Цели и ресурсы модернизации советской экономики
Способом преодолеть страшную разруху, в которой находилось хозяйство России после семи лет Первой мировой и Гражданской войны, был принятый в 1921 г. НЭП. Экономические реформы привели к тому, что к 1923 г. промышленное производство уже составляло 0,5 довоенного уровня. Но стабильный рост производства достигался в основном за счет легкой, в первую очередь мелкой промышленности. Крупные предприятия тяжелой промышленности, требующие значительных капиталовложений, простаивали или были нерентабельны. Износ машин и оборудования, инфраструктуры делал эти проблемы еще более острыми. Для повышения производительности необходимо было переоборудование промышленности — к 1925 г. изношенность основных фондов (оборудования, помещений, транспорта и т.д.) составила более 70%. Однако средств у государства не было. Гораздо быстрее преодолело кризис сельское хозяйство. Но это приводило к несбалансированности экономики, к тому, что если в 1913 г. аграрный сектор производил около 60% общественного продукта, то к 1925 г. — почти 75%. ВСНХ издал директиву о повышении прибыльности государственных предприятий «любой ценой», в результате чего началось взвинчивание цен на промышленные товары при сохранении старых расценок на сельскохозяйственную продукцию. Возникли «ножницы цен» — для того, чтобы купить промтовары, крестьяне должны были продать значительно больше хлеба и других продуктов. Это привело только к убыткам — покупательная способность крестьян резко упала и промышленные товары не находили сбыта. Как следствие, предприятия не получали прибыли и рабочие оставались без зарплаты. Нерентабельные предприятия оставались на балансе государства, увеличивая государственные расходы и усугубляя нехватку средств. Цены снижались административным порядком, что, в свою очередь, привело к товарному голоду и инфляции.
В связи с «фактическим завершением восстановительного процесса в области промышленности» в качестве первоочередной задачи развития советской экономики на XIV съезде ВКП (б) (декабрь 1925 г.) была провозглашена индустриализация. В 1927 г. XV съезд ВКП (б) одобрил план первой пятилетки на 1928 — 1932 г. и принял курс на «форсированную индустриализацию». Тогда же были определены и ее основные цели:
1) ликвидация технико-экономической отсталости страны;
2) достижение экономической независимости;
3) создание мощной оборонной промышленности;
4) первоочередное развитие базовых отраслей промышленности (топливной, химической, металлургии, машиностроения);
5) превращение страны из аграрной в индустриальную.
Споры о путях индустриализации, ее ресурсах велись в советском руководстве на всем протяжении НЭП. Еще в 1923 г. Л.Д. Троцкий и некоторые другие коммунисты требовали усилить плановые начала, ограничить стихийность экономики НЭП (идея «диктатуры промышленности»), что означало фактически возврат к политике «военного коммунизма» и насильственному изъятию средств из сельского хозяйства. Но в тот момент И.В. Сталин отказался от этой практики, прежде всего, потому, что предложение исходило от Л.Д. Троцкого, с которым он вел непримиримую борьбу. В 1925 г. Н.И. Бухарин по отношению к крестьянам выдвинул лозунг: «Обогащайтесь!». Он полагал рост благосостояния деревни необходимым условием для расширения рынка сбыта промтоваров. Доктрина «школы Бухарина» получила название «правого коммунизма». Н.И. Бухарина поддержал И.В. Сталин, выдвинув теорию «построения социализма в отдельно взятой стране». Чтобы стимулировать обогащение крестьянства, цены на промышленные товары были снижены, что вызвало снижение зарплат рабочих, привело к забастовкам. Политика «правого коммунизма» требовала длительного и постепенного развития, а времени на это, как выяснилось, не было.
Осенью 1926 г. XV партконференция ВКП (б) выдвинула задачу «догнать и перегнать» капиталистические страны. Принято было решение о строительстве Днепрогэса, увеличились капиталовложения в промышленность. Как постоянная основа социалистического строительства стало рассматриваться централизованное планирование. Резкий поворот в экономике произошел на рубеже 1927 — 1928 гг. в связи с вызванным «ножницами цен» кризисом хлебозаготовок. Этот кризис был особенно чувствителен, так как экспорт зерна обеспечивал приток валюты, необходимой для индустриализации. Н.И. Бухарин, А.И. Рыков, М.П. Томский снова выступили в защиту НЭП, против чрезвычайных методов индустриализации и коллективизации сельского хозяйства.
Но теперь эта позиция была объявлена И.В. Сталиным «правым уклоном» и подвергнута резкому осуждению. По мнению Сталина, ресурсом для индустриализации должна была стать усиленная коллективизация сельского хозяйства. Крупные коллективные хозяйства, повышая производительность, будут сдавать продукцию государству, давая таким образом необходимые средства. 6 января 1928 г. местные власти получили указ о принудительном изъятии излишков хлеба. Для проведения «линии партии» в деревни были направлены 30 тыс. коммунистов. На выступлении перед партактивом в Сибири И.В. Сталин призывал привлекать тех, кто отказывается сдавать излишки, к уголовной ответственности, а сельской бедноте выдавать четверть конфискованного. В мае 1928 г., выступая в Институте Красной профессуры, И.В. Сталин заявил: «…Мы отстали от передовых стран на 50 — 100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут».
Ход индустриализации В 1927 г. XV съезд ВКП (б) одобрил первый пятилетний план на 1928 — 1932 г. и принял курс на «форсированную индустриализацию». План исходил из того, что темпы развития народного хозяйства должны быть значительно выше, чем в капиталистических странах. В 1928 г. ВСНХ дорабатывал первый пятилетний план. Он существовал в двух вариантах — отправном (учитывавшем могущие возникнуть неблагоприятные условия) и оптимальном (возможном только при крайне благоприятных обстоятельствах). Но и тот, и другой варианты были завышенными. Несмотря на это, XVI партийная конференция ВКП (б) в апреле 1929 г. единодушно одобрила оптимальный вариант пятилетнего плана (увеличить промышленное производство в среднем на 180%, в том числе производство тяжелой промышленности — на 230%). В ноябре 1929 г. газета «Правда» опубликовала статью И.В. Сталина «Год великого перелома», в которой он заявил, что в советской экономике «произошел решительный перелом в области производительности труда», а в декабре 1929 г. И.В. Сталин выдвинул лозунг «Пятилетку в четыре года!» (плановые показатели были завышены еще в два раза). В течение первой пятилетки в СССР должно было быть построено более 1200 предприятий, а помимо того — почти 300 шахт, нефтяных промыслов и районных электростанций. Среди строящихся производств насчитывалось до 60 т.н. «промышленных гигантов» (Днепрогэс, Магнитогорский (Магнитка), Запорожский и Кузнецкий металлургические заводы, Сталинградский тракторный завод, Уралмаш и др.). С увеличением плана к ним добавились Азовский металлургический завод, Московский часовой завод, Харьковский и Челябинский тракторные заводы и т.д. Среднегодовой прирост производства должен был составить в среднем 30%. Форсирование темпов индустриализации базировалось на трудовом энтузиазме людей, их горячем желании как можно скорее преодолеть отсталость. Они готовы были стоически выносить «временные трудности», как называли власти нехватку оборудования и финансирования, голод (в 1929 г. были снова введены продовольственные карточки), отсутствие товаров народного потребления. С 1929 г. началось «социалистическое соревнование», возникли «ударные бригады», бравшие на себя повышенные обязательства, развернулось движение передовиков производства. Кроме того, спасаясь от ужасов насильственной коллективизации, из деревни в города, а в особенности на «стройки века», где легко было затеряться в стотысячной массе, с 1929 г. хлынул поток крестьян (за годы первой пятилетки — около 8 тысяч). Еще одним источником индустриализации был бесплатный труд сотен тысяч заключенных. С 1931 г. возник ГУЛАГ (Главное управление лагерями) при ОГПУ. Труд заключенных включался в планы. Их использовали на лесозаготовках, при добыче полезных ископаемых, на стройках, при прокладке каналов и т.д. Постройка Беломорканала, осуществленная заключенными без всякого использования техники, обошлась в несколько раз дешевле, чем предполагали экономисты. Первая пятилетка не была и не могла быть выполнена, хотя официальная пропаганда и объявляла о выполнении планов за 4 года и 3 месяца. Но успехи индустриализации все же были значительными. Вступили в строй многие промышленные гиганты (Днепрогэс, Магнитка и др.), открылось движение на Туркестано-Сибирской железной дороге, появились новые отрасли промышленности (химическая, тракторная, авиационная и т.д.). Производство продукции тяжелой промышленности возросло более чем в 2,5 раза, машиностроения — в 4 раза, что позволило значительно сократить закупки промышленного оборудования за рубежом. Вторая пятилетка осуществлялась в 1933 — 1937 гг. Неудачи первой пятилетки заставили советское руководство снизить запланированный среднегодовой прирост производства до 16,7%. Предстояло создать новые опорные базы индустриализации на Урале, в Сибири и в Средней Азии. Увеличилось финансирование промышленности группы «Б», производящей товары потребления. Усилилось внимание к повышению квалификации рабочих, освоению новых технологий. Появилось материальное стимулирование передовиков производства. С 1 января 1935 г. были отменены продовольственные карточки. Продолжалось социалистическое соревнование. В 1935 г. было положено начало «стахановскому движению». Забойщик А.Г. Стаханов добыл за смену 102 т угля при норме в 7 т. Через несколько дней его имя стало известно повсюду, его рекорд перекрывался, на него равнялись работники в других отраслях промышленности и сельском хозяйстве (шахтер М. Дюканов, кузнец А. Бусыгин, ткачихи Е. и М. Виноградовы и др.). «Жить стало лучше, жить стало веселее!», — говорил И.В. Сталин на Всесоюзном совещании стахановцев осенью 1935 г. С другой стороны, усиливалась репрессивная политика государства. Неявка на работу или невыполнение плана карались в уголовном порядке. К 1933 г. в городах повсеместно была введена паспортная система для упорядочения миграционных процессов. В 1938 г. были введены трудовые книжки, необходимые при приеме на работу. Причем объем получаемых социальных благ напрямую зависел от длительности непрерывного трудового стажа. Однако и вторая пятилетка не была выполнена полностью. Не реализовано было решение о первоочередном развитии промышленности группы «Б», плановые задачи выполнены только по 22% показателей, остальные — не более чем на 70 — 78%. Основными успехами второй пятилетки были выведение на проектную мощность Днепрогэса, сооружение второй очереди Кузнецкого металлургического комбината и Магнитки, увеличение в несколько раз мощности Горьковского и Московского автомобильных заводов и т.д. В строй было введено 4,5 тыс. предприятий, валовой объем продукции увеличился в 2,3 раза. Третья пятилетка была намечена на 1938 — 1942 г., но с началом Великой Отечественной войны (1941 г.) ее выполнение прервалось. Особое внимание в этот период было уделено развитию стратегически важных отраслей — черной и цветной металлургии, химической промышленности, машиностроения. Расходы на военные нужды в 1940 г. составляли более 30%, а в 1941 г. — до 40% бюджета. В ВПК темпы роста производства были в три раза быстрее, чем в остальных отраслях. Коллективизация сельского хозяйства В конце 1920-х годов четко обозначились две основные альтернативы дальнейшего развития советской экономики: «бухаринская» (нэповская) и «сталинская» (антинэповская). Первая означала гармоничное, сбалансированное развитие индустриального и аграрного секторов на рыночной основе и, в перспективе, с помощью государственного регулирования — эволюционного вытеснения капиталистического уклада. Вторая — отказ от новой экономической политики, усиление государственного регулирования социально-экономических процессов, осуществление стратегии форсированной индустриализации. По отношению к сельскому хозяйству сталинский путь модернизации предусматривал ликвидацию мелких единоличных хозяйств путем объединения их в крупные коллективные (колхозы). Фактически земля, орудия производства, скот и вся продукция обобществлялись и являлись собственностью государства. Крестьяне превращались в колхозников — государственных работников, которые должны были выполнять план и получали зарплату. Результаты труда изымались государством и расходовались по мере государственной необходимости. Именно колхозы, по мнению И.В. Сталина, должны были дать основные средства для индустриализации народного хозяйства. С 1928 г. началось систематическое использование «чрезвычайных мер» по отношению к сельскому хозяйству: конфискации хлебных излишков, запрещение купли-продажи хлеба; закрытие банков, обыски; действия заградительных отрядов, преграждавшим крестьянам дорогу к местам свободной продажи зерна. Это лишь усугубило положение. Крестьяне отказывались сдавать продукцию, даже уничтожали ее. В 1928 — 1929 гг. в стране были введены хлебные карточки. Был объявлен курс на принудительную коллективизацию. Пленум ЦК ВКП (б), состоявшийся в апреле 1929 г., поддержал сталинскую линию, тем самым способствовал полному свертыванию НЭП и началу «сплошной коллективизации». 7 ноября 1929 г. в газете «Правда» была опубликована статья И.В. Сталина «Год великого перелома». В ней говорилось об изменении настроения крестьянства, которое якобы «добровольно пошло в колхозы», о «коренном переломе в развитии нашего земледелия от мелкого и отсталого индивидуального хозяйства к крупному и передовому коллективному земледелию». В конце декабря 1929 г. И.В. Сталин объявил о конце НЭП и переходе к политике «ликвидации кулачества как класса». Это означало запрет на аренду земли и наем рабочей силы, меры по конфискации средств производства, хозяйственных построек, семенных запасов. Средства, изъятые у кулаков, должны были дать начальную базу для деятельности колхозного хозяйства. 5 января 1930 г. вышло постановление ЦК ВКП (б) «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству». В постановлении ставились жесткие сроки коллективизации: для наиболее хлебных регионов (Северный Кавказ, Среднее и Нижнее Поволжье) — к осени 1930 г., для других зерновых районов — к весне 1932 г., остальные территории — до конца 1932 г. В то же время постановления партии и правительства не указывали четко, кого считать кулаком, как осуществлять раскулачивание и коллективизацию. В помощь местным властям вначале 1930 г. в деревню выехали рабочие отряды коммунистов и комсомольцев — «двадцатипятитысячники». Создание колхозов и раскулачивание велось крайне жестокими методами. В стремлении «выполнить и перевыполнить» государственный план только в конце 1929 — начале 1930 гг. было «раскулачено» 15% семей, тогда как официально зажиточные крестьяне составляли в среднем 3%. Кулаком могли объявить просто крепкого хозяина, если он не желал вступать в колхоз, и даже бедняка (для таких появляется термин «подкулачник»). У раскулаченных отбиралось все: дом, орудия труда, скот и даже личное имущество вплоть до посуды, обуви и одежды. Раскулаченные высылались в лагеря и «спецпоселки». К 1932 г. в «спецпоселки» (в Сибирь, Казахстан, на Урал, Дальний Восток, Северный Кавказ) было выселено 1,4 млн. кулаков. Не обеспеченные ни жильем, ни орудиями, часто выброшенные в голой степи или глухом лесу из поезда в том, в чем были во время ареста, они гибли там сотнями тысяч. Насилие вызвало антиколхозные мятежи, массовые выступления крестьян. Только за первые месяцы 1930 г. произошло 2 тыс. восстаний, в основном на Украине, Северном Кавказе, Средней Азии. На их подавление были направлены части Красной Армии. В статье «Головокружение от успехов» (2 марта 1930 г.) И.В. Сталин вынужден был признать «перегибы на местах» и разрешить выход из колхозов. Однако таким способом он только создавал видимость того, что в жестокости и несправедливости по отношению к крестьянству виновато местное партийное руководство. Некоторые из коммунистов низового эшелона были репрессированы, но на их места назначались новые люди со старыми инструкциями. С осени 1930 г. насильственное зачисление в колхозы возобновилось. К 1932 г. в колхозах оказалось 62 % хозяйств. Разорение деревни привело к тому, что в 1932 — 1933 г. страну охватил страшный голод, затронувший 30 млн. человек. Однако советское правительство официально не признавало его существования. Несмотря на сокращение производства зерна, его поставки государству и экспорт увеличились в 2 раза. К лету 1935 г. колхозам принадлежало 83,2 %, а к 1936 г. — 94% посевных площадей. К 1939 г. коллективизация была осуществлена полностью. Положение колхозников было гораздо более тяжелым, чем городского населения. Государство отбирало у колхозов свыше половины продукции. Крестьянам не выдавали зарплату, расчет с ними производился на трудодни, по которым они получали натуральную оплату. Колхозники не имели отпусков, пенсий, паспортов (что означало фактическое прикрепление колхозников к земле и лишение их возможности смены места жительства и занятий). Только в 1935 г. правительство разрешило крестьянам иметь приусадебный участок и немного личного скота. Успехи индустриализации привели к появлению в деревне МТС (машинно-тракторных станций), которые предоставляли колхозам сельскохозяйственную технику, но расплачивались с МТС опять же колхозы, а не государство. В целом коллективизация привела к гибели миллионов людей, разорению деревни, главное — к безразличию колхозников к общественному имуществу и, значит, к результатам своего труда. Результаты модернизационного процесса В период довоенных пятилеток (1929-1941 гг.) СССР совершил такой рывок в создании тяжелой промышленности, который позволил создать потенциал одного уровня с самыми развитыми странами по отраслевой структуре, техническому оснащению, возможностям производства всех видов продукции. СССР обеспечил свою экономическую самостоятельность, заложил основу для победы в экономическом противоборстве с фашистской Германией в годы Второй мировой войны. В 1930-е гг. страна много строила, готовила кадры, вкладывала средства в развитие фундаментальной науки. Благодаря трудовому энтузиазму народа, жесткой репрессивной политике и бесплатному труду миллионов заключенных были быстро спроектированы и построены такие гиганты, как Днепрогэс, Магнитогорский, Запорожский и Кузнецкий угольно-металлургические комбинаты, «Азовсталь», Московский метрополитен, признанный лучшим в мире и др. В 1932 г. в СССР началось крупномасштабное производство синтетического каучука — на 6 лет раньше, чем в Германии, опережавшей в этом направлении другие страны. Был налажен массовый выпуск самолетов, грузовых и легковых автомобилей, тракторов, комбайнов. В конце 1930-х гг. СССР занимал по абсолютным объемам промышленного производства второе место в мире, уступая лишь США. Значительно сократилось отставание от индустриальных стран по производству промышленной продукции на душу населения. Более однородной стала социальная структура общества. В 1928-1940 гг. были достаточно высокими по сравнению с другими странами мира реальные темпы развития промышленности, хотя они оказались ниже, чем в годы НЭП. В то же время не получили должного развития легкая и пищевая отрасли. Индустриализация достигалась высокой ценой — уровень жизни населения оставался низким в сравнении с развитыми странами, хотя и несколько вырос к концу 1930-х гг. Все более жестким становился политический режим. Задачи культурного строительства Большевики, пришедшие к власти в 1917 г., стремились контролировать все сферы жизни общества, в том числе и культуру. Основными задачами в области культурной революции являлись: создание новой, «социалистической», культуры, которая должна выражать интересы трудящихся и служить задачам классовой борьбы пролетариата за социализм; подъем общего культурного уровня народа. Для формирования нового, коммунистического, сознания использовались партийный аппарат и средства государственной власти, а также общественные объединения. Развернулась пропаганда коммунистических идей (агитационно-пропагандистский отдел Агитпроп). В 1922 г. были созданы Главлит и Главрепертком, осуществлявшие предварительную цензуру в отношении печатных изданий и театральных постановок. Руководство государственной пропагандой коммунизма было возложено на Главполитпросвет во главе с Н.К. Крупской. Главным художественным методом советского искусства к концу 1920-х гг. был признан социалистический реализм. Власть поддерживала тех представителей науки и искусства, кто принял революцию (К.А. Тимирязев, И.П. Павлов, Н.Е. Жуковский, В.М. Бехтерев, А.Ф. Кони, И.В. Мичурин, А.Н. Бах, В.Я. Брюсов, В.В. Маяковский и др.). Против открыто вставших на антисоветские позиции развернулись репрессии. Были высланы многие выдающиеся философы («философский пароход» 1922 г.), художники и литераторы. Главной задачей в отношении церкви было содействие «фактическому освобождению трудящихся масс от религиозных предрассудков». Велась активная борьба с «религиозными пережитками». Прошли аресты религиозной интеллигенции (в эти годы погибло более 8 тыс. человек из духовенства и монашествующих). Ликвидация неграмотности Массовая неграмотность являлась тяжелым наследием дореволюционной России, особенно в национальных районах (так, среди таджиков неграмотность составляла — 99,5%, якутов — 99,3%, узбеков — 98,4%). Вопросы культурной жизни страны находились в ведении Государственной комиссии по просвещению и Наркомата просвещения во главе с А. В. Луначарским, которому на местах подчинялись отделы народного образования. Декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» от 26 декабря 1919 г. обязывал всех детей и взрослых от 8 до 50 лет учиться читать и писать. Создавалась широкая сеть просветительских учреждений: школы грамоты, избы-читальни, кружки. В июле 1920 г. была учреждена Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности, а осенью 1923 г. — массовое добровольное общество «Долой неграмотность». За первое десятилетие советской власти обучено около 10 млн. взрослых. Доля грамотных в населении, начиная со школьного возраста, выросла с 40% в 1917 г. до 51% в 1926 г. В то же время СССР продолжал оставаться по уровню грамотности лишь на 19-м месте в Европе. В 1928 г. под лозунгом «Грамотный, обучи неграмотного!» объявлен «всесоюзный культпоход за грамотностью». Добровольцы «культармии» в период с 1928 по 1939 г. обучили читать и писать более 30 млн. человек. К 1939 г., когда советская власть объявила о завершении культурной революции, среди городского населения насчитывалось 90% грамотных, хотя среди сельского – только76%. В рамках кампании борьбы с неграмотностью проводилась реформа языка (унификация графики). Вместо принятой арабской графики вводилась латинская, а затем русская основа (с 1922 г. — у тюркских народов, с 1930 г. — северокавказских, угро-финских народов Сибири). Противники данной реформы (деятели культуры Татарской АССР) были обвинены в «национал-уклонизме» и репрессированы. Реформирование системы образования Новая власть поставила задачу коренного преобразования всей системы народного образования в целях создания единой трудовой школы, важнейшими принципами которой являлись: связь обучения с производством, преемственность в воспитании и образовании, совместное обучение. Первым шагом в этом направлении стал Декрет Совнаркома «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Отменялось преподавание в школах «Закона Божьего». Конституция РСФСР (1918 г.) закрепила право на «полное, всестороннее и бесплатное образование». Специальным постановлением Наркомпроса «О школах национальных меньшинств» устанавливались равные права всех нерусских школ в системе просвещения. На основе положения ВЦИК «О единой трудовой школе» (16 октября 1918 г.) создавалась двухступенчатая школа (I ступень — 5-летнее обучение; школы II ступени создавались на базе 4—7 классов гимназий и коммерческих училищ). В конце 1920 г. появились отмененные было учебные планы и программы, включавшие обязательное изучение русского языка, физики, химии, математики и литературы. При этом, помимо Закона Божьего, из учебных программ изымалась история. В 1925 г. был принят декрет о введении в РСФСР всеобщего начального обучения, рассчитанный на 10 лет. Однако следует заметить, что затраты на развитие образования были крайне недостаточны, средств выделялось меньше, чем в предреволюционный период. Декрет Совнаркома РСФСР от 2 августа 1918 г. «О правилах приема в высшие учебные заведения РСФСР» предоставил каждому человеку в возрасте от 16 лет (независимо от гражданства, пола, вероисповедания) право поступления в вузы без экзаменов. Плата за обучение отменялась. Упразднялись все ученые степени и звания преподавательского состава. При приеме соблюдался классовый принцип, обеспечивающий преимущество «выходцам из трудового народа». Для тех молодых людей, которые не происходили из рабочих или беднейшего крестьянства, путь к высшему образованию фактически оставался один — идти на заводы зарабатывать «трудовой стаж», который давал возможность поступить в университет или институт. Так как рабоче-крестьянская молодежь, поступавшая в высшие учебные заведения, часто не просто была не готова к восприятию материала, но и просто неграмотна, создавались рабфаки (рабочие факультеты) — курсы, на которых молодые люди в сжатые сроки должны были одолеть программу 4-6 классов школы. В 1930-е гг. финансирование образования увеличивалось, советская система просвещения добилась заметных успехов. С 1930 г. в СССР было введено всеобщее обязательное начальное образование. Количество школ и учителей постоянно росло. В 1932 г. ставилась уже задача перейти к всеобщему семилетнему образованию (7 классов). Происходил также бурный рост количества ВУЗов. В течение 1930-х гг. число их возросло в 5 раз. Смягчение классовых ограничений при приеме в высшие учебные заведения способствовало и улучшению качества образования, и росту количества необходимых стране специалистов. Развивалась в эти годы и система профессионального обучения. К 1932 г. старшие классы средних школ превратились в техникумы. Все больше организовывалось ФЗУ (школ фабрично-заводского ученичества) и школ крестьянской молодежи. Характерным для советской школы является разворачивание работы по распространению военных знаний. Осоавиахим (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству) и Всесоюзный комитет по делам физкультуры и спорта руководили организацией оборонных занятий, военизированных игр, спортивных состязаний. Важнейшей задачей каждого молодого гражданина стала сдача спортивных нормативов комплекса ГТО («Готов к труду и обороне»), впервые введенных в 1931 г. Наука Перед руководителями советской власти стояла задача восстановить научный потенциал страны и поставить его на службу социалистическому строительству. После революции была сохранена сеть научных учреждений — Российская академия наук (с 1925 г. — Академия наук СССР), университетские кафедры, одновременно учреждались новые научно-исследовательские институты и общества, большинство из которых носило прикладной характер. В 1928 г. организована Всесоюзная Академия сельскохозяйственных наук имени В.И. Ленина (ВАСХНИЛ). В 1933 г. создан Реактивный научно-исследовательский институт. В 1936 г. в СССР запущен самый крупный в то время циклотрон (ускоритель протонов и ионов). С целью объединить научные и технические силы страны для решения неотложных экономических задач, в феврале 1918 г. при ВСНХ был учрежден Центральный совет экспертов, в августе — научно-технический отдел (НТО). К сотрудничеству было привлечено около 800 ученых и специалистов, в том числе академики А.Н. Бах, А.Н. Крылов, А.Е. Ферсман, Н.Д. Зелинский, А.Ф. Иоффе, И.М. Губкин и др. В 1920 г. около 200 ученых приняли участие в разработке плана ГОЭЛРО. В связи с потребностями производства с 1920-х гг. началась разведка нефти в районе между Волгой и Уралом, изучение недр Курской магнитной аномалии (под руководством И.М. Губкина), геологические изыскания на Урале, Дальнем Востоке, Кольском полуострове (возглавляемые А.Е. Ферсманом). Успешно трудились в эти годы А.Ф. Иоффе и Д.С. Рождественский (в области расщепления атома лития), Н.Е. Жуковский и С.А. Чаплыгин (аэродинамика), Н.Ф. Гамалея (микробиология), В.И. Вернадский (биохимия и учение о биосфере). Продолжал свою научную деятельность выдающийся физиолог, лауреат Нобелевской премии И.П. Павлов. Значительный вклад в развитие биологии внесли И.В. Мичурин (селекция плодово-ягодных культур) и Н.И. Вавилов (открытие закона гомологических рядов). Неоценим вклад, внесенный в исследование Арктики О.Ю. Шмидтом - руководителем научных экспедиций и организатором Северного морского пути. В то же время значительное количество ученых, представлявших собой цвет российской науки, оказалось в эмиграции. Те же, кто остался в России, часто подвергались репрессиям, лишались возможности заниматься научной деятельностью, уничтожались морально и физически. В 1929 г. в Академию наук в качестве ученых были направлены партийные идеологи - специальным постановлением важнейшей задачей определялось выдвижение членов партии в руководство научных учреждений. С 1930-х гг. усилился идеологический нажим на науку. Так в 1935 г. Н.И. Вавилова на посту президента ВАСХНИЛ сменил Т.Д. Лысенко, завоевавший особое доверие власти созданием «марксистской мичуринской биологии», развенчивавшей классическую генетику как «буржуазное», «идеалистическое учение». Особенно тяжело идеологическое давление сказывалось на развитии гуманитарных наук. В 1937 г. в системе АН СССР возник Институт философии, но сама философия стала дисциплиной, которой позволялось только трактовать произведения классиков «марксизма-ленинизма». Изменилось и отношение к истории. Если в 1920-х гг. она изымалась из школьных программ, то после того, как И.В. Сталин признал ее «грозным оружием в борьбе за социализм», «правильному» освещению этой науки стало уделяться пристальное внимание. С 1934 г. возобновилось изучение истории в средней и высшей школе, а в 1936 г. открылся академический Институт истории. Особое идеологическое значение получила история партии. Теория «двух вождей», задачей которой являлось закрепление в сознании советских людей культа личности И.В. Сталина, нашла свое отражение в Кратком курсе истории ВКП (б). |
Литература
В соответствии с концепцией революционного искусства литература была призвана «служить трудовому народу». Главным героем литературы и искусства стал «человек труда» с новыми моральными устоями. Революция нашла отражение в произведениях А.А. Блока («Двенадцать»), А. Белого («Христос воскрес»), В.В. Маяковского («Мистерия-буфф») и др.
В августе 1918 г. был создан Всероссийский союз пролетарских писателей. Влиятельной творческой группой была РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей), организационно оформленная в октябре 1920 г. В разные годы ведущую роль в ассоциации играли Л.Л. Авербах, Ф.В. Гладков, А.С. Серафимович, А.А. Фадеев и др. В первые годы НЭПа возникли литературно-художественные группы: «Октябрь» (1922 г.), «Левый фронт искусств» (ЛЕФ, 1922 г.). В 1923 г. была создана Московская ассоциация пролетарских писателей (МАПП).
Но далеко не все организации стояли на позиции пролетарской культуры. Литературные общества «Серапионовы братья» (создано в 1921 г.), «Перевал» и другие также искали пути к новому искусству, но занимали позицию, вызвавшую со стороны рапповцев и лефовцев резкую критику их как «попутчиков».
В 1922 г. был создан Главлит, осуществлявший предварительную цензуру в отношении печатных изданий. Руководство государственной пропагандой коммунизма было возложено на Главполитпросвет во главе с Н.К. Крупской. Окончательно «социалистический реализм» в литературе восторжествовал в 1934 г., когда был образован Союз Писателей СССР. Литературные произведения должны были создаваться исключительно в русле «социалистического реализма». Идеологические принципы этого художественного метода сформулировал «первый пролетарский писатель» Максим Горький: «социалистический гуманизм» (то есть гуманизм только по отношению к «людям труда»), народность и партийность. Тематика литературных произведений этой эпохи касалась, в основном, восхваления «нового общества» и описания борьбы с его врагами. Однако деятели русской литературы и в таких условиях смогли создать выдающиеся произведения. В эти годы появились «Тихий Дон» М.А. Шолохова, «Петр Первый» А.Н. Толстого, «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» И.А. Ильфа и Е.П. Петрова, выходили рассказы М.М. Зощенко, детские произведения Е.П. Гайдара, К.И. Чуковского, С.Я. Маршака и др.
Однако безусловный приоритет общечеловеческого начала над классовым отстаивали в своем творчестве А.П. Платонов, Е.И. Замятин, М.А. Булгаков, А.А. Ахматова, М.И. Цветаева, О.Э. Мандельштам, М.М. Пришвин, И.Э. Бабель, Б.Л. Пастернак. Но эти авторы практически лишены были возможности публиковать свои произведения, «писали в стол», преследовались и истреблялись властями.