В)постоянное увеличение емкости рынка в условиях активизации отечественных и иностранных конкурентов.
В зависимости от ситуации на рынке эксперты определили следующие показатели прибыли (см. табл. 1).
Таблица 1
Стратегия фирмы | Прибыльв зависимости от ситуации на рынке, в условных единицах | ||
Вариант «а» | Вариант б» | Вариант «в» | |
Малолитражные автомобили Эко Легковые автомобили Грузовые автомобили |
Правило оптимиста. В качестве наиболее эффективной альтернативы выбирается та которая обладает наивысшем достижимым значением оцениваемого показателя. При этом ЛПР не учитывает риск изменения ситуации. Принцип- лучший из лучших. Выделяется самая вероятная ситуация; например, руководство фирмы считает, что спрос на автомобили будет постоянно возрастать, а структура его останется неизменной (вариант «а»). Очевидно, при этом будет принято решение сосредоточиться на выпуске эко автомобилей, что должно дать наибольшую прибыль.
Правило № 2 «правилом осторожного пессимиста».исходит из принципа минимакса. Он разработан в применении к управленческим решениям И.фон Нойманом, О.Моргенштерном и А. Вальдом и исходит из задачи полного исключения риска. Для этого из всех возможных при разных стратегиях показателей прибыли отбираются самые низкие. Далее уже из них выделяется самый высокий.Это критерий консерватизма и попытка максимизировать уровень надежности. Он представляет внешние условия как капризные, и недоброжелательные и делает предположение, что закон Мэрфи («если плохое событие может произойти, то оно обязательно произойдет») полностью подтверждается. Следовательно, по этому критерию необходимо определить наихудший из возможных результатов каждой стратегии; а затем выбрать стратегию, обещающую наилучший из наихудших результатов. В соответствии с этим критерием, если требуется гарантия, чтобы выигрыш в любых условиях оказывался не меньше, чем наибольший из возможных в худших условиях (то есть линия поведения по принципу «рассчитывай на худшее»), то оптимальным решением будет то, для которого выигрыш окажется максимальным из всех минимальных при различ-ных вариантах условий.
Этот критерий ориентирует лицо, принимающее решение, на наихудшие условия и рекомендует выбрать ту стратегию, для которой выигрыш максимален. В других, более благоприятных условиях использование этого критерия приводит к потере эффективности системы или операции.
В нашем примере самые низкие показатели прибыли из всех ситуаций для малолитражных автомобилей — 52, для легковых — 25 и грузовых — 50. Таким образом, оптимальная стратегия, в соответствии с этим правилом,—ориентация на малолитражные автомобили, обеспечивающая относительно высокую прибыль при самых неблагоприятных условиях.
Правило № 3; принцип минимаксного сожаления. Здесь исходят из необходимости минимизировать максимальный риск. Минимаксный критерий Сэвиджа. В соответствии с этим критерием, если требуется в любых условиях избежать большого риска, то оптимальным будет то решение, для которого риск, максимальный при различных вариантах условий, окажется минимальным.
Для этого в каждом варианте ситуации из максимального показателя прибыли, принятого в стратегиях, вычитают в каждой из них показатель ожидаемой прибыли и получают таким образом по всем стратегиям, кроме одной, недоборы в каждой возможной ситуации по сравнению с максимально ожидаемой прибылью. Из всех этих недоборов, т.е. из всех вариантов недополучения прибыли по сравнению с максимально возможной, выбирается наименьший (см. табл. 3). В нашем примере уровень максимального недополучения является самым низким при производстве грузовых автомобилей. Принятие решений на основе этого принципа Л. Сэвидж назвал «политикой боязливого управляющего».
Стратегии фирмы | Варианты | |||
«а» | «б» | «в» | итог | |
Малолитражныеавтомобили | ||||
Прибыль Недобор | ||||
Легковые автомобили | ||||
Прибыль | ||||
Недобор | ||||
Грузовые автомобили | ||||
Прибыль | ||||
Недобор |
Правило № 4. Основано на критерии пессимизма-оптимизма. Принцип Гурвица, который гласит, что если вероятность состояния среды неизвестна, то они должны приниматься как равные. В этом случае выбирается стратегия, характеризующаяся самой предполагаемой стоимостью при условии равных вероятностей.
Задача здесь в нахождении оптимума между минимальными и максимальными показателями прибыли для каждой стратегии. Для этого в расчет вводится так называемый индекс пессимизма-оптимизма. Этот индекс jn- показывает вероятность получения максимальной прибыли в каждой стратегии; тогда ( = 1-jn- отражает вероятность получения минимальной прибыли. Если сложить показатели минимальной прибыли, умноженной на jn-0, и показатели максимальной прибыли, умноженной на 1-jn-0, по каждой стратегии, то в полученной сумме окажутся учтенными ожидания и оптимистов и пессимистов. У=jn *а1 + ( * а2а1 - маха2- мин
Предположим, что jn- составляет 1/3. Значит, 1-jn =2/3. Оценка стратегий будет выглядеть тогда так (см. табл. )
Стратегия | Минимум | Максимум | Итог |
Малолитражные автомобили | 52 х2/3 = 34,7 | 70х1/3= 23,3 | |
Легковые автомобили | 25х2/3= 16,7 | 100х1/3 = 33,3 | |
Грузовые автомобили | 50х2/3= 33,3 | 80х1/3=26,7 |
Наибольший показатель в итоге у производства грузовых автомобилей. Правило «пессимизма-оптимизма» по имени его автора иногда называют «принципом Гурвица»,
Правило № 5; оно еще именуется правилом Лапласа. Принимается, что наступление каждой ситуации одинаково вероятно; поэтому избирают стратегию со средней прибылью, наивысшей во всех ситуациях. Малолитражные автомобили (52 + 70 + 60):3 = 60,66; легковые автомобили (100 + 25+-50):3 = 58,33; грузовые автомобили (75 + 50 + 80):3 = 68,33. Видно, что средняя величина прибыли выше по грузовым автомобилям.
3. Примеры выбора УР в условиях риска
Величина риска (степень риска) измеряется двумя критериями.
среднее ожидаемое значение;