В)постоянное увеличение емкости рынка в условиях активизации отечественных и иностранных конкурентов.

В зависимости от ситуации на рынке эксперты определили следующие показатели прибыли (см. табл. 1).

Таблица 1

Стратегия фирмы Прибыльв зависимости от ситуации на рынке, в условных единицах
  Вариант «а» Вариант б» Вариант «в»
Малолитражные автомобили Эко Легковые автомобили Грузовые автомобили

Правило оптимиста. В качестве наиболее эффективной альтернативы выбирается та которая обладает наивысшем достижимым значением оцениваемого показателя. При этом ЛПР не учитывает риск изменения ситуации. Принцип- лучший из лучших. Выделяется самая вероятная ситуация; например, руководство фирмы считает, что спрос на автомобили будет постоянно возрастать, а структура его останется неизменной (вариант «а»). Очевидно, при этом будет принято решение сосредоточиться на выпуске эко автомобилей, что должно дать наибольшую прибыль.

Правило № 2 «правилом осторожного пессимиста».исходит из принципа минимакса. Он разработан в применении к управленче​ским решениям И.фон Нойманом, О.Моргенштерном и А. Вальдом и исходит из задачи полного исключения риска. Для этого из всех возможных при разных стратегиях показателей прибыли отбираются самые низкие. Далее уже из них выделяется самый высокий.Это критерий консерватизма и попытка максимизировать уровень надежности. Он представляет внешние условия как капризные, и недоброжелательные и делает предположение, что закон Мэрфи («если плохое событие может произойти, то оно обязательно произойдет») полностью подтверждается. Следовательно, по этому критерию необходимо определить наихудший из возможных результатов каждой стратегии; а затем выбрать стратегию, обещающую наилучший из наихудших результатов. В соответствии с этим критерием, если требуется гарантия, чтобы выигрыш в любых условиях оказывался не меньше, чем наибольший из возможных в худших условиях (то есть линия поведения по принципу «рассчитывай на худшее»), то оптимальным решением будет то, для которого выигрыш окажется максимальным из всех минимальных при различ-ных вариантах условий.

Этот критерий ориентирует лицо, принимающее решение, на наихудшие условия и рекомендует выбрать ту стратегию, для которой выигрыш максимален. В других, более благоприятных условиях использование этого критерия приводит к потере эффективности системы или операции.

В нашем примере самые низкие показатели прибыли из всех ситуаций для малолитражных автомобилей — 52, для легковых — 25 и грузовых — 50. Таким образом, оптимальная стратегия, в соответствии с этим правилом,—ориентация на малолитражные автомобили, обеспечивающая относительно высокую прибыль при самых неблагоприятных условиях.

Правило № 3; принцип минимаксного сожаления. Здесь исходят из необходимости минимизи​ровать максимальный риск. Минимаксный критерий Сэвиджа. В соответствии с этим критерием, если требуется в любых условиях избежать большого риска, то оптимальным будет то решение, для которого риск, максимальный при различных вариантах условий, окажется минимальным.

Для этого в каждом варианте ситуации из максимального показателя прибыли, принятого в стратегиях, вычитают в каждой из них показатель ожидаемой прибыли и получают таким образом по всем стратегиям, кроме одной, недоборы в каждой возможной ситуации по сравнению с максимально ожидаемой прибылью. Из всех этих недоборов, т.е. из всех вариантов недополучения прибыли по сравнению с максимально возможной, выбирается наименьший (см. табл. 3). В нашем примере уровень максимального недополучения является самым низким при производстве грузовых автомобилей. Принятие решений на основе этого принципа Л. Сэвидж назвал «политикой боязливого управляющего».

Стратегии фирмы Варианты  
    «а» «б» «в» итог
Малолитражныеавтомобили        
Прибыль Недобор  
Легковые автомобили        
Прибыль  
Недобор
Грузовые автомобили        
Прибыль  
Недобор

Правило № 4. Основано на критерии пессимизма-оптимизма. Принцип Гурвица, который гласит, что если вероятность состояния среды неизвестна, то они должны приниматься как равные. В этом случае выбирается стратегия, характеризующаяся самой предполагаемой стоимостью при условии равных вероятностей.

Задача здесь в нахождении оптимума между минимальными и максимальными показателями прибыли для каждой стратегии. Для этого в расчет вводится так называемый индекс пессимизма-оптимизма. Этот индекс jn- показывает вероятность получения максимальной прибыли в каждой стратегии; тогда ( = 1-jn- отра​жает вероятность получения минимальной прибыли. Если сложить показатели минимальной прибы​ли, умноженной на jn-0, и показатели максимальной прибыли, умноженной на 1-jn-0, по каждой стратегии, то в полученной сумме окажутся учтенными ожидания и оптимистов и пессимистов. У=jn *а1 + ( * а2а1 - маха2- мин

Предположим, что jn- составляет 1/3. Значит, 1-jn =2/3. Оценка стратегий будет выглядеть тогда так (см. табл. )

 

Стратегия Минимум Максимум Итог
Малолитражные автомобили 52 х2/3 = 34,7 70х1/3= 23,3
Легковые автомобили 25х2/3= 16,7 100х1/3 = 33,3
Грузовые автомобили 50х2/3= 33,3 80х1/3=26,7

Наибольший показатель в итоге у производства грузовых автомобилей. Правило «песси​мизма-оптимизма» по имени его автора иногда называют «принципом Гурвица»,

Правило № 5; оно еще именуется правилом Лапласа. Принимается, что наступление каждой ситуации одинаково вероятно; поэтому избирают стратегию со средней прибылью, наивысшей во всех ситуациях. Малолитражные автомобили (52 + 70 + 60):3 = 60,66; легковые автомобили (100 + 25+-50):3 = 58,33; грузовые автомобили (75 + 50 + 80):3 = 68,33. Видно, что средняя величина прибыли выше по грузовым автомобилям.

 

3. Примеры выбора УР в условиях риска

Величина риска (степень риска) измеряется двумя критериями.
среднее ожидаемое значение;