Анализ динамики доходов и расходов федерального бюджета

Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет или ещё его называют федеральный бюджет – это имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год.

Аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д.

Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Динамика доходов зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой. Любое изменение динамики бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства. Необходимо отметить, что бюджет является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.

Проведем сравнительный анализ доходной части федерального бюджета на 2012, 2013, 2014 годы рассмотрим таблицу1, (данные представлены в приложении А).

Нефтегазовые доходы, в расчет нефтегазовых доходов бюджета включаются доход от налога на добычу полезных ископаемых, экспортная пошлина на нефть и газ. Эта статья в общем объеме доходов занимает 3 часть от всех поступлений в федеральный бюджет, что свидетельствует о её значимости и надежности поступлений. В динамике мы видим, что удельный вес показателя падает, на 2012 год составил 35,87%, на 2013 год 31,5%, на 2013 год этот показатель сократится ещё на 2,47%. В абсолютном выражении сумма составила на 2012 год 2 383,11 млрд. руб., к 2014 году сумма уменьшилась на 34,79 млрд.руб. Причинами снижения бюджетных поступлений из нефтегазового сектора на тот момент времени стало снижение доли нефтегазового сектора в экономике РФ. (Бюджет рассчитывался исходя из цены 48-53 долларов за баррель, при фактической в 100-140 долларов, разница использовалась для накопления резервного фонда). В расчет базы нефтегазовых доходов не включались прибыль нефтяных и газовых компаний, а также дивиденды. Необходимость регулирования этого показателя заключается в специальном режиме управления ими, направленного на обеспечение долгосрочной макроэкономической стабильности.

Не нефтегазовые доходы или ещё их называют доходы без учета нефтегазовых доходов. В общем объеме этот показатель растет, к 2014 году составил 5 741,35 млрд. руб., увеличившись на 1 480,01 млрд. руб. по отношению к 2012 году. Рассмотрим подробнее статьи этого раздела.

Налог на прибыль организаций, эта статья в динамике растет. В абсолютном выражении мы видим, что в 2013 году происходит увеличение поступлений на 50,38 млрд. руб., в 2014 ещё на 52,52 млрд. руб., что составит 636,28 млрд. руб., в общем этот показатель в 2014 году увеличился по темпам роста. Удельный вес этого показателя снизился от 8,03% - 7,87%.

Налоги и взносы на социальные нужды. Из данных таблицы1, видно, что удельный вес этого показателя увеличивается, но не значительно. Суммы поступлений увеличиваются. В 2013 году идет рост в размере 435,79 млрд.руб., в 2013 году увеличился в 2 раза по отношению к 2012 году, составив 562,8 млрд.руб..

Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территориюРФ. Доля этого раздела составляет 21,13% в 2012 году, в 2013 году составила 25,64%, в 2014 году увеличилась на 1,64%. В 2014 году сумма показателя возросла на 802,41 млрд. руб. по отношению к 2012 году. Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ. В динамике этого показателя, мы видим, что темп роста к 2013 году составил 1,15%, а в 2014 году 1,33%. Сумма этого показателя выросла от 888,97 – 1 182,54 млрд. руб. на 293,57 млрд.руб.. Удельный вес этого показателя растет 2014 году составил 14,62% увеличившись на 1,24% к 2012 году. Что характерно этого раздела, то здесь изменения связанны, с ввозимыми товарами, не подлежащих налогообложению в соответствии с действующим законодательством, а так же с товаром, освобожденным от налогообложения в соответствии с межправительственными соглашениями и др.

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами. Поступления налога на добычу полезных ископаемых в расчетах доходной базы федерального бюджета на 2012 год установлена в сумме 36,57млрд. руб., на 2013 и 2014 год 37,31 млрд. руб. и 39,52 млрд. руб. В относительном выражении происходило увеличение данного показателя. Государственная пошлина. При расчете государственной пошлины, подлежащей уплате в федеральный бюджет, применялись установленные бюджетным законодательством нормативы распределения платежей между уровнями бюджетной системы Российской Федерации. В 2012 году поступления в сумме 32,24 млрд. руб., на 2014 год 36,56 млрд.руб..

Неналоговые доходы, сумма доходов этого раздела на 2012 году составили 291,61 млрд. руб., на 2013 год на 5,39 млрд. руб. больше, а в 2014 году ещё на 4,73 млрд. руб.

В соответствии с Бюджетным Кодексом РФ классификация расходов бюджета состоит из 11 разделов. Они являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделами и подразделами классификации расходов бюджетов, рассмотрим их подробнее в таблице2, (данные представлены в приложении Б)

Наибольший удельный вес в классификации расходов занимают межбюджетные трансферты. В 2012 году доля расходования этих средств составила 34,73%. Если говорить о динамике этого показателя, то в 2013 году он снижается на 2,21 %. Но в денежном эквиваленте увеличивается на 141,56 млрд. руб. В среднесрочной перспективе было предусмотрено абсолютное увеличение межбюджетных трансфертов к 2014 году до 2 720,97 млрд. рублей, что составляет на 439,41 млрд. руб. больше по отношению к 2012 году. [3]

Это свидетельствует о финансировании бюджетов субъектов РФ. Бюджетные ассигнования федерального бюджета по разделу «Межбюджетные трансферты» характеризуются следующими данными (см.таблицу 3).

 

Таблица3-Состав и структура межбюджетных трансфертов

Межбюджетные трансферты 2012г 2013 г 2014г
Сумма, млрд. руб. Удельный вес, % Сумма, млрд. руб. Удельный вес, % Сумма, млрд. руб. Удельный вес, %
Всего: 2 281,56 100,00 2 423,12 100,00 2720,97 100,00
Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований 375,54 16,46 392,67 16,21 411,07 15,11
Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии) 317,19 13,90 300,74 12,41 234,25 8,61
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований 163,74 7,18 175,97 7,26 191,01 7,02
Иные межбюджетные трансферты 69,75 3,06 37,83 1,56 43,86 1,61

Что касается этих 4-х подразделов, то они уменьшаются. Это говорит о том, что государство пытается сократить участие в финансировании субъектов РФ. Чтобы они находили источники средств для сбалансированности их бюджетов, для осуществления федеральных целевых программ, тем самым сокращая долю участия в финансировании.

Вторым разделом, доля которого составляет 12,61% от общей суммы расходов, являются общегосударственные вопросы. В динамике мы видим, что этот показатель в процентном соотношении снижается. В 2014 году сумма расходов составила 963,10 млрд. руб., что значительно больше по отношению к 2012 году на 134,32 млрд. руб. К основным подразделам можно отнести бюджетные ассигнования на судебную систему, обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов, и органов надзора, обслуживание государственного и муниципального долга и другие общегосударственные вопросы.

Национальная экономика, в 2012 году сумма составила 702,32 млрд. руб., в 2014 она снизилась до 528,55 млрд. руб. что существенно заметно в процентном соотношении на 4,16%.

К этому разделу относятся полномочия по регулированию и поддержке экономической деятельности, включая вопросы природопользования, развития инфраструктуры и природно-ресурсного потенциала, государственной поддержки отдельных отраслей экономики в основном отнесены к ведению Российской Федерации.

Основное место в их структуре занимают бюджетные ассигнования на транспорт, воспроизводство минерально-сырьевой базы, сельское хозяйство и рыболовство, связь и информатику, другие вопросы в области национальной экономики.

Данный показатель находится на 3 месте, то в 2014 он занимает пятое место

Следующим разделом, удельный вес которого снижается в общем объеме расходов, является образование,в 2012 году составило 4,68 %. В динамике этот показатель падает, в 2013 году он снизился на 0,47 %. В денежном выражении это показатель увеличивается. Направляются ассигнования на повышение квалификации и переподготовку работников федеральных бюджетных учреждений, реализация мер социальной защиты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в этих учреждениях, ассигнования позволили обеспечить предоставление среднего профессионального образования студентам, высшего образования, а именно увеличение бюджетных мест.

Разделсоциальная политика имеет особо важное значение, его финансирование занимает значительную долю в общем объеме расходов федерального бюджета 2012 года. В 2012 году поступлений из федерального бюджета было на сумму 1270,86 млрд. руб., в 2014 году эта сумма увеличилась на 125,68 млрд. руб.

По данному разделу осуществляется исполнение расходных обязательств Российской Федерации по обеспечению пенсионеров. Этот рост связан непосредственно с увеличением пенсий, ростом численности пенсионеров, увеличение расходов на данные выплаты связано с тем, что данная категория граждан является наиболее необеспеченным классом населения[4].

Ассигнования данного подраздела направляются на выплату пособий по уходу за ребенком, выплату компенсации безработным гражданам, обеспечение инвалидов транспортными средствами и другие

Здравоохранение и спорт это тоже один из наиболее важных показателей, т.к. от финансирования этого раздела зависит способность населения страны участвовать во всех сферах производства. Т.е. с помощью трудовых ресурсов, осуществляются все поставленные задачи государства, малых организаций, фабрик, заводов и т.д.

В 2012 году объем расходов по данному разделу составил 211,69 млрд. руб., в 2013 году произошло увеличение на 15,8%, а в 2014 году на 19,5%.

Основные направления финансирования «Здравоохранения»: оснащение поликлиник, больниц - мед. учреждений новым оборудованием, закупки медикаментов и т.д.

Самыми мало финансируемыми оказались разделы федерального бюджета, удельный вес которых от 0,14-1,3% в общем объеме расходов занимают: культура, кинематография и СМИ; жилищно-коммунальное хозяйство; охрана окружающей среды.

В 2012 году объем расходов по этому подразделу составил 83,81 млрд. руб., в 2013 году это показатель снизится на 22%, и в относительном выражении уменьшился от 1,28 до 0,84%. Сокращение объема и доли расходов, предусматриваемых на культуру, кинематографию и средства массовой информации, обусловлены уменьшением ассигнований, направляемых на проведении мероприятий в сфере культуры и средств массовой информации, а также сокращением в 2012-2014 годах бюджетных ассигнований на данные мероприятия.

Последним разделом расходов федерального бюджета является секретные статьи. Если говорить о содержание этого показателя, то это статьи, которые не оглашаются, и нет доступа к этой информации, а также средства, которые не разнесены по статьям.

Можно видеть наращивание средств, как в относительном, так и в абсолютном выражении практически по всем статьям.

Исполнение бюджета 2012 не было совсем гладким, но в целом в связи с ростом на тот момент мировых цен на нефть все расходные обязательства государства были выполнены.

Что касается прогнозных данных, то в связи с экономическим кризисом многие статьи будут урезаны, направленность бюджета будет социальной.

Бюджет кризисного 2014 года по своей сути является социальным и ставит перед собой цели повышение уровня жизни населения и повышения всех обязательств перед гражданами в поддержку стратегических и инновационных отраслей, обеспечение безопасности и создание потенциала для стабилизации в стране. Согласно проекту о федеральном законе «О федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов», можно выделить следующие основные характеристики бюджета:

На 2015 год прогнозируется положительная динамика роста ВВП в размере 1,6 % против сокращения этого показателя в текущем году на 9,6 %. Инфляция в будущем году составит 10 % (то есть снизится на два процентных пункта по сравнению с запланированным показателем на 2015 год). На 2016–2017 год предусмотрено дальнейшее сокращение инфляции до 8,7 %. В 2015 году ожидаются доходы в сумме 6,95 трлн руб., расходы — 9,88 млрд руб. Дефицит — 2,93 трлн руб.

Объем расходов в последние годы увеличивался почти на 1 трлн руб. в год. Общий объем расходов на 2015 год несколько сокращается по сравнению с 2014 годом. Тем не менее важнейшая задача, которую решает проект бюджета на 2015–2017 годы, — исполнение всех социальных обязательств государства вне зависимости от цен на нефть.

Один из приоритетов бюджетных расходов в 2015 году — существенное повышение уровня пенсионного обеспечения в стране. Эти обязательства вытекают из изменений в пенсионном законодательстве и направлены на обеспечение устойчивости и сбалансированности пенсионной системы. С 2015 года упраздняется единый социальный налог, устанавливается прямая зависимость пенсий от обязательных страховых платежей. [15].

Наиболее существенно будут повышены размеры пенсий старшему поколению, чей вклад в развитие нашей страны в советское время неоценим: именно «советский» стаж даст значительное увеличение пенсии. В результате в 2015 году среднегодовой размер трудовой пенсии возрастет по сравнению с 2014 годом на 46 % и составит 7762 руб. в месяц, причем прибавка от валоризации оценивается в 1254 руб.

Серьезный упор в финансировании будет сделан на развитие новейших технологий. В частности, увеличивается финансирование ключевых инновационных отраслей и инфраструктурных объектов: на эти цели выделяется 1,6 трлн. руб.

В целом можно отметить что, в эпоху высоких цен на нефть (2012,2013,2014 годы) все складывалось относительно неплохо и стабильно. Но с началом мирового экономического кризиса и резким падением цен на углеводороды обострилось много проблем, которые не преодолеть одним махом. Сложность задач, которые предстоит решать в ближайшие годы, диктует необходимость отхода от старых технологий, требует использования новых подходов, совершенствования законодательства. У нас появляется реальный шанс для обновления социальной сферы, состояние которой во многом влияет на все остальные сферы жизнедеятельности общества. [14]