Формирование классического типа научной рациональности в Новое время: первые научные революции в XVI - XVIII веках.

Важнейшие методологические компоненты, образующие основание науки и позволяющие охарактеризовать каждый из этапов ее развития (по В.С. Степину (2000)):

научная картина мира,

идеалы и нормы научного познания

философские основания науки

Научная картина мира классического типа рациональности.Любая научная картина мира предполагает определенные представления относительно устройства действительности. Магистральными для классической науки следует считать принципы детерминизма и атомизма. Детерминизм предполагает наличие жесткой линейной импликативной связи между явлением и его причиной. Атомизм реализуется в идее о том, что любое целое равно простой суме его частей. Наиболее оптимальным сочетанием рассмотренных выше принципов характеризуется ньютоновская механика.

Идеалы и принципы классической науки: идеал «опытной доказательности» (формируется в русле позитивизма (А.Сен-Симон, О.Конт, Милль, Г. Спенсер и др.)); идеал научности знания (сформировался в русле сциентизма); принцип верифецируемости (неопозитивизм (члены Венского кружка: М.Шлик, Г.Ган, К.Гедель. О.Нейрат, Р.Карнап)); принцип фальсифицируемости (сформулирован неопозитивистом К.Поппером); невнимание к возможному влиянию на результат исследования познавательных особенностей исследователя, выбранных для исследования орудий познания; приведение в отношения тождественности таких понятий как объективное, пространственное, внешнее, с одной стороны, и внутреннее и субъективное, с другой.

«Мифологемы» науки, выстроенной в логике позитивизма (по Веймеру):

научное знание базируется на твердых эмпирических фактах;

теории выводятся из фактов (и, следовательно, вторичны по отношению к ним);

наука развивается посредством постепенного накопления фактов;

поскольку факты формируют основания нашего знания, они независимы от теорий и имеют самостоятельное значение;

теории (или гипотезы) логически выводятся из фактов посредством рациональной индукции;

теории (или гипотезы) принимаются или отвергаются исключительно на основе их способности выдержать проверку эмпирическим опытом.

Первая революция в познании мира была осуществлена в 6-4 в.до.н.э., в результате которой и появляется на свет сама наука. Наиболее ясно наука осознала саму себя в трудах великого древнегреческого философа Аристотеля. Он создал формальную логику, т.е. фактические учение о доказательстве. Важнейшим фрагментом античной картины мира стало последовательное геоцентрическое учение о мировых сферах. Вторая глобальная научная революция приходится на 16-18в. (Н.Коперник, Г.Галилей, И.Ньютон) Ее исходным пунктом считается переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической. Отличие 1 от 2: 1). Классическое естеств-е заговорило языком математическим. Античная наука тоже ценила математику, однако ограничивала сферу ее применения, полагая, что описание земных явлений возможно только качественное. 2) Новоевропейская наука также нашла мощную опору в методах экспериментального исследования явлений со строго контролируемыми условиями. 3) Клас.ест-е разрушило античные представления о космосе как вполне завершенном и гармоничном мире. На смену им пришла концепция бесконечной существующей Вселенной. 4) Доминантой клас.ест-я, да и всей науки Нового времени, стала механика. 5). Сформировался также четкий идеал научного знания: раз и навсегда установленная абсолютно истинная картина природы, которую можно подправлять в деталях, но радикально переделывать уже нельзя. Итог: механическая научная картина мира на базе экспериментально-математического естествознания.

XVI-XVII вв. ознаменованы первой научной революцией, заложившей основы современного знания в области естественных и точных наук, в сфере гуманитарной и политической мысли, философских воззрений. В период Реформации XVI в. столкнулись не только в смертельной битве религиозные взгляды, но и зародилась система гражданских прав и свобод и вырабатывались основополагающие понятия в этой шкале ценностей – свободы совести.

«Великий прорыв» Европы был обусловлен также невиданным взлетом научной мысли, отвергшей многие традиционные представления и разрушившей привычную картину мира. Огромный рывок произошел в технике и естественных науках, что определялось потребностями практики – Великие географические открытия, развитие военного дела, предпринимательства и торговли требовали применения новых машин. Для эффективного использования природных ресурсов – внедрения новых химических процессов, для развития военного дела были необходимы знания точных законов механики, для целей навигации – точные приборы. Именно в этот период опытным путем было доказано, что Земля имеет форму шара. Началось изучение явлений магнетизма, законов преломления света. В XVI-XVII вв. появились гидрометр, ртутный барометр, телескоп, микроскоп. Они расширили сферу познаваемой реальности: стало возможным изучение явлений, которые раньше были невидимы невооруженному глазу. Появились машины, заменявшие ручной труд, был изобретен печатный станок.

Качественный скачок в науке, произошедший в XVI-XVII вв., называют первой научной революцией (см. гл. 5). Успехи науки подтверждали безграничные возможности человека и нацеливая его не на пассивное созерцание, а на преобразовательную деятельность. К этому призывал и Ф. Бэкон (1561-1626), который доказывал, что мир, природу надо изучать, доверяя только научному эксперименту, опыту. Он считал, что наука даст человеку власть над миром, изменит жизнь и даже общественные отношения. Поэтому Ф. Бэкона правомерно считают родоначальником Просвещения, определившего общественное развитие Европы в XVIII в.

Взлет науки, потребности практики обусловили существенные изменения и совершенствование средств производства, а следовательно, развитие промышленности. Законы экономического развития вели к необходимости перехода от мелкого производства к крупному, к широкому распространению мануфактур.