Театр и кинематограф
Декретом СНК от 26 августа 1919 г. все театры страны были объявлены национальной собственностью, 27 августа национализирована киноиндустрия. Театр являлся важным участком «борьбы за народное искусство». Здесь произошли самые решительные перемены. Революция способствовала развитию нового режиссерского театра. Важную роль в развитии театрального искусства в послереволюционные годы сыграли московские театры им. Е.Б. Вахтангова и Моссовета, Большой драматический театр в Ленинграде. Среди театральных деятелей, работавших в эти годы, — А.В. Нежданова, Л.В. Собинов, А.И. Южин, М.Н. Ермолова, В.П. Качалов и др.
В конце 1920 г. В.Э. Мейерхольдом была выдвинута программа «Театральный Октябрь», воплощенная на сцене 7-го театра РСФСР. Эта программа, близкая идеям Пролеткульта, была направлена на создание театра массового, агитационного, в котором зритель становился участником спектакля (однако это направление не получило поддержки). В середине 1920-х годов были поставлены первые советские пьесы, написанные в реалистической традиции: «Шторм» В.Н. Билъ-Белоцерковского (1925 г.); «Любовь Яровая» К.А. Тренева (1926 г.), «Бронепоезд 14—69» Вс.В. Иванова (1927 г.), «Разлом» Б.А. Лавренева (1928 г.), «Клоп» и «Баня» В.В. Маяковского (1928—1929 гг.).
В 1930-е гг. в театре, как и в других сферах искусства, произошло утверждение принципов социалистического реализма. Жизнь следовало показывать не такой, какая она есть, а такой, какая она должна быть. В связи с этим значительную часть репертуара любого советского театра занимали постановки о героическом революционном прошлом и славном трудовом настоящем («Первая конная» и «Оптимистическая трагедия» В.В. Вишневского, « Аристократы» и «Человек с ружьем» Н.Ф. Погодина и т.д.). Единственной альтернативой государственному официозу оставался классический репертуар – пьесы Шекспира, Мольера, Лопе де Веги, А.Н. Островского, А.П. Чехова.
В.И. Ленин говорил, что «из всех искусств для нас важнейшим является кино». Его воздействие на массы было важнейшим рычагом государственной пропаганды. Уже в 1919 г. в Москве была открыта первая киношкола. С 1918 по 1921 г. в прокат вышли 13 художественных, 35 агитационных и более 100 документальных лент. Классик мирового кинематографа С.М. Эйзенштейн создал фильмы «Броненосец "Потемкин"», «Октябрь», положил начало развитию революционной тематики в художественном кинематографе. В 1923 — 1927 гг. были сняты «Красные дьяволята» И. Перестиани, «Мать» и «Конец Санкт-Петербурга» В.Г. Пудовкина, «Аэлита» Я.А. Протазанова и др.
В 1930-е гг. кинематограф радикально изменился, приобретя звук. Таким образом, кино стало еще более мощным средством государственной пропаганды. К лучшим произведениям советского кинематографа 1930-х — нач. 1940-х гг. можно отнести музыкальные комедии, такие как «Веселые ребята», «Волга-Волга» и «Цирк» Г.В. Александрова, «Богатая невеста», «Трактористы» и «Свинарка и пастух» И.А. Пырьева. С.М. Эйзенштейн снял в это время исторический фильм «Александр Невский».
Музыка
В первые годы советской власти развитие музыки было тесно связано с песенным творчеством. Звучали как старые (гимн «Интернационал», «Смело, товарищи, в ногу», «Варшавянка»), так и новые пролетарские песни («Марш Буденного», «Проводы», «Песня о Красной Армии»), созданные молодыми композиторами, участниками Гражданской войны Д.Я. Покрассом, А.В. Александровым и др. Подчас популярность приобретали старые песни с новым текстом, такие как «За власть советов», переделанная из гимна юнкеров.
Среди первых музыкальных сочинений, написанных в эти годы и посвященных революции, 3-я симфония Н.Я. Мясковского, балет «Красный мак» Р.М. Глиэра, оперетта «Свадьба в Малиновке» О.П. Рябова и др. У истоков развития советского музыкального искусства стояли А.К. Глазунов, К.Н. Игумнов, М.М. Ипполитов-Иванов.
В музыке также шла борьба сторонников массового пролетарского искусства (Российская ассоциация пролетарских музыкантов — РАПМ) и тех композиторов, дирижеров и исполнителей, кто отстаивал необходимость популяризации русской и зарубежной музыкальной классики.
В 1932 г. учрежден Союз композиторов СССР. В 1930-е гг. созданы такие выдающиеся произведения, как балет «Ромео и Джульетта» и кантата «Александр Невский» (для одноименного фильма) С.С. Прокофьева, музыка к спектаклям Мейерхольда и опера «Леди Макбет Мценского уезда» Д.Д. Шостаковича, фортепьянные концерты А.И. Хачатуряна. Авторами множества песен, бывших явлением массовой культуры и инструментом пропаганды, стали композиторы И.О. Дунаевский («Песня о Родине», «Марш энтузиастов») и поэт В.И. Лебедев-Кумач