих современных концепций о человеке. Актуальная потребность в саморазвитии, стремление к самосовершенствованию и самореализации представляют огромную ценность сами по себе. Они являются показателем личностной зрелости и одновременно условием ее достижения. Постоянное стремление к саморазвитию не только приносит и закрепляет успех на профессиональном поприще, но и способствует профессиональному долголетию.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Какова по Е.П.Ильину классификация мотивов, связанных с трудовой деятельностью человека?

2. Каковы мотивы выбора профессии?

3. В чем специфика «теории равенства» и «теории справедливости» при выборе места работы и трудового поведения?

4. 4.В чем состоит специфика «ожидания успеха»?

5. Какими способами регулировать мотивацию работников?

Литература: основная (1 – 3), дополнительная.