Психологии

Теории потребностей А.Н. Леонтьева, В.П. Симонова и др. Влияние зарубежного опыта на развитие отечественной психологии, в частности, классификации потребностей.

Методические рекомендации:

В работе Е.П.Ильина приведены данные о том, что потребность это определенное состояние индивида, которое формируется под влиянием испытываемого человеком дефицита в чем-то необходимом. Это может быть потребность в объектах, предметах, без которых невозможно дальнейшее развитие и существование (С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе, Л.И. Божович и др.). В такой интерпретации потребность тесно связана с понятием нужды в чем-либо. Но эти понятия не тождественны. Так, по мнению К.К.Платонова потребность и нужда соотносятся друг с другом как отраженное и отражаемое.

В литературе представлен ряд классификаций потребностей, в которых содержится более или менее полный перечень потребностей, охватывающих почти все известные виды поведения людей. Многие классификации потребностей имеют ряд общих недостатков, которые сводятся к следующим:

▪ перечисляется определенное количество основных (базовых) потребностей;

▪ потребности в этих перечнях не упорядочены по степени важности, нет их иерархии и не отражены их взаимосвязи;

▪ не выделяются способы удовлетворения потребностей и пути их развития.

Студент должен суметь привести примеры некоторых классификаций, которые можно свести к перечню потребностей (которые нужно уметь прокомментировать).

Е.В. Сидоренко перевела работу Г. Мюррея «Исследование личности», сопроводив этот перевод собственными комментариями, представила его в книге «Мотивационный тренинг. Практическое руководство». Трактовка потребностей по Г. Мюррею с комментариями Е.В. Сидоренко, как известно, такова: весь класс потребностей Г. Мюррей делит на две группы:

▪ первичные (висцерогенные);

▪ вторичные (психогенные).

При этом висцерогенные потребности связаны с физическим удовлетворением, а психогенные — с психическим или эмоциональным удовлетворением.

Первичные (висцерогенные) потребности включают в себя:

▪ потребность в кислороде;

▪ потребность в воде;

▪ потребность в пище;

▪ сексуальная потребность;

▪ потребность в лактации;

▪ потребность в мочеиспускании;

▪ потребность в избегании повреждений;

▪ потребность в избегании травления;

потребность в избегании переохлаждения;

▪ потребность в ощущениях.

К этим потребностям Е.В. Сидоренко добавляет висцерогенную потребность в удалении углекислого газа (по К. Мадсану) и говорит о возможности существования потребности в пассивности, включающую в себя расслабление, покой и сон.

Вторичные (психогенные) потребности, как отмечает Е.В. Сидоренко зависят от первичных и представляют собой общие системы реакций и желаний. Они не относятся к числу фундаментальных, биологических побуждений, хотя некоторые из них могут быть врожденными. Далее можно перечислить вторичные потребности (по Г. Мюррею) с их характеристиками и замечаниями Е.В. Сидоренко.

Первые пять из ниже перечисленных потребностей относятся в основном к действиям и неодушевленным предметам:

1. Потребность приобретения: добывать имущество и собственность; схватить, украсть, торговать или спекулировать; работать ради денег и вещей.

2. Потребность охраны: чинить, чистить и охранять вещи; защищать их от повреждения.

3. Потребность порядка: устраивать, систематизи­ровать, складывать вещи; стремление к опрятности, чистоте; стремление быть честным, скрупулезным.

4. Потребность удержания: сохранять владение чем-либо; отказываться давать взаймы; делать запасы; быть бережливым, экономным, скупым.

5. Потребность конструирования: организовывать и строить.

Потребности, связанные с честолюбием, стремлени­ем к власти, желанием добиться успеха и престижа, классифицируются так:

6. Потребность превосходства: дифференцируется на две потребности:

7. Потребность достижения: стремление к власти над вещами, людьми и идеями; стремление к преодолению препятствий; развитию силы; старание сделать что-либо трудное как можно лучше и быстрее. Данная потребность является элементарной потребностью эго и может вызывать любое действие как самостоятельно, так и в сочетании с любой другой потребностью.

8. Потребность признания: стремление завоевать одобрение и высокий социальный статус; завоевать похвалу и одобрение. Гордость за свои достижения и стремление к их демонстрации. Поиск отличий социального престижа, почестей и высокого положения.

9. Потребность демонстрирования: стремление привлекать к себе внимание; возбуждать, развлекать.

В числе отдельных потребностей психологи называют:

▪ потребность сохранения и развития, дефицита (роста);

▪ потребность автономии по отношению к другим (формирование и сохранение собственного «Я»);

▪ потребность в избегании и т.д.

Согласно классификации А.Н. Леонтьева потребности первого рода называются низшими (естественными), потребности второго рода — высшими. Потребности, характерные только для человеческой личности, в свою очередь, подразделяются на две группы: материальные и духовные. К материальным относятся потребности в различных орудиях труда, предметах быта и т.д. К духовным – потребности в любимом труде, в общении с другими людьми, в различного рода информации, в произведениях искусства и т.д. Потребности этой группы можно назвать социальными.

Социальная природа человека накладывает отпечаток на все без исключения его потребности (и низшие, и высшие). Содержание и способы удовлетворения потребностей любой личности объективно обусловлены конкретно-историческими особенностями данного общества: уровнем развития производительных сил и характером сложившихся производственных отношений Потребности личности формируются также под большим влиянием культуры соответствующего общества в целом, а также отдельных социальных групп, к которым принадлежит эта личность.

В отечественной психологии потребности в основном делят на материальные (потребность в пище, одежде, жилище), духовные (потребность в познании окружающей среды и себя, потребность в творчестве, в эстетических наслаждениях и пр.) и социальные потребности (потребность в признании, общении и т.п.).

Материальные потребности называют первичными. Они сформировались в процессе филогенетического развития человеческого общества. Духовные и социальные потребности являются вторичными и являются продуктом социализации человека.

Кроме того, потребности дифференцируются на биогенные, психофизиологические, социальные и высшие. В число биогенных потребностей входят:

▪ потребность в безопасности и самосохранении;

▪ потребность в эмоциональном контакте;

▪ ориентировочная потребность;

▪ потребность в двигательной активной игре.

В ряду психофизиологических потребностей называются:

▪ гедонистические потребности (потребность в наслаждении);

▪ потребность в эмоциональном насыщении;

▪ потребность в свободе;

▪ потребность в восстановлении энергии.

Социальные потребности включают в свой перечень:

▪ потребность в самоутверждении;

▪ потребность в общении;

▪ потребность в познании;

▪ потребность в самовыражении.

К высшим потребностям (потребности в творчестве и творческом труде) относятся:

▪ потребность быть личностью;

▪ нравственные и эстетические потребности;

▪ потребности смысла жизни; потребность подготовленности и потребность преодоления;

▪ потребность в новых впечатлениях;

▪ первичные потребности (базальные);

▪ вторичные потребности.

Кроме того, выделяются невротические потребнос­ти, неудовлетворение которых может привести к не­вротическим расстройствам. К этим потребностям относятся:

▪ потребность в сочувствии и одобрении.

Следует учитывать, что в процессе удовлетворения существующих потребностей формируются новые потребности. Предмет, способный удовлетворить определенную потребность, со временем может превратиться в самостоятельную потребность. Следовательно, процесс возникновения новых потребностей может стать итогом преобразования базовых потребностей личности. Средства удовлетворения наличных потребностей постепенно преобразуются в новые потребности.

Студен выявить различия, существующие между отечественными и зарубежными теориями потребностей, поняв смысл каждой.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. В сходство и различие в понимании потребностей человека?

2. Назовите ведущие отечественные теории потребностей?

3. Назовите ведущие зарубежные отечественные теории потребности?

4. В классификации каких потребностей отечественные и зарубежные теории совпадают?

5. Назовите что относят к «первичным» и «вторичным» потребностям в ряде отечественных и зарубежных теорий?

Литература: основная (1 – 3), дополнительная.