Гиперактивности в младшем школьном возрасте

 

Вопросы для письменных ответов

1. Назовите основные причины проявления гиперактивности в младшем школьном возрасте.

 

В основе гиперактивности, как правило, лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), которая и является причиной возникновения школьных проблем примерно половины неуспевающих учащихся.

 

Основными причинами возникновения гиперактивности у детей, прежде всего, являются патология беременности, родов, инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша, генетическая обусловленность. В 85% случаев возникновения гиперактивности диагностируется патология беременности и/или родов.

 

“Мозг наиболее чувствителен к различным неблагоприятным факторам в критические периоды своего развития, когда формируются наиболее важные “функциональные ансамбли”, наблюдается интенсивная дифференциация нервной системы. Неблагоприятные воздействия на плод в период от 3 до 10 недель развития могут быть причинами формирования грубых пороков развития нервной системы. В том случае, если нарушения возникают на более поздних этапах развития, выраженность дефекта может варьироваться в разной степени: от грубого нарушения функции или ее полного отсутствия до легкой задержки темпа развития”. - Утверждает В.М. Астапов в книге “Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии”. В.М. Астапов пишет, что отклонения возникают в процессе внутриутробного, послеродового развития или в результате действия наследственных факторов. В зависимости от причин возникновения аномалий и нарушения развития их подразделяют на врожденные и приобретенные. К первой группе относятся патогенные факторы, вызывающие заболевания матери в период беременности: токсикозы, интоксикация, нарушения обмена веществ, имунно-патологические состояния и многообразная акушерская патология. Определенную роль играют химические вещества, радиоактивное излучение. Возможны различные эмбриональные мозговые поражения вследствие резус-несовместимости крови матери и плода. Ко второй группе врожденных нарушений относятся наследственные генетические поражения, вызывают врожденные аномалии алкоголизм и наркомания родителей.

 

Приобретенные нарушения включают разнообразные отклонения в развитии, вызванные природными и послеродовыми поражениями организма ребенка. Послеродовыми приобретенными аномалиями развития в основном являются последствиями перенесенных в раннем детстве заболеваний, черепно-мозговых травм. Знание причин детских аномалий и нарушений развития позволяет не только получить дополнительные данные о психическом состоянии ребенка, но и выявить скрытые от простого наблюдения признаки психических нарушении.

 

А.Д. Столяренко в книге “Детская психодиагностика и профориентация” в разделе “Гиперактивность” утверждает, что в основе гипердинамического синдрома лежат микроорганические поражения головного мозга, возникающие в результате осложнений беременности и родов, истощающие соматические заболевания раннего возраста (тяжелый диатез, диспепсия), физические, психические травмы. Хотя этот синдром называют гипердинамическим, т.е. синдромом повышенной двигательной активности, основным дефектом в его структуре является дефект внимания. В настоящее время этиология и патогенез синдромов дефицита внимания выяснены недостаточно. Но большинство специалистов склоняются к признанию взаимодействия многих факторов в числе которых:

органическое поражение мозга (черепно-мозговая травма, нейроинфекция и пр.);

перинатальная патология (осложнения во время беременности матери, асфиксия новорожденного);

генетический фактор (ряд данных свидетельствует о том, что синдром дефицита внимания может носить семейный характер);

особенности нейрофизиологии и нейроанатомии (дисфункция активирующих систем ЦНС);

пищевые факторы (высокое содержание углеводов в пище приводят к ухудшению показателей внимания);

социальные факторы (последовательность и систематичность воспитательных воздействий и пр.).

 

2. Дайте характеристику гиперативному ребенку.

 

Психологи выделяют следующие признаки гиперактивных детей:

 

- беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют. Легко отвлекается на посторонние стимулы;

 

- с трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников);

 

- на вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания);

 

- с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому;

 

- не может играть тихо, спокойно. Болтливый;

 

- часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей);

 

- часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь;

 

- часто теряет вещи, необходимые в детском саду, школе, дома, на улице;

 

- иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но приключений или острых ощущений специально не ищет (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам) [3].

 

 

3. Опишите основные направления работы психолога с гиперактивными детьми.

 

Главная задача психологов и педагогов провести коррекцию эмоциональной сферы и поведения ребенка с учетом его индивидуальных характеристик и особенностей. Для этого необходимо совместно с родителями выбрать оптимальную стратегию работы, адаптированную специально для конкретного ребенка.

В работе с гиперактивными детьми используют три основных направления [2; 5]:

Работа по развитию дефицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательного контроля);

Работа по отработке конкретных навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками;

Повышение учебной мотивации.

 

Разберем каждое из этих направлений более подробно.

 

Развитие дефицитарных функций необходимо осуществлять поэтапно, последовательно развивая сначала одну функцию, затем другую. И только при достижении определенных успехов в развитии и внимания, и контроля, и спокойствия можно переходить к одновременной тренировке всех трех функций.

 

Для повышения уровня внимания Монина предлагает использовать, например, упражнения «Найди ошибку» (проверка собственной работы: поиск ошибок и их анализ) и «Проверь себя и соседа» (после выполнения какого-либо задания ученики проверяют сначала свою работу, затем работу соседа, что требует от них сосредоточения внимания и развития самоконтроля).

 

Кроме того, для повышения внимания гиперактивных учеников к учебному материалу рекомендуется больше использовать визуальную и тактильную опоры в получении информации, которые являются наиболее необходимыми для детей. Также существует ряд практических приемов, позволяющих привлечь максимум внимания ребенка с СДВГ к материалу урока. Можно, например, насколько это возможно ограничить постороннюю стимуляцию: сажать такого ребенка лучше в центр класса, напротив доски; классную дверь необходимо на время урока закрывать. Если ребенок начинает теряет внимание, то следует дать ему какое-либо задание, например, читать вслух или отвечать у доски.

 

Для снижения импульсивности можно применять следующие приемы. Например, вызвать к доске того, кто поднял руку последним, что заставит непоседливого ученика предпринять попытки по сдерживанию собственных порывов. Монина предлагает задание «Тихий ответ», которое состоит в том, что учитель формулирует вопрос, на который ученики отвечают письменно, а затем, проходит по классу, и ученики шепотом сообщают ему свой ответ.

 

Снижение деструктивной двигательной активности имеет огромное значения для ребенка, поэтому должно проводиться с особой тщательностью. Во-первых, гиперактивным детям необходимо игровое пространство, которое отсутствует в большинстве школ. Педагогу следует организовать такое пространство, где ребенок с СДВГ сможет чувствовать себя комфортно, играя так, как ему захочется. Упражнения, направленные на развитие двигательного контроля обычно включают элементы, требующие от ребенка сохранения позы в течение определенного времени. Например, упражнения «Замри», «Волны» и др. Также можно удовлетворять двигательную потребность ребенка, давая ему различные задания, например, выполнение поручений учителя, требующих двигательной активности; дежурство в классе (вытирание досок, полов и т.д.)

 

Отработка конкретных навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками может происходить следующими способами [5]:

Отработка навыков выражения гнева в приемлемой форме. Многие дети с СДВГ бывают излишне агрессивны и вспыльчивы, что приводит к тому, что их недовольство чем-либо может выражаться в неадекватной форме: сильном крике, драке и т.д. Необходимо показать ребенку, что такое поведение ошибочно и продемонстрировать ему адекватную модель поведения.

Обучение конструктивным способам разрешения конфликтов на уроке: разработка методов урегулирования конфликтов совместно с учителем и учениками.

Отработка навыков самоконтроля в поведении. Необходимо, чтобы ребенок понял, что, например, перебивать других нехорошо и надо дожидаться своей очереди.

Широкое использование похвалы: ребенка следует хвалить даже за незначительные успехи, поддерживая изменения поведения в необходимом русле.

 

Важно отметить, что поначалу подобную работу с ребенком следует проводить индивидуально, отрабатывая различные навыки эффективного взаимодействия с социумом. Затем можно организовывать некоторые коллективные упражнения в небольшой группе учеников. Больших групп поначалу лучше избегать, так как может достаточно быстро наступить переутомление и деструкция деятельности.

 

Повышение учебной мотивации происходит путем применения специальной системы поощрений и наказаний, разработанной совместно с детьми. Важно использование нетрадиционных форм работы, например, предоставления свободы в выборе домашнего задания, необычная организация уроков, задания на обучение младших. Чтобы ребенок не потерял интерес к учебе нельзя наказывать его оценками или острой критикой, также для гиперактивного ребенка необходимо избегать категоричных запретов.

 

ТЕМА 5. Особенности, варианты, причины проявления застенчивости в младшем школьном возрасте

Вопросы для письменных ответов