Тема 2.2. Потребности и психофизиологическая эволюция человека

Теории потребностей (их сходства и различия): 1) теория гомеостаза (внутреннего равновесия); 2) потребность как стремление к среднему уровню напряжения (теория К. Гольдштейна); 3) теория Даффи и Хебба (оптимальной активации организма).

Классификация потребностей: 1) классификация потребностей по Г. Мюррею; 2) классификация потребностей по У. Макдоугаллу; 3) классификация потребностей по Э. Фромму; 4) классификация потребностей по А. Маслоу.

Методические рекомендации:

Важно понимать, что в процессе профессиональной деятельности фактором, побуждающим человека к действиям, является неудовлетворенная потребность. Потребности могут быть самыми разнообразными, многие из которых удовлетворяются в труде.

В психологической литературе под потребностью понимается движущая сила человеческой деятельности, поведения, которая стимулируется нуждой в объектах, необходимых для существования и развития человека, и выступает источником активности работника. Вместе с тем появление потребности не является достаточным условием для деятельности, зарождается только общее неопределенное влечение человека к чему-либо, что может эти потребности удовлетворить. Для удовлетворения потребности необходима актуализация в сознании человека конкретного предмета, способного удовлетворить появившиеся потребности и превратившегося в цель деятельности. Выбор цели осуществляется не только из ее способности (удовлетворить потребность), но и из того, насколько эта цель соответствует нормам, ценностям, мировоззрению индивида. После выбора цели у человека формируется конкретное желание ее достижения. Цель вместе с реальными условиями ее достижения существует в сознании человека как некоторый психический образ. Она всегда осознанна и служит исходным условием для разработки плана действий по ее достижению. Эти планы формируются с учетом индивидуального опыта и умения предвосхищать ситуацию и являются промежуточным звеном между прошлой и будущей предметной деятельностью. Кроме конечной цели деятельности существуют и промежуточные, который человек достигает в динамике трудового процесса. Следует подробно изучить специфику некоторых психологических теорий, пытающихся объяснить механизмы формирования, развития и реализации потребностей в психофизиологической эволюции человека.

Потребности человека могут быть связаны не только с дефицитом чего-либо, но и с избытком, который представляется вредным для нормального функционирования организма, и когда испытывается необходимость в его устранении. Это относится как к физиологическим, так и к психологическим раздражителям. Дефицит чего-либо создает в организме состояние напряжения, которое «снимается» при достижении желаемого, устранении этого дефицита. Такое понимание нужды и ее удовлетворения трактуется как стремление к внутреннему равновесию - теория гомеостаза. Согласно этой теории потребность является состоянием отключения от внутреннего равновесия. В связи с этим состоянием у человека возникает определенное напряжение, которое требует разрядки.

Гомеостаз понимается как способность организма поддерживать стабильность внутренней среды, внутреннего равновесия. Но это равновесие зачастую нарушается под влиянием как изменений в организме, так и изменений во внешней среде.

Гомеостаз обеспечивает состояние равновесия между организмом и средой, вследствие чего организм не ощущает никаких потребностей. Когда нарушается это равновесие, возникает потребность как побуждение к активности и, соответственно, последующее удовлетво­рение этой потребности.

Для обеспечения равновесия между организмом и средой, создания стабильности внутренней среды индивид должен быть избирателен и адекватно реагировать на раздражители, нарушающие это равновесие.

Теория гомеостаза подверглась критике со стороны Олпорта, Маслоу и др. Так, по мнению Маслоу, кроме стремления к равновесию (гомеостазу), самосохранению организм испытывает потребность в развитии, самосовершенствовании. Эти потребности связаны с самоактуализацией – непрерывной реализацией потенциальных возможностей, способностей [15]. Личность может быть ориентирована на устранение дефицита, а может — на самоактуализацию. В связи с этим, разрядка напряжения не является единственным мотивационным фактором активности работника. Нередко человек стремится не к уменьшению напряжения, внутреннему равновесию, стабильности, а, напротив, ищет новые побудительные стимулы.

С точки зрения представителя гуманистического направления Генри Мюррея появление потребностей ведет к химическим изменениям в мозгу, под воздействием которых протекает деятельность мышления и чувств. Любая потребность вызывает в теле человека определенное напряжение, снять которое можно лишь удовлетворив потребность. Таким образом, потребности запускают соответствующие типы поведения, которые и должны принести искомое удовлетворение.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Какова классификация потребностей по Г. Мюррею?

2. Какова классификация потребностей по У. Макдоугаллу?

3. Какова классификация потребностей по Э. Фромму?

4. Какова классификация потребностей по А. Маслоу?

5. В чем противоречия индивидуального развития и его гетерохронность?

Литература: основная (1 – 3), дополнительная.