Вопросы к зачету
Содержание контрольного задания
1. Литературоведение и его разделы. Литература как форма отражения человеческого бытия и сознания. Человек как предмет изображения в художественной литературе.
2. Методологические принципы анализа произведения художественной литературы. Тема, идея, проблема произведения; сюжет и его элементы; композиция и ее виды; типы героев в произведении; средства выразительности языка художественного произведения.
3. Детская литература, ее специфика, задачи. Устное народное творчество как необходимая составляющая содержания детской литературы. Функции фольклора, педагогические идеи, отраженные в нем.
4. Малые фольклорные жанры, их классификация, функциональность, характеристика, педагогическая ценность.
5. Сказка как жанр фольклора. Виды сказок: о животных, волшебные, сатирико-бытовые. Характеристика видов сказок, типология героев, сюжеты, композиция.
6. Развитие литературной сказки в XIX веке. Роль творчества А. Погорельского, В.Ф. Одоевского, В.М. Гаршина и других писателей в этом процессе. Охарактеризуйте особенности творчества названных писателей. Особенности литературной сказки. ( сформулировать)
7. Возникновение детской литературы в России в XII –XVII вв. Структура и особенности первых детских книг: охарактеризуйте типы детских книг. Первые буквари и азбуки, азбуковники, потешные книги. Литература для духовно-нравственного чтения.
8. Просветительская деятельность Кариона Истомина: создание «Лицевого букваря». Зарождение новых традиций в детской литературе конца XVII- начала XVIII века. «Юности честное зерцало», консерватизм и прогрессивное значение сборника. Занимательная литература данного периода.
9. Развитие детской литературы во второй половине XVIII века. Появление энциклопедий, дидактической литературы, научно-популярных книг. Борьба официально-охранительного и передового демократического направлений за детскую литературу. Значение просветительской деятельности Николая Ивановича Новикова. Прогрессивное значение журнала «Детское чтение для сердца и разума».
10. Особенности развития детской литературы и чтения в первой половине XIX века. Противостояние реакционной и передовой дворянской литературы. Значение деятельности декабристских журналов «Невский зритель», «Сын отечества», «Литературная газета» для становления новых традиций детской литературы.
11. Развитие классической детской литературы в первой половине XIX века. Значение и особенности творчества А.С. Пушкина, П.П. Ершова, А. Погорельского, В.Ф. Одоевского. Отражение социальных явлений в басенном жанре. Характеристика творческой манеры указанных писателей.
12. Разнообразие жанров и направлений в детской литературе середины и конца XIX века. Детская литература как средство воспитания нового поколения. Возникновение литературно-критического направления. Взгляды А.И. Герцена, Н.В. Шелгунова, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова на требования к детской книге и детскому чтению. Развитие периодической печати.
13. Разрешение вопроса о месте русской народной сказки в детском чтении в конце XIX века. Развитие поэтической лирики ля детей во второй половине XIX века: А. В. Кольцов, И.С. Никитин, Плещеев. Освещение проблем детства в поэзии Н.А. Некрасова. Характеристика творческой манеры указанных писателей.
14. Зарождение и развитие реалистических и гуманистических традиций в детской прозе. Проблемы детства в произведениях А.П. Чехова, Л.Н. Толстого, В.Г. Короленко, Н.Г. Гарина-Михайловского, И.А. Куприна.
15. Специфика переходного периода в развитии детской литературы конца XIX – начала XX века. Поэты «Серебряного века» в детском чтении: С.Есенин, А.Блок, Саша Черный. Общая характеристика новых традиций и направлений детской прозы и поэзии в начале XX века ( 20-е годы): В. В. Маяковский, Д. Бедный, Н. Асеев, В. Инбер и др.
16. Создание новых эстетических и идейных принципов в детской поэзии в первой половине XX века. Особенности творчества В.В. Маяковского для детей: проблематика, тематика, художественные приемы. Значение произведений А.Л. Барто для воспитания «новых» граждан «советской страны». Актуальность произведений А.Л. Барто для современности: сатира и юмор в детских произведениях, лирика, реалистичность детских портретов.
17. Роль М. Горького в процессе становления новой советской детской литературы. Литературно-критическая деятельность: требования к книгам для детей разного возраста, круг чтения, тематика, сюжеты, язык детских книг, место фантастики в детской литературе. Произведения М. Горького для детей и юношества.
18. Развитие традиций природоведческой литературы для детей в XIX – XX вв. Рассказы и сказки Д.Н. Мамина-Сибяряка ( «Аленушкины сказки»), произведения М.М. Пришвина «Рассказы егеря Михал Михалыча», «Кладовая солнца», «Золотой луг» и др. Значение творчества В.В. Бианки для развития советской научно-художественной природоведческой книги для детей. Характеристика творческой манеры указанных писателей.
19. Развитие жанра литературной сказки в «советской» детской литературе. Традиции и новаторство в сказке Ю. Олеши «Три толстяка», сказка А.К. Толстого «Приключения Буратино, или Золотой ключик». Произведения В.П. Катаева – быт и фантастика: «Цветик семицветик», «Дудочка и кувшинчик», «Жемчужина» и т.д. Маленькие герои в произведениях Н.Н. Носова «Приключения Незнайки». Охарактеризуйте особенности творческой манеры указанных писателей.
20. Развитие темы детства в произведениях детских поэтов середины XX века. Веселые стихи С.В. Михалкова: «Так», «Котята», «Не спать», «Мы с приятелем», «А что у вас?», «Песенка друзей». Разнообразие детских характеров и портретов в поэзии А.Л. Барто: «Любочка», «Леночка с букетом», «Буква «Р» », «Болтунья», «Девочка ревушка», «Девочка чумазая» и др. Произведения о детях и их жизни С.Я. Маршака: «В поезде», «Усатый полосатый», « Мастер – ломастер» и др. Охарактеризуйте особенности творческой манеры указанных писателей.
21. Педагогическая направленность и развивающее значение произведений для детей поэтов середины XX века. Литературно-исследовательская деятельность К.И. Чуковского. Стихотворные циклы С.Я. Маршака «Детки в клетке», «Веселое путешествие от А до Я», «Веселый счет», «Лесная книга», « Разноцветная книга», «Круглый год».
22. Возможности детской поэзии середины XX века в формировании гражданственности и патриотизма у молодежи. Поэмы С.В. Михалкова «Дядя Степа» (и другие ее части), «Миша Корольков», «Данила Кузмич»; произведения С.Я. Маршака «Пожар», «Почта», «Военная почта», «Рассказ о неизвестном герое».
23. Разнообразие тематики в прозаических произведениях писателей второй половины XX века. Тема человеческих взаимоотношений: рассказы В. Драгунского, В. Голявкин, Я. Аким, И. Токмакова, Э. Успенский, Б. Заходер, Г. Остер, Ю. Мориц. Тема «Про меня самого»: В. Драгунский, Н. Носов, А. Кушнер, Э. Успенский, Р. Погодин, В. Голявкин. Тема дружбы и школьной жизни.
24. Появление и развитие переводной зарубежной литературы для детей в России. Первые переводные произведения XVIII века. Сказки Ш.Перро, братьев Гримм, Дж. Свифта, Д. Дефо, Ф. Рабле в кругу чтения российской молодежи. Самобытность творчества названных авторов. Сходство тенденций зарубежной и отечественной литературы.