Как написать реферат

Реферат (в пер. с лат. - докладывать, сообщать) представляет собой доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников или краткое изложение книги, статьи, исследования и т.п.

Написание реферата, подготовка доклада практикуется в учебном процессе в целях приобретения обучающимся необходимой профессиональной подготовки, развития умения и навыков самостоятельного научного поиска: изучения литературы по выбранной теме, анализа различных источников и точек зрения, обобщения материала, выделения главного, формулирования выводов и т.д. С помощью рефератов (докладов, сообщений) обучающийся постигает наиболее сложные проблемы дисциплины, учится лаконично излагать свои мысли, правильно оформлять работу.

Процесс написания реферата включает:

1) выбор темы;

2) подбор специальной литературы и иных источников, их изучение;

3) составление плана;

4) написание текста работы и ее оформление;

5) устное изложение реферата (доклада, сообщения).

Работу следует начинать с общего ознакомления с темой (прочтение соответствующего раздела учебника, учебного пособия, конспектов лекций). Затем необходимо изучить и другие литературные источники, рекомендованные преподавателем.

Реферат состоит из:

1) введения, в котором раскрывается актуальность и значение темы, формулируется цель и задачи работы; кратко обосновывается научная и практическая значимость избранной темы, обоснование необходимости проведения данного исследования.

Во введении должно быть: цель исследования, на каких теоретических принципах написана работа, достаточно или недостаточно изучена тема до Вас, что нового вносит робота в изучение проблемы, какая структура избрана в работе для решения научной темы, и какие задачи Вы должны поставить.

2) основного материала, содержащего суть, теоретической части, в которой даны история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике, посредством сравнительного анализа литературы.

3) заключения, в котором формулируются общие, развернутые выводы по теме в целом, оценки, предложения и рекомендации относительно возможностей использования материалов работы;

4) списка используемой литературы(в алфавитном порядке);

5) приложения.

 

Изложение материала должно быть кратким, точным, последовательным. Необходимо употреблять научные термины, избегать непривычных или двусмысленных понятий и категорий, сложных грамматических оборотов. Термины, отдельные слова и словосочетания допускается заменять принятыми текстовыми сокращениями. Рекомендуется включать в реферат схемы и таблицы, если они помогают раскрыть основное содержание проблемы.

Объем реферата — от10 до 15 печатных страниц.

На титульном листе указывают название учебного заведения, тему реферата, фамилию и инициалы студента (группы студентов), фамилию и инициалы преподавателя, год написания работы.

Особое внимание следует уделить оформлению научно-справочного аппарата и, прежде всего постраничных сносок (внизу страницы, под чертой). Сноска должна быть полной, с указанием фамилии и инициалов автора, названия книги, места и года ее издания, страницы, с которой взята цитата или соответствующее положение. Для статей указывают фамилию и инициалы автора, название статьи, название журнала или сборника статей с указанием года издания и номера (или выпуска). При ссылке на газетную статью кроме названия и года издания указывают дату. Ссылка на Интернет- ресурс должна содержать полное название ресурса, вид ресурса (для многоаспектных ресурсов: сайт, форум, он-лайн словарь и т.п.), указание на то, что ресурс является электронным, адрес ресурса, дата обращения. Например: Санкт-Петербургский педагогический колледж №1 им. Н.А. Некрасова: сайт [Электронный ресурс]. – www.nekrasovspb.ru/publication/cgi-bin/publ. (дата обращения 10.10.2011).

Текст полностью написанной и оформленной работы подлежит тщательной проверке. Ошибки и описки, как в тексте, так и в цитатах и в научно-справочном аппарате отрицательно сказываются на оценке.

Защитаявляется обязательной:предварительно подготовив тезисы доклада, обучающийся в течение 5-7 минут должен кратко изложить цели, задачи, основные положения своей работы. Основное внимание обучающийся должен уделить выводам. В ходе выступления могут быть использованы схемы, таблицы, графики, видео и мультимедийные презентации.

После доклада автор отвечает на вопросы, затем выступают оппоненты, которые заранее ознакомились с текстом реферата и отмечают его сильные и слабые стороны. На основе обсуждения студенту выставляется соответствующая оценка.

При оценке исследовательской работы учитывается оформление, результаты и сама защита.


Приложение 5